Skip to content

Краков Раковице: Польский авиационный музей

Оговорюсь сразу: именно так переводится английское наименование этого музея. По-польски он именуется как Muzeum Lotnictwa Polskiego w Krakowie, т.е., говоря русским языком, — музей польской авиации. Нисколько не пытаясь умалить историю авиастроения в Польше, я склоняюсь все-таки к английскому переводу, который обозначен в заголовке поста. Просто потому, что коллекция этого прекрасного музея выходит далеко за рамки национальной авиаистории Речи Посполитой Польска.
Итак, как вы уже поняли, этот авиамузей расположен в Кракове. На территории одного из старейших в мире аэропортов — Раковице-Кжижины (Rakowice-Czyzyny), закрытого для регулярных линий в 1963 г.. А всего через год на его просторах была открыта первая экспозиция.

Экспозиция музея начинается прямо у билетных касс. Красивое современное здание главного корпуса позволяет разместиться и управленческому звену, и приличной части музейных экспонатов, а также магазину и кафе
Многие польские асы воевали на таких вот «Спитфайрах» в составе антигитлеровской коалиции

Коллекция музея насчитывает более 200 летательных аппаратов, около сотни двигателей, множество других интересных любителям авиации экспонатов. Большая часть коллекции — это послевоенная техника, но есть и настоящие раритеты. Это единственный сохранившийся в мире истребитель PZL P.11C польской постройки (он встречает посетителей прямо на входе)

и чудом выживший во время Второй Мировой войны учебно-тренировочный биплан PWS-26.
Ну, поскольку я являюсь фанатом военной реактивной техники 50-70 гг., можно сказать, что это «мой музей». Здесь собрана очень приличная коллекция боевых машин этого периода, со многими получилось встретиться только здесь.

Французский УТС Фуга «Мажистер» можно встретить как в музеях, так и на различных авиашоу
Правительственный Ми-8. Поляки до сих пор эксплуатируют такие машины
Польский УТС PZL TS-11 Iskra из состава пилотажной группы «Бяло-Червоные Искры» польских ВВС. Скоро их можно будет увидеть только в музее: планируется пересадить эту группу на итальянские М346 «Мастер»
Итальянский перехватчик F-104S-ASA Starfighter — лицензионный вариант печально известного «летающего гроба». К слову, эксплуатация этого творения Келли Джонсона в итальянских ВВС не подтвердила печальное прозвище, данное ему немцами. Может, не в самолете было дело?
О, а это творение англо-французского консорциума SEPECAT — тактический истребитель «Ягуар» (Jaguar) — я давно мечтал увидеть и пощупать. Кстати, чем еще понравился музей — никто никого не гоняет и не орет «Отойдите! Не трогайте! Эй, куда полез -ну-ка назад… » Подходите, трогайте, смотрите, фотографируйте…
Поэтому — подходим, трогаем, фотографируем
Красивый окрас МиГа
Экспонат из Бельгии — тактический истребитель Рипаблик F-84F «Тандерстрик» / Republic F-84F Thunderstreak
Еще один экспонат из Бельгии — Дассо «Мираж»5В. Подробно об этих самолетах — здесь
Киль бельгийской машины облюбован птичками
Еще один экспонат, который нечасто встречается в европейских музеях — штурмовик Линг Темко Воут А-7 «Корсар II» (LTV A-7 Corsair II). Вообще-то это палубная машина, но вот Греция и Португалия эксплуатировали упрощенную сухопутную версию. Этот самолет как раз из Португалии

Сразу два подарка из Вьетнама: Нортроп F-5E «Тайгер II» (Northrop F-5E Tiger II)…
… и легкий штурмовик Цессна А-37 «Дрэгонфлай» (Cessna A-37 Dragonfly). Обе машины из состава ВВС Южного Вьетнама времен вьетнамской войны. Этого «добра» на территории страны было в избытке и через 20 лет после войны, когда я там служил на базе Камрань. Правда, из-за жесткого ограничения свободы перемещения по стране увидеть и пощупать их там не довелось

Поскольку Польша до НАТО являлась членом противоположного блока (впрочем, как и все наши бывшие «союзники»), значительную долю экспонатов составляет советская авиатехника, а также ее варианты, выпускавшиеся по лицензии, или модифицированные силами польского авиапрома образцы.

Рядок из четырех Ми-2 различных модификаций
На противоположной стороне выстроились в ряд сельскохозяйственные машины. Сразу за Ми-2 — дальнейшее развитие советского Як-12, выпускавшееся в ПНР как PZL-101 Gawron (по-русски — «Ладья»)
Неудавшаяся попытка создать полноценную реактивную замену сельскохозяйственному варианту Ан-2 — PZL M-15
Своеобразный, конечно, самолет. Но погубила его не «экстравагантная внешность», конечно, а экономические параметры эксплуатации. Вместо предполагавшихся 2,5-3 тыс. машин было построено в десять раз меньше, да и прослужили они относительно недолго. Но, как говорят, отрицательный результат — тоже результат
«Спарочка» МиГ-29УБ
Этот Ан-26 еще совсем недавно состоял на вооружении польских ВВС. Теперь вместо них служат EADS (CASA) C-295
Сухой Су-7БМ
Рядом — более поздняя модификация «летающей трубы» — Су-7БКЛ
Су-7БМ сзади. На заднем плане — «ЛОТовский» Ту-134. В весьма плачевном состоянии, надо заметить
А вот Су-22М4 до сих пор состоят на вооружении наших соседей. Многие — уже в современном НАТОвском светло-сером камуфляже
Пушечная установка СППУ-22 с отклоненными стволами пушки. Грозное оружие!
На МиГ-29УБ сопло правого двигателя частично разобрано. То ли как учебное пособие, то ли — банально на запчасти. Зато всем видно, насколько сложна конструкция сопла этого двигателя (РД-33)
МиГ-23МФ — экспортный вариант «эмки» для «близких друзей» из Варшавского Договора. Менее надежные сателлиты получали вариант «МС» с прицелом от МиГ-21
Су-20 — экспортная модификация Су-17М. Польше было поставлено 26 таких самолетов. На вооружении они состояли до 1997 г.
Первый сверхзвуковой серийный истребитель в мире МиГ-19 в модификации «ПМ» тоже состоял на вооружении ВВС ПНР
В ряду перед нами — тот же МиГ-19 и многочисленные модификации МиГ-17, в том числе — выпускавшиеся в Польше
А это тоже «аллея МиГов», но других, «двадцать первых». От Ф-13 до «бис»а и несколько «спарок»
Отреставрированный штурмовик Lim-6MR
Lim-6bis
Учебно-тренировочный PZL I-22 Irida польской разработки и постройки. На снимке — первый опытный экземпляр М93К. Недавно проходила информация о возможной реанимации программы, приостановленной в середине 90-х гг.

