Skip to content

Краков Раковице: Польский авиационный музей

Оговорюсь сразу: именно так переводится английское наименование этого музея. По-польски он именуется как Muzeum Lotnictwa Polskiego w Krakowie, т.е., говоря русским языком, – музей польской авиации. Нисколько не пытаясь умалить историю авиастроения в Польше, я склоняюсь все-таки к английскому переводу, который обозначен в заголовке поста. Просто потому, что коллекция этого прекрасного музея выходит далеко за рамки национальной авиаистории Речи Посполитой Польска.
Итак, как вы уже поняли, этот авиамузей расположен в Кракове. На территории одного из старейших в мире аэропортов – Раковице-Кжижины (Rakowice-Czyzyny), закрытого для регулярных линий в 1963 г.. А всего через год на его просторах была открыта первая экспозиция.

Экспозиция музея начинается прямо у билетных касс. Красивое современное здание главного корпуса позволяет разместиться и управленческому звену, и приличной части музейных экспонатов, а также магазину и кафе
Многие польские асы воевали на таких вот “Спитфайрах” в составе антигитлеровской коалиции

Коллекция музея насчитывает более 200 летательных аппаратов, около сотни двигателей, множество других интересных любителям авиации экспонатов. Большая часть коллекции – это послевоенная техника, но есть и настоящие раритеты. Это единственный сохранившийся в мире истребитель PZL P.11C польской постройки (он встречает посетителей прямо на входе)

и чудом выживший во время Второй Мировой войны учебно-тренировочный биплан PWS-26.
Ну, поскольку я являюсь фанатом военной реактивной техники 50-70 гг., можно сказать, что это “мой музей”. Здесь собрана очень приличная коллекция боевых машин этого периода, со многими получилось встретиться только здесь.

Французский УТС Фуга “Мажистер” можно встретить как в музеях, так и на различных авиашоу
Правительственный Ми-8. Поляки до сих пор эксплуатируют такие машины
Польский УТС PZL TS-11 Iskra из состава пилотажной группы “Бяло-Червоные Искры” польских ВВС. Скоро их можно будет увидеть только в музее: планируется пересадить эту группу на итальянские М346 “Мастер”
Итальянский перехватчик F-104S-ASA Starfighter – лицензионный вариант печально известного “летающего гроба”. К слову, эксплуатация этого творения Келли Джонсона в итальянских ВВС не подтвердила печальное прозвище, данное ему немцами. Может, не в самолете было дело?
О, а это творение англо-французского консорциума SEPECAT – тактический истребитель “Ягуар” (Jaguar) – я давно мечтал увидеть и пощупать. Кстати, чем еще понравился музей – никто никого не гоняет и не орет “Отойдите! Не трогайте! Эй, куда полез -ну-ка назад… ” Подходите, трогайте, смотрите, фотографируйте…
Поэтому – подходим, трогаем, фотографируем
Красивый окрас МиГа
Экспонат из Бельгии – тактический истребитель Рипаблик F-84F “Тандерстрик” / Republic F-84F Thunderstreak
Еще один экспонат из Бельгии – Дассо “Мираж”5В. Подробно об этих самолетах – здесь
Киль бельгийской машины облюбован птичками
Еще один экспонат, который нечасто встречается в европейских музеях – штурмовик Линг Темко Воут А-7 “Корсар II” (LTV A-7 Corsair II). Вообще-то это палубная машина, но вот Греция и Португалия эксплуатировали упрощенную сухопутную версию. Этот самолет как раз из Португалии

Сразу два подарка из Вьетнама: Нортроп F-5E “Тайгер II” (Northrop F-5E Tiger II)…
… и легкий штурмовик Цессна А-37 “Дрэгонфлай” (Cessna A-37 Dragonfly). Обе машины из состава ВВС Южного Вьетнама времен вьетнамской войны. Этого “добра” на территории страны было в избытке и через 20 лет после войны, когда я там служил на базе Камрань. Правда, из-за жесткого ограничения свободы перемещения по стране увидеть и пощупать их там не довелось

Поскольку Польша до НАТО являлась членом противоположного блока (впрочем, как и все наши бывшие “союзники”), значительную долю экспонатов составляет советская авиатехника, а также ее варианты, выпускавшиеся по лицензии, или модифицированные силами польского авиапрома образцы.

Рядок из четырех Ми-2 различных модификаций
На противоположной стороне выстроились в ряд сельскохозяйственные машины. Сразу за Ми-2 – дальнейшее развитие советского Як-12, выпускавшееся в ПНР как PZL-101 Gawron (по-русски – “Ладья”)
Неудавшаяся попытка создать полноценную реактивную замену сельскохозяйственному варианту Ан-2 – PZL M-15
Своеобразный, конечно, самолет. Но погубила его не “экстравагантная внешность”, конечно, а экономические параметры эксплуатации. Вместо предполагавшихся 2,5-3 тыс. машин было построено в десять раз меньше, да и прослужили они относительно недолго. Но, как говорят, отрицательный результат – тоже результат
“Спарочка” МиГ-29УБ
Этот Ан-26 еще совсем недавно состоял на вооружении польских ВВС. Теперь вместо них служат EADS (CASA) C-295
Сухой Су-7БМ
Рядом – более поздняя модификация “летающей трубы” – Су-7БКЛ
Су-7БМ сзади. На заднем плане – “ЛОТовский” Ту-134. В весьма плачевном состоянии, надо заметить
А вот Су-22М4 до сих пор состоят на вооружении наших соседей. Многие – уже в современном НАТОвском светло-сером камуфляже
Пушечная установка СППУ-22 с отклоненными стволами пушки. Грозное оружие!
На МиГ-29УБ сопло правого двигателя частично разобрано. То ли как учебное пособие, то ли – банально на запчасти. Зато всем видно, насколько сложна конструкция сопла этого двигателя (РД-33)
МиГ-23МФ – экспортный вариант “эмки” для “близких друзей” из Варшавского Договора. Менее надежные сателлиты получали вариант “МС” с прицелом от МиГ-21
Су-20 – экспортная модификация Су-17М. Польше было поставлено 26 таких самолетов. На вооружении они состояли до 1997 г.
Первый сверхзвуковой серийный истребитель в мире МиГ-19 в модификации “ПМ” тоже состоял на вооружении ВВС ПНР
В ряду перед нами – тот же МиГ-19 и многочисленные модификации МиГ-17, в том числе – выпускавшиеся в Польше
А это тоже “аллея МиГов”, но других, “двадцать первых”. От Ф-13 до “бис”а и несколько “спарок”
Отреставрированный штурмовик Lim-6MR
Lim-6bis
Учебно-тренировочный PZL I-22 Irida польской разработки и постройки. На снимке – первый опытный экземпляр М93К. Недавно проходила информация о возможной реанимации программы, приостановленной в середине 90-х гг.

