Skip to content

Radom AirShow-2015. Часть I

Начнем, пожалуй, со статьи, вышедшей в октябрьском номере (2015 г.) национального журнала «Крылья Родины». В ней об авиашоу вкратце, чтобы читатель мог составить общее впечатление о мероприятии.
22-23 августа в польском городе Радом, что в 100 км от Варшавы, состоялось XIV международное авиашоу “Radom AirShow 2015”. Аэродром Радом Садков (Radom Sadków) принял в эти дни, по оценкам организаторов, 250 летательных аппаратов из 20 стран, а также около 180 тыс. зрителей.
Летная программа авиашоу была настолько насыщенна, что осмотреть довольно приличную (и по размерам, и по насыщенности) статическую экспозицию из трех десятков машин можно было только в ущерб полетам. Судите сами: оба дня летный показ начинался в 9 утра и длился беспрерывно в течение 10 часов. С утра публику развлекали многочисленные в Польше аэроклубы, а после полудня и до вечера небом над аэродромом завладевали военные. Предварял основную часть программы воздушный парад польских ВВС. А затем — одиночный и групповой пилотаж известнейших пилотажных групп и солистов, небольшое, но эффектное файер-шоу с имитацией удара по наземным целям польскими Су-22М4, демонстрация возможностей новейшего турецкого вертолета Т129 АТАК (лицензионный вариант итальянского А129 «Мангуста»).
Что же касается именитых гостей, то здесь их было предостаточно: «Патруль Свис» (Patrouille Suisse), «Фречче Триколори» (Frecce Tricolori), «Балтик Бииз» (Baltic Bees). Испанию представляли сразу две пилотажные группы: «Патрулла Агилла» (Patrulla Águila) на учебных CASA-101 «Авиоджет» и «Патрулла АСПА (Patrulla Aspa) на легких вертолетах ЕС-120 «Колибри». Пожалуй, впервые в столь масштабном восточноевропейском мероприятии участвовали пилотажные группы из Дании (Baby Blue) и Иордании (Royal Jordanian Falcons). И пускай они выступали не на боевых, а на учебных и спортивных машинах, по зрелищности их пилотаж был ничем не хуже, чем у более именитых собратьев. Разве чуть скромнее и тише…
В «одиночной» категории выступили представители Греции и Бельгии (оба на F-16), французский пилот на «Рафале», его итальянский коллега на «Еврофайтере», словацкий ас на МиГ-29. Довольно эффектно смотрелся и раритетный румынский МиГ-21 «Лансер». Австрийские военные представили пилотаж легкого УТС Пилатус PC-7. ВВС Чехии продемонстрировали уже традиционные для европейских авиашоу выступления L-159 и Ми-24, а вот чешские «Гриппены» в этот раз по каким-то причинам отсутствовали. Жаль. Эффектный пилотаж на этом легком истребителе, как правило, вызывает неизменный восторг зрителей.
Постарались и хозяева. Две «национальные команды» — «Бяло-червоные «Искры»» на TS-11 и «Орлики» на одноименных PZL-130 – были встречены бурей эмоций большинства зрителей. С какой теплотой и любовью приветствовали они своих летчиков! А уж об одиночном пилотаже польского пилота на МиГ-29 и говорить нечего! Национальный герой, не иначе…Пилотаж был и вправду хорош. Недаром наш МиГ «в польском исполнении» вызвал фурор на прошедшем этим летом английском Фейфорде Royal International Air Tatoo. Эффектно смотрелись также пары Су-22М4, Ми-24, одиночная работа польских вертолетчиков на W-3 «Сокол» и легком SW-4 национальной разработки.
По сравнению с предыдущими годами авиашоу «повзрослело». Усилились меры безопасности, значительно выросло количество посетителей, расширилась география участников и авторитет мероприятия. Неизменны лишь буря восторга и море положительных эмоций от этого 10-часового марафона летного мастерства!
А теперь чуть подробнее, с иллюстрациями…