Яковлев Як-23 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение польских ВВС. Они же стали и самым крупным зарубежным эксплуатантом этих истребителей, приобретя в 1951 г. 90 машин
Ещё одна машина ОКБ Яковлева — Як-17УТИ
Учебно-тренировочный истребитель Як-11
Наш Ли-2 в музеях встречается гораздо реже, чем его «отец родной» Дуглас DC-3. Да еще в таком хорошем состоянии
А вот хорошо (я бы даже сказал — с любовью) отреставрированный Юнкерс Ю-52 как-то напряг. Я понимаю: историческая достоверность и всё такое…. Но фашистскую свастику я не встречал на экспонатах даже в немецких музеях. Эх, панове, короткая же у вас память…
Полноразмерный макет разрабатывавшегося в конце 90-х национального УТС для повышенной летной подготовки. Назывался аппарат EM-10 Bielik
Как я понял, дальше макета дело не пошло
Чехословацкое воздушное такси Аэро — 145. В данном случае — санитарный вариант самолета

БОльшая часть экспозиции размещена под открытым небом, и лишь небольшая пока часть — в ангарах. Вот как раз с приближением к одному из них, на котором рабочие ремонтировали крышу, у меня случился небольшой конфуз. Увлекшись съемкой американского F-105 «Тандерчиф», я не заметил, как попал в облако взвеси грунта, которым работяги, без всякого ограждения зоны и предупреждения, покрывали металлоконструкции свода ангара. На запах краски я не обратил внимание и продолжал снимать. Но вот когда опустил фотик — ахнул! Тушка и объектив — всё в мелкую серую крапинку…
Понятное дело — вина музея. Не оградили, не предупредили. Но что делать теперь? Конечно, обращаться в дирекцию! Что я и сделал. К чести администрации и, в первую очередь, директора музея, они очень быстро сориентировались, посадили меня в машину и отвезли в фотосервис. Где за пару-тройку часов мою тогдашнюю «семерку» привели к состоянию только что купленного аппарата.
Правда, в это время мне пришлось снимать на видеокамеру.

Швеция представлена двумя экспонатами: истребителями — SAAB J 35J Draken…
… и его «младшим братом» — SAAB AJSF 37 Viggen
Попытка польского авиапрома создать лайнер класса Ил-14, называется  MD-12. После испытаний в качестве пассажирского был переоборудован в самолет-картограф MD-12F (отсюда и стеклянный нос). Серийно не строился
Еще одно чешское аэротакси, но уже от фирмы Лет — L-200 Morava. В музее — тоже в санитарном варианте. А я на таком летал в детстве…

Переходим в один из ангаров (с которого меня «покрасили»). Теперь-то уж чего? 🙂

Первый английский реактивный палубный самолет — De Havilland DH.112 Sea Venom, дальнейшее развитие истребителя «Вампир»
А вот, собственно, и сам «Вампир»
Avia B.33 — это лицензионный Ил-10, строившийся в послевоенной Чехословакии
Еще один раритет времен Великой Отечественной — Туполев Ту-2С
Малоизвестная машина — PZL M-4 Tarpan. Был разработан для спортсменов в начале 60-х гг., но не пошел в серию из-за высокой стоимости
А вот TS-8 Bies, напротив, — хорошо известен, т.к. это был первый серийный цельнометаллический самолет в послевоенной Польше. Построено более 200 машин, многие из которых летают до сих пор и участвуют в авиашоу, коих в Польше проводится предостаточно
Датский F-104 «Старфайтер»
Легкий связной/санитарный Аэро L-60 «Бригадир», созданный в 50-е годы в Чехословакии
Миль Ми-4 в противолодочном варианте
PZL M-20 Mewa — не что иное, как лицензионная сборка американского Piper PA-34 Seneca II. Всего было собрано 34 экземпляра этой машины

И это далеко не все, что можно увидеть в данном музее.
Качество снимков с помощью видеокамеры, конечно, ужасное. Но перенести съемку остатков на след. день возможности не было, т.к. вечером я уже должен был быть в чешской Остраве: там начиналось ежегодное шоу «Дни НАТО», куда я, собственно, и направлялся.
В целом, отличный музей. И если когда-нибудь доведется посетить Краков, обязательно прибавьте к Вавелю, Мариацкому костелу, Главному Рынку и эту достопримечательность!

Комментариев еще нет. Станьте первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
26 ⁄ 13 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...