Skip to content

Берлинский авиасалон ILA 2012, ч.2

Второй день моего присутствия на ILA 2012 начался с кросса от входа к рулежной дорожке, по которой буксировали только что приземлившийся А300-600ST (ST — Super Transporter) Beluga. Ну, как такое пропустить?!

На бегу успеваю зацепить объективом яркий PZL-106 KRUK — польский сельскохозяйственный самолет в окраске ГДР-овской а/к Interflug. Красавец!

А вот до следующего биплана со стойкой для Wingwalker дотянуться не успел. Ну как, когда прямо на тебя тащят такое?! 🙂

«Белугу» отбуксировали на центральное место в экспозиции Airbus, а мы с Готтфридом помчались занимать место «у забора», т.к. посетители все прибывали, и был риск остаться без хорошего места.

Утром «на разогреве» выступали небольшие частные машины, такие как этот Aviat Husky A-1. Самолет круто ушел в небо после очень небольшого разбега, а затем наворачивал круги вдоль полосы.

Сразу оговорюсь относительно съемки в воздухе. Перед самой выставкой я приобрел телевик Sigma 50-500 mm f/4-6.3 без стабилизатора. И авиасалон поневоле стал полигоном для съемки тяжелым, темным и не очень резким объективом, не отягощенным, к тому же, стабом. По результатам использования я быстренько от него избавился, но осадочек фотографии остались. Поэтому претензии к качеству фото не принимаются 🙂 Следует также учесть, что, всю прелесть съемки в RAW я тогда не оценил (молодой еще был, зеленый совсем, чего там 🙂 ), сохранял обычный «джипег». Ну, и, наконец, съемку на ILA простые посетители могут вести исключительно против солнца. Так что, вот так…

Прибыла пара польских МиГ-29. Вооот для кого вчера техаптечку привезли! Я ж говорил… 🙂  Правда, в этот день их пилотаж мы не увидели…

Второй борт, как правило, резервный.

Очень интересный А300! Модель называется A300B2-103, принадлежал французской компании Novespace и использовался Европейским космическим агентством для тренировки космонавтов в условиях невесомости.

Самолет построен в далеком 1973 г., и в ноябре 2014 г. был списан по причине выработки ресурса. В настоящее время Novespace оперирует одним А310, совершающим полеты по параболической траектории с теми же, что и этот А300, целями.

В воздухе — один из хедлайнеров авиасалона, электрический Elektra One Solar немецкой компании PC-Aero. Этакое «завтра» авиации, по крайней мере, сверхлегкой. Цельнокомпозитная машина может находиться в воздухе до трех часов, и со средней скоростью  160 км/ч пролететь до 400 км. В принципе, аналогичные характеристики демонстрируют обычные ультралайты, оснащенные бензиновыми двигателями. Но… цены на них существенно ниже, чем на «Электру Ван», ведь этот аппарат вместе со специальным ангаром «SunAirport» обойдется вам в сумму около 100 тыс. евро. Ну, не вам, кому-нибудь другому… 🙂

Красиво летал «редбулловский» «Кугар», потянув немного на взлете с набором и пройдя над полосой так, что все желающие могли наблюдать за процессом уборки шасси.


Эффектно отработал и сельскохозяйственный «Крук», распыляя воду над полосой. Странно, что он не прижился в СССР, машина-то, в общем, очень неплохая. И уж наверняка дешевле в эксплуатации Ан-2.


А это экспериментальный Eurocopter X3, предназначенный для исследований в области создания скоростных вертолетов. В ходе испытаний этот гибрид, под данным разработчика, разгонялся до 487 км/ч.

Создан он на базе популярного в свое время вертолета Aérospatiale AS.365 Dauphin, но установлены новые турбовальные двигатели RTM 322 (как на европейском NH-90), от которых осуществляется привод несущего и тянущих винтов.

Аппарат этот и впрямь летал эффектно, то замирая на месте, то резко стартуя и очень быстро разгоняясь, то снова быстро сбрасывая скорость «до нуля».

Ну, раз пошла винтокрылая техника, сделаю вставочку снятого в предыдущий день. Пройдя линейку военных машин, мы попали как раз к рулежной дорожке, на которой часть участников летного показа «вступает в игру». Место для съемки благоприятное, т.к., пожалуй, это самая выгодное местоположение и с точки зрения освещения, и — наблюдения за авиатехникой «в движении». Потому-то мы тут в предыдущий день и «зависли».
На показ как раз уходил немецкий «Тайгер», а за ним планировал взлетать противолодочный  NHIndustries NH-90 ВМС Италии — машина относительно новая и еще не намозолившая глаза.

«Тигр» порезвился в воздухе, эффектно выполняя маневры на вертикалях


и освободил воздушное пространство для итальянцев.

NH-90 — это европейский проект, разработка которого началась в 1985 г. На его создание ушло 10 лет, машина выпускается в двух основных вариантах: сухопутный NH-90 TTH и корабельный многоцелевой NH-90 NFH, который мы и наблюдаем.

Машина очень компактная, способна базироваться на кораблях класса «фрегат».

Пилотаж итальянцев был очень спокойным и изящным, я бы сказал. В программе превалировали боевые развороты, но все это очень выдержанно и достойно как-то, без суеты.


Польскую пилотажную группу «Zelazny» постоянным читателям блога представлять не надо. Новички же могут подробно посмотреть на них в рассказах об авиашоу в Радоме.

Одно могу добавить: летают исключительно красиво!