У "Фрече Триколори" на этом аэродроме свое постоянное место - самая близкая к публике стоянка
У «Фрече Триколори» на этом аэродроме свое постоянное место — самая близкая к публике стоянка
"Суперкаб" "повышенной проходимости". И это не самоделка какая-нибудь. Такой вариант с 80-х гг. выпускает фирма "Авиат эйркрафт". А самолет называется "Хаски" (Husky).
«Суперкаб» «повышенной проходимости». И это не самоделка какая-нибудь. Такой вариант с 80-х гг. выпускает фирма «Авиат эйркрафт». А самолет называется «Хаски» (Husky)
217F0355
На старт собирается группа польских спортсменов
Не дорулив до полосы возвращаются. Вот у этого спустил левый пневматик. Бывает. Вовремя заметили...
Не дорулив до полосы возвращаются. Вот у этого спустил левый пневматик. Бывает. Вовремя заметили. А я потренировался на длинных выдержках…
Пожалуй, самая именитая в Польше спортивная пилотажная группа - "Желазны" (Zelazny). Два Zlin Z-50, один Extra 330 и планер MDM Solo Fox. Вот его-то и катят на старт
Пожалуй, самая именитая в Польше спортивная пилотажная группа — «Желазны» (Zelazny). Два Zlin Z-50, один Extra 330 и планер MDM Solo Fox. Вот его-то и катят на старт
В воздухе - любительская пилотажная группа 3АТ-3 на одноименных легких "ктовых" самолетах польской постройки.
В воздухе — любительская пилотажная группа 3АТ-3 на одноименных легких «китовых» самолетах польской постройки
Несмотря на маломощные двигатели и простую конструкцию, пилоты этих машин демонстрируют вполне достойный пилотаж.
Несмотря на маломощные двигатели и простую конструкцию, пилоты этих машин демонстрируют вполне достойный пилотаж
Единственную в группе Zelazny девушку зовут Агата (Agata Nykaza)
Единственную в группе Zelazny девушку зовут Агата (Agata Nykaza)
Zlin Z-50LS.
Zlin Z-50LS
Пилотаж у ŻELAZNY красивый
Пилотаж у ŻELAZNY красивый…
... и сольное выступление на планере добавляет ему особый шарм. Кстати, в последние годы планеры стали оснащать какими-то шумовыми генераторами, и они теперь "завывают" в воздухе. Эффектно!
… и сольное выступление на планере добавляет ему особый шарм. Кстати, в последние годы планеры стали оснащать какими-то шумовыми генераторами, и они теперь «завывают» в воздухе. Эффектно!
Выступление ŻELAZNY завершено. Отличительная особенность авиашоу в Радоме — приветствия участниками публики. Барьер, ограничивающий зрителей, расположен вблизи рулежки, поэтому визуальный контакт с летчиками — дело обычное.
А это Тадеуш Колашевски (Tadeusz Kołaszewski) заруливает на стоянку. Поприветствуем же его!
Спортивная часть программы завершилась. В дело вступают военные. Для участия в воздушном параде на старт потянулись "Орлики".
Спортивная часть программы завершилась. В дело вступают военные. Для участия в воздушном параде на старт потянулись «Орлики»
PZL-130 - это польская разработка 80-х гг., первоначально - с советским поршневым мотором М-14. В 90-е машину переработали под чешский ТВД М601, а затем - канадский РТ6. Вот в таком виде он и поступил на вооружение ВВС Польши в 1993 г.
PZL-130 — это польская разработка 80-х гг., первоначально — с советским поршневым мотором М-14. В 90-е машину переработали под чешский ТВД М601, а затем — канадский РТ6. Вот в таком виде он и поступил на вооружение ВВС Польши в 1993 г.
В начтоящее время машины дорабатываются до стандарта ТС2 (новый двигатель, крыло, авионика) и усиленно продвигается на внешний рынок. Пока - безуспешно...
В настоящее время машины дорабатываются до стандарта ТС2 (новые двигатель, крыло, авионика) и усиленно продвигаются на внешний рынок. Пока — безуспешно…
TS-11 Iskra пилотажной группы "Бяло-червоные "Искры"". Без преувеличения - ветераны, ведь из разработка началась еще в конце 50-х гг. ХХ века.
TS-11 Iskra пилотажной группы «Бяло-червоные «Искры»». Без преувеличения — ветераны, ведь из разработка началась еще в конце 50-х гг. ХХ века, а первый полет состоялся 5.02.1960 г
С 1964 г. на "Искрах" выросло не одно поколение польских пилотов. Теперь их заменят итальянские М346 "Мастер" (которые то же, что и Як-130)
С 1964 г. на «Искрах» выросло не одно поколение польских пилотов. Теперь их заменят итальянские М346 «Мастер» (которые то же, что и Як-130)
У этих ребят место съемки, конечно, шикарное. Эх!...
У этих ребят место съемки, конечно, шикарное. Эх!…

