Skip to content

Mazury AirShow 2017

5-6 августа над акваторией самого большого из Мазурских озер — Негоцин — прошло традиционное ежегодное авиашоу (о прошлогоднем мероприятии можно прочитать здесь). В этом году я посвятил этому замечательному мероприятию два (правда, неполных) дня съемки, для чего заранее аккредитовался и забронировал неподалеку гостиницу. Первый день уделил съемке на аэродроме, второй же хотел «располовинить»: поснимать и на озере, и на аэродроме. Что из этого получилось — ниже.
По сравнению с прошлым годом количество участников и гостей, прибывших на авиашоу на своих самолетах, значительно выросло. Практически вся стоянка на аэродроме Виламово, откуда традиционно «работает» большинство участников воздушного шоу, была заполнена авиатехникой. Где-то половина участвовавших присутствовала и в прошлом году, вторая половина состояла из «новичков».
Бесспорным «лайнером — хедлайнером» авиашоу в этом году стал серебристый красавец DC-3 Dakota „Daisy” шведской ассоциации ветеранов Flygande.

Ниже мы подробно познакомимся с этой интереснейшей машиной, а пока посмотрим, кто еще прилетел на Mazury AirShow 2017.
Вот литовское трио ANBO из Каунаса на советских Як-50. Интересно заметить, что одним из пилотов группы является бывший Президент и Премьер Литвы Роландас Паксас.

Несмотря на евроинтеграцию и пропагандистские страшилки про «агрессивных русских», раскраска самолетов в духе советских истребителей времен Великой Отечественной по-прежнему очень популярна.

Вот такой красивый Ан-2 «с шашечками» фонда «Бело-красных крыльев» прибыл на авиашоу. Машине уже под 40 лет, а как смотрится!

На этом ярком Extra 300SC из Варшавского аэроклуба выступал польский мастер воздушной акробатики Марек Чойм.

Традиционный участник авиашоу на Мазурах, немецкий пилотажник Уве Циммерман погарцевал перед публикой на своей «Экстре»300. В этом году она предстала в новой звездно-серебристо-красной ливрее.

Еще один традиционный участник этого авиашоу — поисково-спасательный W-3 Sokol польских ВВС.

Начался вечерний залет, и литовское трио прорулило на старт. Альгимантас Жентелис, как обычно, горячо приветствует фотографов. Удачного вылета! 
К взлету готовится Schweizer 300 и его пилот Анджей Жижковски. А на посадку заходит «визитная карточка» мазурского авиашоу — поплавковый Пайпер «Каб». Он свое присутствие в акватории Негоцина на сегодня отработал.

А это в Виламово прибыл первый зарегистрированный в Польше сверхлегкий Aveko VL-3, производимый бельгийской компанией JMB Aircraft. Несмотря на свою «игрушечную» внешность, самолет развивает вполне приличные 260 км/ч и имеет практическую дальность в 1500 км.

На стоянку заруливает бессменный вот уже несколько лет на этом шоу частный Piper PA-18-150 Super Cub из Германии.

Еще один ультралайт, словацкий Aerospol WT9 Dynamic с гостями из Германии. Производитель утверждает, что самолет может пролететь 1600 км с запасом топлива 98 л. Всего-то! Нашему RAV4 такой бы расход…

Настал черед Швейцера. То есть, Анджея Жижковского на Schweizer 300 🙂

Красавица «Дакота» с эскортом из хорошо известного (даже по моим постам) пилотажного трио 3АТ-3. Замечательная картинка!

Не удержался, попробовал «состарить» фото черно-белым изображением, уж больно фактура историческая … 🙂

«Дакота» бесподобна и спереди, и сзади со всех ракурсов.

Следом за ней на стоянку зарулила троица 3АТ-3.

