Skip to content

Мираж III, монография — ч.3.2: эксплуатация самолета

Продолжаем знакомиться с «послужным списком» детища Марселя Дассо и его команды.

В ВВС Бельгии
К концу 60-х гг. состоявшие на вооружении бельгийских ВВС Рипаблик F-84 безнадежно устарели и требовали замены. В качестве кандидатов рассматривались Нортроп F-5, ЛТВ А-7А «Корсар II», Дуглас А-4 «Скайхок», Грумман А-6А «Интрудер», новые версии «Старфайтера» — F-104H и F-104S, СААБ-35 «Дракен» и «Мираж» 5. Проведя тщательный анализ всех кандидатов, военные остановили свой выбор на «Мираже». 16 февраля 1968 г. правительство страны заказало 88 самолетов с опционом еще на 18 машин. После долгих политических дебатов и неудавшейся попытки кооперации с Нидерландами, 25 августа был подписан окончательный контракт на производство 63 тактических истребителей «Мираж» 5 ВА, 27 разведывательных «Мираж» 5BR и 16 учебных «Мираж» 5BD по лицензии. Сборку планировалось локализовать на заводе SABCA в кооперации с Авийон Фэйри, SONACA и другими субподрядчиками. Бельгийские «Миражи» отличались от французских «собратьев» некоторым бортовым оборудованием производства США.

043
«Мираж» 5 ВА ВВС Бельгии. Источник: www.devon-aviation.nl

Головные самолеты каждой модификации были выпущены во Франции. Первый «Мираж» 5ВА поднялся в небо 6 марта 1970 г. в Бордо, первая «спарка» — 31 марта, а головной разведчик – несколько позже, 16 октября. В Бельгию первым попал учебный «Мираж» 5BD (№BD-01), он приземлился на авиабазе Флорэнс 29 июня 1970 г. и поступил в 8-ю эскадрилью 2-го авиакрыла.
В том же году началась и лицензионная сборка самолетов. 8 августа был готов первый истребитель (№ВА-02), тремя днями позже – первая «спарка» (№BD-02). Учебные самолеты первоначально поступали в 8-ю эскадрилью, начавшую переучивание на новую технику уже 5 октября. Подготовка осуществлялась при участии восьми французских летчиков-инструкторов. А первым боевым подразделением, получившим «Миражи» 5, стала 2-я эскадрилья 2-го авиакрыла. За этим последовало комплектование 1-й эскадрильи. В конце 1970 г. 1-я и 8-я эскадрильи перебазировались в Бьее и «влились» в состав 3-го авиакрыла. Чуть раньше, в сентябре, первые разведчики получила 42-я эскадрилья во Флорэнсе. По одним источникам, их оборудование соответствовало французскому варианту «Мираж» III R, в других упоминается о наличии в его составе английских фотокамер фирмы Винтен. Производство самолетов было завершено в середине 1973 г. поставкой последнего тактического истребителя (№ВА-63) 13 июля.
В конце 1980 г. на бельгийских «Миражах» заменили катапультные кресла Мартин-Бейкер Мk.4 на новые Mk.10 класса «0-0». Также самолеты оборудовали встроенной системой РЭП «Rapport II».

044
«Мираж» 5 BR ВВС Бельгии на технической позиции в ходе учений «Тэктикэл Эйр Мит – 78», май 1978 г..
Источник: United States Army images

В 1988 г. началось перевооружение истребительной авиации ВВС Бельгии на истребители Дженерал Дайнемикс F-16. Тем не менее, в августе 1989 г. командование приняло решение о модернизации 15 «Миражей» 5ВА и 5 5BD из состава 8-й эскадрильи по программе MirSIP (MIRage System Improvement Program), предложенной фирмой SABCA. Предусматривалось продление жизненного цикла самолетов вкупе с улучшением их характеристик и усилением боевого потенциала, что позволило бы оставаться им на вооружении до 2005 – 2010 гг. На истребители устанавливалось ПГО (канарды), система централизованной заправки топливом под давлением (причем, как внутренних баков, так и подвесных, при их наличии), а также новое БРЭО: ИНС «Улисс» 92, система следования рельефу местности с трехмерной картографической базой данных фирмы Сажем, цветная видеозаписываюшая система Винтен 3150/2767, ИЛС фирмы Ферранти, новые радиосвязное оборудование и система госопознавания. БРЭО интегрировалось на основе современной шины стандарта MIL-STD-1533B. Кроме того, существенно перерабатывались энергосистема переменного тока и кислородная система. Первый переоборудованный «Мираж» поднялся в небо в декабре 1992 г. Однако, в бельгийские ВВС модифицированные самолеты так и не поступили. В конце 80-х гг. 1-я и 2-я эскадрильи уже переходили на F-16, 8-я эскадрилья, в целях сокращения оборонных расходов, в сентябре 1991 г. была расформирована. В декабре 1993 г. эта же участь постигла и последнее, вооруженное «Миражами», подразделение – 42-ю эскадрилью. «Лебединой песней» бельгийских истребителей этого типа можно считать участие 18-ти «Миражей» 5 в первой войне в Персидском заливе в 1991 г. Самолеты были развернуты на турецкой авиабазе Диакбакыр в период с 3 января по 12 марта и совершали боевое патрулирование границ Ирака, в ходе чего пилоты выполнили 606 вылетов с налетом 816 часов.