Парад как таковой меня интересовал мало. Съемка против солнца, проход техники на приличной высоте… Да и пора бы было уже набрать воды. Дело в том, что в этот раз почему-то у всех на входе выливали из бутылок воду и объясняли, что ее можно будет бесплатно набрать дальше. Раздача бесплатной воды «дальше» была организована, мягко говоря, «не очень», пришлось потратить драгоценное время на ожидание в очереди. Как раз здесь я и заснял вертолет круглосуточного польского телеканала TVN.

Возможно, это одно из последних фото данного Робинсона перед аварией.
Возможно, это одно из последних фото этого Робинсона перед аварией

Потом, когда я уже находился на месте съемки, польские коллеги, которые прослушивали эфир, сообщили, что вертолет разбился. Как выяснилось позже, произошла серьезная авария. Люди, слава Богу, живы, но R-44 серьезно пострадал.
В очереди за водой пришлось снимать и воздушный парад. Вот несколько кадров.

Очень знакомый силуэт Ми-2.
Очень знакомый силуэт Ми-2
За ними - польские W-3 "Сокол", развитие Ми-2.
За ними — польские W-3 «Сокол», развитие Ми-2

Потом прошли «восьмерки», Ми-24, после чего в небе появилась транспортная авиация.

Ан-28 под обозначением М28 "Брыся" в нескольких модификациях состоит на вооружении в Польше.
Ан-28 под обозначением М28 «Брыся» в нескольких модификациях состоит на вооружении в Польше
EADS (CASA) C-295. Ими были заменены устаревшие и неэкономичные Ан-26. Когда уже у нас появится замена этому ветерану?
А это EADS (CASA) C-295. Ими были заменены устаревшие и неэкономичные Ан-26. Когда уже у нас появится замена этому ветерану?
Су-22М4 продолжают находиться в строю ВВС Польши. Как упрек тем, кто в одночасье лишил ВВС России прекрасных машин Су-17М3/М4 и МиГ-27.
Су-22М4 продолжают находиться в строю ВВС Польши. Как упрек тем, кто в свое время в одночасье лишил ВВС России прекрасных, эффективных и недорогих в эксплуатации машин — Су-17М3/М4 и МиГ-23/27
Еще одно детище советского авиапрома, надежно охраняющее польское небо - МиГ-29А.
Еще одно детище советского авиапрома, надежно охраняющее польское небо, — МиГ-29А
Гордость польских ВВС — F-16 с польским «именем собственным» — «Ястреб»
Завершали проход воздушных сил Польши пилотажные группы "Орлики" и "Бяло-червоные "Искры"".
Завершали проход воздушных сил Польши пилотажные группы «Орлики» и «Бяло-червоные «Искры»»

Начинался собственно показ. И открывала его пилотажная группа ВВС Швейцарии «Патруль Суисс» ( Patrouille Suisse) на истребителях F-5E «Тайгер».
217F1189