А я тем временем забрался в летающую легенду, дабы рассмотреть ее изнутри. Шведы-ветераны к моей просьбе заглянуть вовнутрь отнеслись благосклонно. А после того, как я им рассказал, что созерцал и снимал их прекрасную «леди» в прошлом году на 90-летии шведских ВВС, они и вовсе растаяли и вдобавок угостили меня фирменным презентационным шоколадом.
Так вот, Дуглас DC-3. Эта машина построена в 1943 г. как военно-транспортный С-47 «Скайтрейн» в варианте 60-DL (широкая грузовая дверь, усиленный пол и увеличенная емкость топливных баков). Самолет принимал участие в операциях ВВС США в Алжире и Великобритании во время Второй Мировой войны. В 1946 г. машина была конвертирована в пассажирскую и продана а/к Air Canada. Позже «Дакота» эксплуатировалась в Норвегии, а в 1957 г. получила шведскую прописку и регистрацию SE-CFP, с коей летает и поныне. В начале 60-х гг. самолет был снят с регулярных линий и использовался для нужд международного Красного Креста, а потом продан частным лицам из ветеранской организации Flygande Veteraner (в 1982 г.). В 1986 г. по случаю 40-летия образования SAS машине вернули ливрею этой а/к, которую она носит до сих пор.
И вот мы в салоне. Конечно, по сравнению с современными лайнерами он выглядит несколько архаично, но для своего времени, думаю, это был очень комфортный самолет, вмещавший 24 пассажира.  Замечу, что DC-3 имел 4-рядный салон, в то время, как его отечественная лицензионная копия ПС-84 (Ли-2) — 3 кресла в ряд. Ну да, по проходу «Дакоты» передвигаешься с трудом…

Кресла простенькие, но вполне удобные.

Вид из иллюминатора. Летим! 🙂 Ну, или выруливаем на старт…

Кабина в оригинале. О современности напоминает исключительно GPS-навигатор.

На озеро выдвигается «Сокол». Сейчас будут там имитировать спасательную операцию. «Плавали, знаем!» 🙂

К слову, W-3 целиком и полностью был спроектирован в ОКБ М. Л. Миля еще в советское время.

Пилотажная группа соседей завершила свое выступление. Летают они очень красиво, надо заметить. Завтра увидим.

«Аннушку» перегоняют в другое место. Хороший момент потренироваться в съемке на длинных выдержках. Есть замкнутый диск!

Программа первого дня завершалась. Устроители авиашоу радушно пригласили меня на званный ужин, где можно было бы свободно пообщаться с участниками этого воздушного праздника. К сожалению, этим шансом я воспользоваться не смог (в поездку практически сбежал из больницы на два дня, ну, а в больницах у нас сегодня зря не лежат…). Впереди бы еще один насыщенный день, к которому надо было собраться с силами. В общем, вперед, в гостиницу!
По дороге заглянул в импровизированные торговые палатки с сувенирами. Как вам Су-34 с опознавательными знаками ВВС США? И чего только эти китайские умельцы не придумают! 🙂

В гостинице оказалось, что наши окна выходят аккурат на аистиное гнездо. Вот вам и тема для почти постоянной рубрики об околоаэродромной живности.
В гнезде — три изнывающих от голода «птенца» размером со взрослую уже птицу, которые ждут-не дождутся кого-нибудь из родителей «с продуктами». Сами-то эти кони пока ничего не умеют…

Прибыл родитель, что-то принес в клюве. Ему этот клюв детки чуть не вывернули наизнанку в надежде, что, может, там еще какая лягушка завалялась… 🙂

В итоге родитель перелетел на фонарь. Он задумался о чем-то о своем, и долго так глядел на озеро, пока молодежь в гнезде не угомонилась.

Солнышко клонилось к лесу, дело шло к ночи…

А утром я продолжил знакомство с авиатехникой, прибывшей на аэродром Виламово.
Вот ультралайт Ekolot JK05 Junior польского производства. Скорость 170-180 км/ч, топлива — на 7 часов полета.