Яковлев Як-23 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение польских ВВС. Они же стали и самым крупным зарубежным эксплуатантом этих истребителей, приобретя в 1951 г. 90 машин
Ещё одна машина ОКБ Яковлева – Як-17УТИ
Учебно-тренировочный истребитель Як-11
Наш Ли-2 в музеях встречается гораздо реже, чем его “отец родной” Дуглас DC-3. Да еще в таком хорошем состоянии
А вот хорошо (я бы даже сказал – с любовью) отреставрированный Юнкерс Ю-52 как-то напряг. Я понимаю: историческая достоверность и всё такое…. Но фашистскую свастику я не встречал на экспонатах даже в немецких музеях. Эх, панове, короткая же у вас память…
Полноразмерный макет разрабатывавшегося в конце 90-х национального УТС для повышенной летной подготовки. Назывался аппарат EM-10 Bielik
Как я понял, дальше макета дело не пошло
Чехословацкое воздушное такси Аэро – 145. В данном случае – санитарный вариант самолета

БОльшая часть экспозиции размещена под открытым небом, и лишь небольшая пока часть – в ангарах. Вот как раз с приближением к одному из них, на котором рабочие ремонтировали крышу, у меня случился небольшой конфуз. Увлекшись съемкой американского F-105 “Тандерчиф”, я не заметил, как попал в облако взвеси грунта, которым работяги, без всякого ограждения зоны и предупреждения, покрывали металлоконструкции свода ангара. На запах краски я не обратил внимание и продолжал снимать. Но вот когда опустил фотик – ахнул! Тушка и объектив – всё в мелкую серую крапинку…
Понятное дело – вина музея. Не оградили, не предупредили. Но что делать теперь? Конечно, обращаться в дирекцию! Что я и сделал. К чести администрации и, в первую очередь, директора музея, они очень быстро сориентировались, посадили меня в машину и отвезли в фотосервис. Где за пару-тройку часов мою тогдашнюю “семерку” привели к состоянию только что купленного аппарата.
Правда, в это время мне пришлось снимать на видеокамеру.

Швеция представлена двумя экспонатами: истребителями – SAAB J 35J Draken…
… и его “младшим братом” – SAAB AJSF 37 Viggen
Попытка польского авиапрома создать лайнер класса Ил-14, называется  MD-12. После испытаний в качестве пассажирского был переоборудован в самолет-картограф MD-12F (отсюда и стеклянный нос). Серийно не строился
Еще одно чешское аэротакси, но уже от фирмы Лет – L-200 Morava. В музее – тоже в санитарном варианте. А я на таком летал в детстве…

Переходим в один из ангаров (с которого меня “покрасили”). Теперь-то уж чего? 🙂

Первый английский реактивный палубный самолет – De Havilland DH.112 Sea Venom, дальнейшее развитие истребителя “Вампир”
А вот, собственно, и сам “Вампир”
Avia B.33 – это лицензионный Ил-10, строившийся в послевоенной Чехословакии
Еще один раритет времен Великой Отечественной – Туполев Ту-2С
Малоизвестная машина – PZL M-4 Tarpan. Был разработан для спортсменов в начале 60-х гг., но не пошел в серию из-за высокой стоимости
А вот TS-8 Bies, напротив, – хорошо известен, т.к. это был первый серийный цельнометаллический самолет в послевоенной Польше. Построено более 200 машин, многие из которых летают до сих пор и участвуют в авиашоу, коих в Польше проводится предостаточно
Датский F-104 “Старфайтер”
Легкий связной/санитарный Аэро L-60 “Бригадир”, созданный в 50-е годы в Чехословакии
Миль Ми-4 в противолодочном варианте
PZL M-20 Mewa – не что иное, как лицензионная сборка американского Piper PA-34 Seneca II. Всего было собрано 34 экземпляра этой машины

И это далеко не все, что можно увидеть в данном музее.
Качество снимков с помощью видеокамеры, конечно, ужасное. Но перенести съемку остатков на след. день возможности не было, т.к. вечером я уже должен был быть в чешской Остраве: там начиналось ежегодное шоу “Дни НАТО”, куда я, собственно, и направлялся.
В целом, отличный музей. И если когда-нибудь доведется посетить Краков, обязательно прибавьте к Вавелю, Мариацкому костелу, Главному Рынку и эту достопримечательность!


Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
8 + 30 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...