Перейти к содержанию

Берлинский авиасалон ILA 2008:
фоторепорт от Готтфрида Ауэра

Предлагаю вашему вниманию фотоотчет моего хорошего товарища Готтфрида (все фотографии публикуются с его разрешения), посещавшего в далеком теперь уже 2008 г. берлинский авиасалон, который проходил с 27 мая по 1 июня. Место проведения – аэропорт Шёнефельд, точнее – та его площадка, на которой чуть позже началось строительство до сих пор не сданного в эксплуатацию единого аэропорта Берлина – Бранденбург.
Итак, поехали! Вернее – пошли… 🙂 На входе в день массового посещения многолюдно. Но нам сейчас в очереди стоять, к счастью, не придется.

Рраз! – и мы уже осматриваем статику и “околостатику”, непосредственно к экспозиции не относящуюся, но, тем не менее, интересную. Вот как этот спасательный “старичок” UH-1D Iroquois из состава Бундесвера, к примеру.

Главным партнером ILA 2008 была Индия, демонстрировавшая на выставке свои успехи в аэрокосмической сфере. А главным выставочным образцом стал легкий вертолет “Дхрув” (Dhruv), разработанный компанией HAL по программе AHL (Advanced Light Helicopter). Машина демонстрировалась в гражданской и военной версиях одиночно, а также в составе пилотажной группы «Саранг» (Sarang display team), пару из которой мы и наблюдаем на фото. “Саранг” по-индийски – павлин, окраска машин соответствует названию.

Самым большим экспонатом стал А380, экспонировавшийся на ILA уже во второй раз.

Участие летающих легенд из “Ангара №7” в берлинских авиасалонах традиционно широко. “Редбулловские” раритеты действительно являются украшением любого авиамероприятия. И пускай это реклама торговой марки, но уж лучше – пусть так, чем круглосуточно с помощью TB вбивать в головы людей, что “ты – это национальное достояние”…



Еще один бриллиант в короне Red Bull – бомбардировщик North American B-25 Mitchell времен Второй Мировой. В СССР по ленд-лизу был поставлен 861 такой самолет.

Экспозиция Люфтваффе. “Еврофайтер”

и “Торнадо” ECR. Сзади выглядывает киль “Фантома”.

Еще один “Торнадо”, теперь в варианте IDS.

Часть мероприятий ILA 2008 была посвящена 60-летию установлению воздушного моста в Западный Берлин во время его якобы блокады Советским Союзом в 1948-49 гг. (операция “Berliner Luftbrücke”). Тогда сотни вот таких “Дугласов”, по живущей и поныне легенде, доставляли по воздуху продукты, медикаменты и топливо “голодающим Берлина”. Оставим миф на совести создателей сказок про “кровожадных русских, желавших уморить голодом западноберлинцев”, Бог им судья. В сети достаточно материалов, включая ссылки на документы, на эту тему. Желающие – да отыщут.  А мы пойдем дальше смотреть самолеты.

Это Douglas Dakota C.3 (C-47A) 1943 г. постройки из Великобритании, принадлежит мемориальному фонду “Битва за Британию”.

Частный C-47B Skytrain из Швеции, 1945 г. постройки.


Принадлежность этой “Дакоты” по снимкам установить не удалось. Может, кто знает – напишите в комментах. Я подправлю.
Вот. Как сообщил нам Антон, это DC-3 компании Air Service Berlin. 

Словацкий МиГ-29, доработанный до стандартов НАТО специалистами РСК “МиГ”.

“Цифровой” камуфляж на “двадцатьдевятом” необычен, конечно. Но смотрится, по-моему, классно!


Венгерский JAS-39D “Грипен”.

Тоже венгерский Ми-24В. Красавец!


Гражданский “Дхрув”. Напоминает наш “Ансат”, только покрупнее немного. В разработке этого вертолета активное участие принимал немецкий концерн MBB.

Янки, как обычно, нагнали на выставку кучу техники, “от мала до велика”. Самое “велико” – это Lockheed C-5M Galaxy 🙂 Ишь, пасть какая!

ВВС Франции на том салоне представлял двухместный “Рафаль В” (Dassault Rafale B).


F-16C ВВС США и

его собрат F-16AM Fighting Falcon из Нидерландов. “Голландец” – частый гость европейских публичный авиамероприятий тех лет.