А это  SeaMax M22 бразильской компании AirMax. Пара таких амфибий прилетела на авиашоу из Италии, с берегов озера Комо, что в Альпах. Аппараты преодолели расстояние в 1300 км. Вообще машина довольно интересная. А интерес в том, что самолет при необходимости транспортируется на обычном лодочном прицепе в сложенном виде без расстыковки системы управления и раскладывается одним человеком за 10 минут без всякого инструмента.

Чешский TL-Ultralight TL-3000 Sirius уже хорошо знаком нам по прошлому авиашоу на Мазурах. К слову, я заметил, что в этот раз было довольно много машин с чешской и словацкой регистрацией, но пилоты — поляки. Выяснилось, что регистрировать сейчас собственный самолет гораздо быстрее и дешевле в этих странах, чем в самой Польше. Польские пилоты сетовали на существенную бюрократизацию и удорожание этого процесса на родине. На мое замечание, что уж наших-то бюрократов им не переплюнуть, мои собеседники покачали головой. «У вас только ваши, а у нас — наши и еще евросоюзовские»… Воистину, не везде хорошо, где нас нет! 🙂
Отмечу также, что в этот раз многие поляки очень охотно общались на русском, чего я в прошлом году не замечал. Причем, не только люди моего возраста, учившие русский в школе, но и более молодое поколение. Это было приятно.

Еще один «Сириус». Симпатичная машинка!

Дальше шла линейка более «тяжелых» машин из металла классического заводского производства. Это чешский Zlin-142.

В 1976 г. Польша приобрела лицензию на производство французского самолета Socata «Rallye» в нескольких вариантах, и фирма PZL выпускала эту машину под обозначением PZL-110 Koliber. В 1988 г. самолет был модернизирован, на него установили более мощный двигатель Лайкоминг 0-320 и обозначили машину  как Koliber 150. Ее-то вы и видите на фото.

Та же машина, но «в оригинале»: чистейший француз  Morane-Saulnier MS-892A Rallye Commodore 150, принадлежащий аэроклубу польского Эльблонга.

Еще один француз — приватный Socata TB-10 Tobago.
На стоянке были замечены несколько ультралегких машин Pipistrel Virus 912 словенского производства. А я подумал о том, насколько австрийская фирма Rotax «угадала» со своим 100-сильным двигателем 912! Практически все ультралайты, которые мы видим здесь, оснащены именно этим мотором. В том числе, и «Вирус» на фото ниже.

BRM Aero Bristell словацкого производства. Небольшая семейная фирма из г. Брно вполне успешно конкурирует с более известными производителями ультралайтов, за 6 лет производства построив 300 машин нескольких моделей.

Так выглядит кабина этого современного сверхлегкого самолета. Очень лаконично, на мой взгляд.

Четырехместный итальянский Alpi Pioneer 400. В этом году на авиашоу была представлена новая польская пилотажная группа — Pioneer Polska — на трех ультралайтах производства Alpi Aviation: эта машина и пара двухместных Alpi Pioneer 300. Скоро мы увидим их над озером.

Из краковского музея авиации прибыл этот Як-18 — постоянный участник и этого, и многих других авиационных мероприятий в Польше.

На озеро удаляется Пайпер Каб, начинается дообеденная часть воскресной программы.

Этот Eurocopter EC-120 Colibri хорошо знаком по прошлому году.

Военные тренируют спасателя и проверяют над аэродромом надежность работы оборудования.

Неожиданно для гостей и споттеров на посадку зашел транспортный борт М28 «Брыся». В программе он не значился, и пробыл на аэродроме относительно недолго. Замечу, что эта же машина в тот же день отметилась и на авиапразднике в городке Торунь, что неподалеку.

Интресно заметить, что Ан-28  М28 практически не используется по своему прямому назначению, как самолет МВЛ (местных воздушных линий). Зато военных модификаций у него — хоть отбавляй…

«Мой знаковмый» Bristell улетает. Счастливого пути!