Поучаствовала в летном показе и историческая авиатехника из музея Мессершмитта. Это Ме-109 и Ме-262,

а это Ме-108 «Тайфун». И грезится мне, как на МАКС-2021 в небе над Раменским также пройдут МиГ-3 и МиГ-9, а за ними — ну, хотя бы Як-12… тем более, что летный МиГ-3 уже есть. Дело за малым…
Во-105 из команды Red Bull не перестает восхищать своими кульбитами!


Пара «Тексанов» из той же команды продемонстрировала исключительную групповую слетанность. Как приклеенные друг к другу летали!

Летали они очень долго и красиво!

Еще один член команды красных быков не столь популярен, как Во-105 или хромированный DC-6. Это Cessna 337, но более известно ее военное обозначение — О-2А Skymaster. Именно под таким «именем» эта машина несла воинскую службу в ВВС США в качестве связного и арткорректировщика, участвовала во Вьетнамской войне.

По части эффектности выступления запоминающимся я бы его не назвал. Ну, летал…

Настал черед Ю-52. Правда, его полет был не демонстрационным, а коммерческим: катал желавших окунуться в историю 🙂


А320 демонстрировал законцовки-шарклеты ежедневно. И специалистам, и всем остальным.

Это вот, кстати, «фотоотчет» о его полете накануне.

Военное ведомство разыграло для публики целый спектакль. Сначала поле условно «расчистили» «Фантомы» и «Торнадо», после чего, под прикрытием барражировавших истребителей приземлился транспортный CH-53G. Из него выкатился камуфлированный «Гелендваген» с кузовом «кабриолет»! Вы видели такое? Это ж как надо поиздеваться над святым (для некоторых, конечно), чтобы облить «Гелек» зеленой краской, да еще срезать крышу!!! 🙂 Что делается!… 🙂

Ветеран красиво «отвалил» с левым креном, а на земле опять «освобождали заложников» (осталось за кадром) …

Сверху действо прикрывалось проносившимися на приличной высоте «Фантомами».

А тем временем за «Гелендвагеном» (ну, и за спецназом, конечно) прилетел С-160 «Трансалл». Самолет за «Геликом» — как это по-нашему 🙂

Организованно погрузились и отчалили.

Апофеозом стала имитация дозаправки в воздухе пары «Торнадо» ECR

в сопровождении пары «Ефрофайтеров». На том действо и завершилось. Зрители выдохнули 🙂

Но не тут-то было! В небо ушла пара французских красавцев «Фламанов».

Французы подготовили замечательную летную программу, а от интервалов и дистанций во время пилотажа захватывало дух! Жаль, что большей частью фотки не вышли, особенно, когда они выполняли роспуск…

Я, когда вижу этот самолет, всегда вспоминаю кадры из второй серии «Фантомаса». Там на таком же «Фламане» пытались догнать «реактивный» «Ситроен» «синеголового» :mrgreen:

Похоже было, что ребята выжимали из этих тихоходных, «мирных» машин все возможное.

Посадку французов сопровождали бурные аплодисменты, так они понравились публике.


Зрителей продолжил развлекать еще один представитель Пятой республики на учебно-тренировочном Fouga CM.170 Magister. Я его выступление как-то не очень хорошо помню. Но летал — это факт 🙂

Австрийская RUAG представляла улучшенную версию 19-местного Do-228 с индексом NG. Упор в показе делался на прекрасные взлетно-посадочные характеристики.

Замечу, что, несмотря на то, что»исходная» машина мало известна в нашей стране, в мире, по данным Flight International, около шести десятков эксплуатантов 228-х первого поколения, в том числе — ВМС Индии, где эти машины используются как патрульные. К слову, Индия их и выпускала по лицензии.

NG имеет очень короткий разбег и пробег, а его рулежка «хвостом вперед» вызвала аплодисменты.

Красавец DC-6 летал уже, когда солнышко скрылось за тучами.

Что позволило снять его без бликов, обязательных при такой поверхности на ярком солнце.

Он закладывал крены градусов под 40-45, выпускал и убирал шасси в полете и был мало похож на пассажирский лайнер конца 40-х гг. с салоном на 56 мест.

Программу завершали спортсмены на двух Zlin Z-526 AFS Acrobat из аэроклуба немецкого города Гера.


Потом в небо поднялся еще один спортсмен на пилотажном Extra 300, но мы с Готтфридом решили, что пора сворачиваться. В программе ничего особо интересного больше не было, а зрителей в этот день было достаточно. И очень не хотелось терять время на то, чтобы выбираться оттуда, когда вся эта масса двинется к выходу.

В общем, ILA 2012 для нас завершился. Я на этом салоне был впервые, да и вообще количеством посещенных авиамероприятий избалован в то время не был. Мне понравилось очень! Он, конечно, резко отличается от МАКСа своим «спортивно-цивильным» окрасом. Здесь не гремят «Сухие», не крутится «вокруг хвоста» МиГ-29ОВТ и нет парадной линейки «Вертолетов России». Здесь совсем другая атмосфера, более спокойная, домашняя, что ли. Единственное, я бы все-таки давал возможность взглянуть на полеты А400, А380 и «простым смертным», а не только специалистам. В тот раз А400 летал только в 1-й день, когда Ангела Меркель открывала выставку. Но тот хоть на статике был. А А380 был презентован спецам в первые два дня, а затем улетел вовсе. Но, целом, конечно, здорово!

Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
10 + 21 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 Пока оценок нет. Станьте первым
Загрузка...