Ну, этим уже никого не удивишь… Но все равно здорово!
Характерная черта этой пилотажной группы - сверхмалые вертикальные интервалы.
Характерная черта этой пилотажной группы — сверхмалые вертикальные интервалы (эшелоны)
Новый элемент программы, впервые продемонстрированный в прошлом году.
Новый элемент программы, впервые продемонстрированный в прошлом году
Пока швейцарцы выписывают групповые пируэты в воздухе, на старт проруливает греческий солист
Пока швейцарцы выписывают групповые пируэты в воздухе, на старт проруливает греческий солист капитан Сотириос Стралис (Sotirios Stralis) на F-16 Block52, «облаченном» в новую яркую ливрею
В последние годы проход с выпущенными шасси стал практически обязательным пунктом программ большинства пилотажных групп.
В последние годы проход с выпущенными шасси стал практически обязательным пунктом программ большинства пилотажных групп
"Патруль Суисс" завершили свое выступление, ....
«Патруль Суисс» завершиают свое выступление, ….
... а в небо уже устремляется греческий "Зеус демо" (Zeus demo team). Когда-то и у Греции была полноценная пилотажная группа на Канадэйр CL-13 (то же, что и F-86 "Сейбр"). Но это было давно...
… а в небо уже устремляется греческий «Зеус демо» (Zeus demo team). Когда-то и у Греции была полноценная пилотажная группа на Канадэйр CL-13 (то же, что и F-86 «Сейбр»). Но это было давно…
Грек еще в воздухе, а на старт спешит румынский МиГ-21бисR "Лансер". Вообще, большинство участников выруливала с запредельным запасом времени, а потом молотила по 10-15 минут на малом газу перед полосой. Топлива и ресурса не жалко?
Грек еще в воздухе, а на старт спешит румынский МиГ-21бис R «Лансер». Вообще, большинство участников выруливала с запредельным запасом времени, а потом молотила по 10-15 минут на малом газу перед полосой. Топлива и ресурса не жалко?
А грек летал красиво! Хотя особо выдающейся маневренности за F-16 я никогда не замечал.
А грек летал красиво! Хотя особо выдающейся маневренности за F-16 я никогда не замечал
Обожаю такие ракурсы! как будто рядом летишь...
Обожаю такие ракурсы! как будто рядом летишь…

Когда в небо поднялся наш, доработанный израильтянами, «БИС», вспомнилась формулировка из конспекта по тактике советских ВВС: «… МиГ-21бис способен вести маневренный бой с истребителями ВВС США четвертого поколения F-15 и F-16. А в определенных диапазонах высот и скоростей — превосходить их». Хвала создателям таких машин, которые не устаревают и за полвека!

Выступление румынского аса на МиГ-21бис смотрелось весьма эффектно.
Выступление румынского аса на МиГ-21бис смотрелось весьма эффектно
Как говорится, классика! Вот уж точно: старый конь борозды не испортит...
Как говорится, классика! Вот уж точно: старый конь борозды не испортит…

В показ вступает «Патрулла АСПА» (Patrulla ASPA) ВВС Испании. Впервые я их увидел в 2013 г. в чешской Остраве. И был очарован! Я понимаю, что это легкие и простые в управлении вертолеты, что на Ми-24 или Ми-28 летать вместе гораздо тяжелее, что… Да много еще чего! Но как же красиво они летают!!! Чтобы это оценить, надо видеть воочию!

Такой роспуск вначале выступления.
Такой вот роспуск вначале выступления
217F1906
Крупным планом!
Расстояния между аппаратами минимальные!
Расстояния между аппаратами совсем небольшие!
Пошел на полноценную петлю!
Уходит на полноценную петлю…
217F2014
… и выходит!
Встали в круг и хороводят!
Встали в круг и хороводят!

217F2086
Следующим в программном показе значится Пилатус PC-7 ВВС Австрии. Вот он и покатил на старт.

Боюсь ошибиться, но, по-моему, самолетом управляла девушка
А над ним резвятся испанские вертолетчики на ЕС120 "Колибри".
А над ним резвятся испанские вертолетчики на ЕС120 «Колибри»

Еще несколько моментов выступления испанских вертолетчиков. Как говорится, без комментариев…
217F2169
217F2181
217F2191217F2239
217F2267217F2289
217F2331217F2356-Edit
217F2361
217F2373

Да, на полозьях рулить - только так...
Да, на полозьях рулить — только так…

217F2402-Edit

Ушел в небо австрийский "Пилатус". Его пилотаж был спокойным и выдержанным.
Ушел в небо австрийский «Пилатус». Его пилотаж был спокойным и выдержанным
А к старту продвигается чешский L-159ALCA.
А к старту продвигается чешский L-159ALCA

На этом первую часть, пожалуй, можно закончить.

  Если не устали, читайте продолжение  

Комментариев еще нет. Станьте первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
42 ⁄ 21 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 Пока оценок нет. Станьте первым
Загрузка...