Еще один неизменный участник почти любого польского авиапраздника — реплика спортивно-туристического моноплана RWD-5. На такой машине в 1933 г. польский летчик Станислав Скаржиньски выполнил беспосадочный перелет с африканского континента (Сент — Луис, Сенегал) в Южную Америку (Масейо, Бразилия), преодолев за 20 часов расстояние в 3582 км.

Частная Cessna T206H Turbo Stationair. Видимо, кого-то из гостей авиашоу.

Еще один участник пилотажной группы Pioneer Polska на двухместной Alpi Pioneer 300. Симпатичная машина!

В этом году с «Ралли» в Виламово просто перебор 🙂 ! Вот и венгерские гости прибыли на Morane-Saulnier MS-894A Rallye Minerva 220.

BRM Aero Bristel с польской регистрацией заруливает на стоянку.

Ультралайты появились и в вертолетном сегменте. В этот раз в Виламово был представлен Dynali H3 Easy Flyer Sport — сверхлегкий аппарат бельгийского производства. Двигатель — все тот же Rotax…

Завершив беглый осмотр стоянки, я помчался в Гижицко, чтобы успеть хоть немного поснимать показательные полеты над озером. В дообеденном блоке значились литовские пилотажники из Каунаса, «Орлики», Уве Циммерман и МиГ-29. И хотя я знал, что съемка над водной поверхностью априори не могла быть качественной, запечатлеть мгновенья летной программы все же хотелось.
На удивление удалось удобно запарковаться недалеко от канала. Мост (кстати, единственный в Европе поворотный, а не разводной) разведен, поэтому на «ту сторону» движемся по виадуку. С него открывается вот такая картинка. Движение по каналу — весьма интенсивное. Причем, постоянно. А когда мост функционирует, с обеих сторон скапливаются «водопробки».

В небе как раз заканчивал свою показательную программу Дуглас, и я успел сделать несколько кадров его полета.


Ну вот и добрались мы до акватории озера, над которым-то все и происходит. Количество плавсредств на его поверхности просто огромное!

Среди многочисленных катеров и яхт встречаются даже самолеты 🙂

Над озером — пилотажное трио Pioneer Polska. Их программа особой сложностью не блистала, да и откуда? Пилоты-любители, сверхлегкие машины… Держали какой-то строй — и хорошо!


Кто-то к ним примазался, похоже 🙂

А это уже Уве Циммерман демонстрирует чудеса воздушной акробатики. Летает он и вправду классно, но большая часть программы проходила на достатчно большом удалении от меня, поэтому не взыщите…


В программе Циммермана превалируют вертикальные маневры: прямые и косые петли, а также колокол. Бочками тоже не брезгует 🙂


Проход «на ноже» перед центральной трибуной (поэтому далековато от нас). Я выбрал эту точку для съемки, исходя из положения солнца, чтобы оно максимально располагалось за спиной. В 2013 г. я снимал с центральной трибуны, и 99% отснятого можно было сразу отправить в корзину. Тут хоть что-то вышло, к тому же солнышко периодически скрывалось в облаках.


Носился Циммерман над озером достаточно долго, но все-таки настало время уступить небо другим участникам.

И были это литовские пилоты на тройке Як-50.

Прекрасная групповая слетанность на протяжении всей программы! Летали как привязанные друг к другу.


Несколько петель Нестерова подряд, а интервал и дистанция практически постоянные. Молодцы!


Групповой проход на ПМВ выглядел особенно эффектно!


Эффектный роспуск и снова проход над водой, но уже поодиночке и восходящими бочками.


Замечательная программа, ничего не скажешь. Из всех «спортсменов-любителей» они, бесспорно, были лучшими!


Но наступало «время профессионалов». К озеру приближалась пилотажная группа ВВС Польши «Орлики» на одноименных УТС PZL-130.

В этот раз они продемонстрировали несколько новых и интересных элементов программы.