045
«Мираж» 5 BR ВВС Бельгии на технической позиции авиабазы Королевских ВВС Великобритании Вильденрат (Германия) во время учений «Тэктикэл Эйр Мит – 78», 15 мая 1978 г. 20 декабря 1989 г. этот самолет при совершении посадки по приборам на аэродром Бирсет потерпел крушение из-за отказа двигателя. Пилот – лейтенант Питер Демюнк – погиб при катапультировании. Источник U.S. DefenseImagery

Но  труды фирмы SABCA по модернизации «Миражей» даром не пропали. В июле 1994 г. правительство Чили выразило готовность приобрести 20 модернизированных самолетов (15 – 5ВА, 5 – 5BD), а в дополнение к ним – 5 машин в изначальной конфигурации (1 – 5BR и 4 – 5BD) в качестве «складов запчастей». Поставки самолетов были произведены в период с января по октябрь 1995 г.
В ходе эксплуатации «Миражей» бельгийскими ВВС в летных происшествиях было потеряно, как минимум, 26 машин, из них вследствие отказов двигателя – не менее 9, из-за потери управляемости – 4. По отзывам пилотов бельгийских «Миражей», самолет был легок в управлении, малозаметен при полетах на малой высоте. Наиболее эффективным он был в диапазоне скоростей, соответствовавших М=0,9 – 1,2 и высотах 3 – 4 тысячи метров. А имевшиеся недостатки компенсировались натренированностью пилотов и прекрасным знанием матчасти. Из слабых сторон отмечалась недостаточная тяга двигателя при полетах на малых высотах. Интересно, что для выполнения некоторых заданий на разведчики «Мираж» 5 BR 42-й эскадрильи подвешивались 2 подкрыльевых топливных бака емкостью по 1900 л и один подфюзеляжный – 1700 л. Эксплуатационные ограничения, установленные производителем, в такой конфигурации значительно превышались. Отрыв самолета от полосы на взлете происходил, чуть ли не у самого ее конца. Такие «упражнения» выполнялись только на аэродроме во Флоренсе, имевшем самую длинную ВПП из всех бельгийских военных аэродромов.
В ВВС Бразилии
В середине 60-х гг. Бразилия приступила к формированию противовоздушной обороны страны, в результате чего в 1967 г. оформилась интегрированная система контроля воздушного пространства и ПВО SISDACTA. Для защиты воздушных рубежей стал подыскиваться истребитель-перехватчик. Военным был интересен американский F-4 «Фантом», но США не продавали современную технику странам Латинской Америки. Выбор ограничивался европейскими машинами – английским «Лайтнингом», шведским «Дракеном» и «Миражом» III. Как раз в это время французская машина продемонстрировала высокую боевую эффективность в ходе арабо-израильской «шестидневной» войны (широко разрекламированную к тому же, израильской прессой), что сыграло ключевую роль при выборе самолета. 12 мая 1970 г. бразильское правительство заключило контракт на поставку 16 истребителей: 12 «Мираж» III E и 4 «Мираж» IIID. Сконфигурированные под бразильский заказ, у производителя самолеты получили аббревиатуру «EBR» и «DBR» соответственно. А в ВВС Бразилии – собственные наименования: F-103E для истребителя (номера с 4910 по 4922) и F-103D – для «спарки» (номера 4900 – 4903).