Стратегических бомбардировщиков Rockwell B-1B Lancer на том салоне побывало аж два. Поскольку один из них участвовал в летной программе, смею предположить, что второй борт был резервным.

Завсегдатай ILA от Бундесмарин – базовый патрульный P-3C “Орион”.

MDD F-15C Eagle от USAF в Европе.

Да, “Гэлэкси”, конечно, машина исполинская, слов нет!

Пилотажный биплан Pitts с американской регистрацией. Яркий, эффектный, маневренный…

О, а это очень интересная машина, принадлежащая исследовательскому центру DLR! Называется VFW-Fokker 614. Это, пожалуй, была последняя попытка немецкого авиапрома создать конкурентноспособный пассажирский самолет, пусть даже в сотрудничестве с голландской “Фоккер”. Увы, машина “не пошла”, было выпущено всего 16 лайнеров. Тем интереснее экспонат! В аэропортах его не увидишь, только в музеях…

А этот аппарат и вовсе построен в единственном экземпляре. Студенческое КБ из Мюнхена Akaflieg München разработало и построило этот спортивно-пилотажный Mü30 в 2000-м году. С тех пор регулярно выставляет его на ILA.

BEECH D17S знаком читателям по моему рассказу об ILA 2012. Повторяться не будем.

“Работающие” на ILA полицейские Еврокоптер ЕС-135.


Реплика исторического триплана Fokker DR.1 времен Первой Мировой войны.

Aérospatiale SA330J Puma немецкой компании HELOG Emergency Response, главным направлением работы которой является тушение пожаров и аварийно-спасательные работы.

Первый серийный газотурбинный вертолет в мире Aerospatiale SE-3130 Alouette II из состава армейской авиации Бундесвера.

Частный Еврокоптер ЕС-120 “Колибри”.

Самый тяжелый бундесверовский вертолет CH-53G.

Хорошие фотки, правда? Спасибо Готтфриду!

Вот чем-чем, а “Тексанами”/”Гарвардами” в Европе никого не удивить… 🙂 Хотя?.. Этот North American AT-6 Harvard II, принадлежащий истребительной академии (Air Fighter Academy.HG 10) из немецкого Узедома, построен в 1941 г. И до сих пор летает…

Следующий раритет – Мессершмитт Bf-108 “Тайфун”.

Четырехместное “воздушное такси” Fairchild 24W-46 – тоже машина раритетная, ведь впускалась в период 1932 – 1948 гг. Большая часть оставшихся в эксплуатации “двадцатьчетверок” сосредоточена по ту сторону океана, поэтому увидеть ее в Европе – удача!

А как вам этот Ryan Aeronautical ST-A 1939 года?

Пилотажная “шестерка” ВВС Швейцарии “Патрулль Свисс”  (Patrouille Suisse) – участник ILA 2008.



Летный экземпляр первого серийного реактивного истребителя Messerschmitt Me.262 «Schwalbe».

Биплан Boeing N2S-5 Kaydet (E75) 1943 г. постройки со специальной рамой для воздушного акробата. До 2005 г. эксплуатировался за океаном, потом перекочевал в Европу. 10 сентября 2011 г. машина потерпела аварию. Пилот остался жив, но биплан был серьезно поврежден и, судя по всему, восстановлению не подлежал. На ILA 2014 (читатели увидят фоторепортаж об этой выставке в середине февраля) немецкая группа “Wing-Walkers” оперировала уже другим “Кадетом”.

Пара обзорных кадров, в которые попал De Havilland DH-104 Devon C.2 (крайний справа) 1949 г. выпуска

и частный L-29 “Дельфин” с российской регистрацией 1972 г. выпуска. Количеству исторической техники в летном состоянии можно только позавидовать…

Противопартизанский North American OV-10B Bronco очень популярен в Европе среди коллекционеров. Есть даже ассоциация поклонников этого типа, периодически проводящая слеты владельцев и фанатов. Что же касается этой машины, то теперь она летает в другом обличии, “кося под американского морпеха”. 🙂

Экcпозиция Eurocopter: новейший на то время многоцелевой EC-725R2 Caracal

и линейка легких вертолетов, за которыми следовали NH-90 и “Тайгер”.