Давайте просто посмотрим.


Завершал первый блок воскресенья МиГ-29.

Его пилот продемонстрировал стандартные виражи, бочки и петли. Все как обычно, но все равно эффектно и красиво.


Влажность воздуха способствовала эффектности выступления МиГа, делая видимыми концевые вихри.

Аплодистменты пилоту, похоже, кому-то покоя не дают 🙂 . А, может, просто птичку спящую разбудили. Вот и норовит в кадр попасть…

Вторую половину дня я посвятил съемке около ВПП. В отличие от прошлого года, в этот раз работали обе полосы, и это создавало определенные неудобства для съемки. В очередной раз пожалел об отсутствии с собой двух тушек. Двумя фотиками работать было бы сподручнее.
Расположился я у пересечения полос как в наиболее выгодной точке.

Что-то вспомнилась строка про «подводную лодку в степях…» 🙂 Как Цессна скользит по траве на поплавках! (шутка)

Гости потихоньку «сливаются». Счастливого пути!


Отправляется домой и «Дакота». Понятно, взлетать они будут с более длинной полосы.

Пока Дуглас разворачивается на исходном, со второй полосы взмывает в небо Ан-2. Прямо Гамбург Фульсбюттель какой-то! 🙂

А следом за ним — прогулочная Цессна, катающая над озером пассажиров. Надо будет в следующем году слетать тоже…

До взлета ветеранов успевает проскочить и Zlin. Небо вдалеке обрело приятную фактуру.

Дуглас взмыл буквально над головой! Красота!

Удачной посадки в Швеции!

Интенсивность взлетов и посадок была вполне приличной, скучать не пришлось.

Военные свою задачу, видимо, выполнили. «Брыся» засобиралась на взлет.
Примечательно, что в этом году многие пилоты активно приветствовали фотографов, чего в прошлый раз я как-то не заметил.

Пока М28 разворачивался, сели и проследовали на стоянку итальянцы.

«Брыся» настолько рано оторвалась от полосы (вот она, антоновская школа короткого взлета и посадки!),

что надо мной она оказалась уже на довольно приличной высоте.

Вот еще какие-то ребята меня приветствуют! И вам не хворать! 🙂

Авиашоу близилось к концу, и я потихоньку стал двигаться в сторону своего автотранспорта. Через несколько минут я об этом горько пожалел, т.к. в это время над полосой на малой высоте прошла литовская тройка, прощаясь со зрителями, участниками и аэродромом. Да, с полосы можно было бы классные кадры сделать! А так, с нацепленным на тушке 17 — 40 мм, разве дотянешься?

Ну ничего, учту в следующем году 🙂

Вот как этот МИГ-21МФ у входа в аэроклуб, который я почему-то не заснял раньше.

Прекрасная организация, огромные возможности для общения и съемки, серьезный состав участников, значительное количество гостей — все это Mazury AirShow-2017. Хочется пожелать этому замечательному авиапразднику новых высот, еще больше участников, гостей и зрителей!
Выражаю огромнейшую благодарность устроителям Mazury AirShow, руководителю пресс-службы аэроклуба г. Кенштына г-же Iwonе Doroszko-Bigda и ее сотрудникам за предоставленные возможности! «Нечеловеческое» спасибо! 🙂 И приглашайте снова!

 


6 комментариев

  1. Сергей Иваныч

    Хорошие фото, отличный репортаж! Спасибо!

    • Игорь Евгеньевич

      Благодарю!

  2. Федор

    А как добирались туда?

    • Игорь Евгеньевич

      На машине из Калининграда. Думаю, можно и на общественном транспорте добраться, в Гижицко (где и проходит авиашоу) ходят поезда и автобусы (по Польше разумеется).

  3. Евгений

    Очень интересный репортаж, спасибо!

    • Игорь Евгеньевич

      Спасибо на добром слове, Евгений!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
26 ⁄ 13 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...