Знакомство с продукцией “Еврокоптера” (ныне – Airbus Helicopters) внезапно прервал проруливающий “Спитфайр”. А же говорил, “по раритетам” здесь просто раздолье!.. 🙂

“Тайгер” крупным планом.

Но эта-то машинка, думаю, посерьезнее будет… 🙂 Особенно – ее современные модификации. А снимок какой! Чудо!

“Легковая” авиация на ILA традиционно в почете. Cessna, Piper и другие участники борьбы за кошельки состоятельных граждан не упускают возможность лишний раз продемонстрировать свой товар лицом.

К слову, нередко на ILA можно встретить предложения “б/ушных” машин. Причем, иногда такие раритеты предлагаются, что диву даешься. Вот в 14-м году французский “Бруссард” продавали (но я с собой денег не взял в тот раз 🙂 ). Так что, если кому надо – welcome! 🙂

Eurocopter EC-135T-2.

Ан-26 – самолет обеспечения участия  польского МиГ-29А в выставке.

Один из индийских “Дхрувов” крупным планом.

“Павлины, говоришь?! Кхэ…” ©


Амфибия Dornier Do-24 ATT. История этой машины поистине удивительна. Разработка 30-х гг. прошлого столетия, она была построена в 1944 г., и до 1971 г. использовалась в качестве поисково-спасательного в Испании. В период с 1979 г. по 1983 г. в самолет попытались вдохнуть вторую жизнь, оснастив ее убирающимся шасси, полностью новым, усиленным крылом и турбовинтовыми двигателями РТ6А. Но коммерческого успеха, судя по всему, эта идея не имела, и самолет был помещен в Немецкий музей в Мюнхене.
Через 20 лет внук творца Do-24 Клода Дорнье – Ирен, выкупил самолет из музея, переправил его на Филиппины, восстановил до летного состояния и отправился на нем в феврале 2004 г. в кругосветное путешествие в качестве пилота.  Предварительно получив сертификат летной годности, конечно. Я видел эту удивительную машину в Берлине в 2014 г.

Знаменитая Консолидейтед “Каталина”. “Правильное” наименование – Consolidated (Canadian Vickers) PBV-1A Canso A., год постройки – 1944, владелец – Catalina Aircraft Limited, Великобритания. Мы ее еще в полете увидим ниже.

Собственно, к летной программе и переходим. Снимков, к сожалению, немного, но уж что есть. Пожалуй, я от комментариев, по большей части, воздержусь, т.к. львиная доля летающих машин была представлена в статической экспозиции. Исключение сделаем лишь “для новичков”.


Многоцелевой “евровертолет” NH-90, “сухопутная” версия.






Обожаю ILA только за то, что бОльшую часть наземной “движухи” можно наблюдать и снимать благодаря близкому расположению мест подготовки к полетам!



За “двадцатьдевятым” – очередь из рулящих бортов. Красота!

Во время полетов “Еврофайтера” посетители выскакивают из павильонов, бросают еду и галопом несутся к полосе посмотреть на него. Самолично наблюдал за этим в 2014-м году.


Вот “Глоубмастера” я на статике почему-то не видел. Вполне возможно, что он демонстрировался только в полете.



И в заключении – обещанная “Каталина”.


В целом, впечатления от ILA 2008 самые благоприятные. Несмотря на определенную скученность экспонатов и приличное количество посетителей поснимать эффективно  можно было даже в публичные дни. А уж по количеству летающих легенд этот салон, пожалуй, в числе первых. Во всяком случае, на более поздних мероприятиях 12-го и 14-го годов их было реально меньше. И еще раз – огромная благодарность Готтфриду Ауэру за возможность виртуально побывать на ILA-2008!

А в ближайших планах – выставки 2010 и 2014 годов. Как говорится, следите за рекламой! Или просто подпишитесь на рассылку… Удачи!

[Всего голосов: 3    Средний: 5/5]

2 комментария

  1. Антон

    Неопознанная в посте “Дакота” – это Douglas DC-3C D-CXXX, владелец – Air Service Berlin. Самолет разбился вблизи Шёнефельда в июне 2010 г. Все остались живы, но Дуглас потом долго восстанавливали. Восстановили…

    • Игорь Евгеньевич

      Спасибо, Антон! Точно, я его в 2014 г. на ILA видел, правда, уже в другом мундире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
24 − 6 =