046
«Мираж» 50 EV ВВС Бразилии, 2009 г.. Источник: pbrasil.wordpress.com

Под новую технику построили базу в Анаполисе, в 150 км от столицы страны, и сформировали 1-е авиакрыло ПВО. 23 мая 1972 г. в Дижон прибыла первая группа из восьми бразильских летчиков, все с налетом более 1000 часов, для переучивания. 1 октября в Анаполисе приземлился первый «Мираж», правда, на борту военно-транспортного «Геркулеса». Через неделю за ним последовал второй самолет, а целиком поставки завершились в мае 1973 г. Самолеты поступали в ангар технической эскадрильи, где их собирали и тестировали. Облет первой машины (№4910) состоялся 27 марта 1973 г., провел его летчик-испытатель фирмы Дассо Пьер Варра (Pierre Varraut). А официальная премьера состоялась 6 апреля. В этот день над столицей Бразилии строем прошли четверка одноместных истребителей и две «спарки».
В апреле 1979 г. ВВС сформировали 1-ю группу ПВО. 1-е авиакрыло было расформировано, а самолеты передали 1-й группе. Они по-прежнему базировались в Анаполисе. Для восполнения потерь в составе группы бразильцам периодически проходилось прибегать к дополнительным закупкам «Миражей». В общей сложности дополнительно было приобретено 16 машин из бывшего состава ВВС Франции: 4 F-103E в 1980 г., 2 F-103D в 1984 г., 2 F-103E в 1988 г., по паре F-103E и F-103D в 1989 г., 2 F-103E в 1998 г. и 2 F-103D в 1999 г.
В 1989 г. все бразильские «Миражи» прошли модернизацию (на ней мы подробно останавливались в главе, посвященной модификациям самолета). В 1991-1992 гг. на F-103Е (№4929) проводились работы по установке оборудования для дозаправки в воздухе. 22 апреля 1992 г. самолет произвел первую дозаправку от танкера КС-130Н. Испытания проводились до 1993 г., но дорабатывать остальные самолеты не стали, а программа была свернута. В 1995 г. функции 1-й группы расширились. Помимо задач ПВО, летчики начали отрабатывать упражнения по решению ударных задач. В 1997 г. арсенал бразильских «Миражей» пополнился израильскими УР «Питон» III и ракетами МАА-1 «Пиранья» национальной разработки. Этими ракетами была заменена устаревшая R.530. Кроме того, на самолеты установили систему выброса пассивных помех.
F-103 принимали активное участие в международных учениях, таких как “Операция Тайгер II» с ВВС США (1995 г.), Операции «Мистраль I», «Мистраль II» (1997 г.) и «Санта Мария RS» (1998 г.) с французскими ВВС, международных учениях «Крузейро 2002» и «Крузейро 2004». В ходе учений бразильским истребителям приходилось противостоять F-16 и «Миражам» 2000. Последние учения наглядно продемонстрировали командованию бразильских ВВС, что их самолеты, несмотря на модернизацию, серьезно устарели, и не имеют практически никаких шансов в борьбе с истребителями 4-го поколения. 31 декабря 2005 г. все «Миражи» ВВС Бразилии были сняты с вооружения. За 33 года эксплуатации они налетали более 67000 часов, через их кабины прошли 200 с лишним пилотов.
В ВВС Венесуэлы
Предыстория выбора «Миражей» в этой стране как две капли воды схожа с бразильской. Разница была в том, что Венесуэла остановила свой выбор на двух вариантах боевых самолетов вместо одного. В 1971 г. правительство страны заключило контракт на 9 «Миражей» III EV и 6 “Миражей» 5: 4 в одноместном варианте (5V) и 2 – в двухместном (5DV). 26 июля 1973 г. на авиабазе Эль Либертадор была сформирована 11-я истребительная группа (впоследствии известная как «Лос Дьяблос» («Дьяволы»)), с вошедшими в нее 33-й и 34-й эскадрильями. Кроме того, в состав группы вошла 117-я эскадрилья технического обслуживания. На вооружении 33-й эскадрильи поступили «Миражи» III EV, 34-я приступила к освоению «Миражей» 5. Вероятнее всего, две полученные «спарки» эксплуатировались пилотами обеих эскадрилий. В 1977 г. для восполнения потерь был приобретен еще один «Мираж» III EV.

049
«Мираж» 50EV ВВС Венесуэлы после приземления на эквадороском аэродроме Таура в процессе передачи машин ВВС Эквадора, 29 октября 2009 г. Источник archivomirage.blogspot.com
050
«Мираж» 50 DV ВВС Венесуэлы на пробеге. Источник: panamericandefense.wordpress.com

В августе 1987 г. в очередной раз обострилась обстановка между Венесуэлой и соседней Колумбией. Этот факт, плюс отказ США в дальнейших поставках в страну истребителей F-16, заставили провести модернизацию имевшихся «Миражей» и дополнительно закупить новые. Программой предусматривалось доработать все машины до стандарта «Мираж» 50 и приобрести 9 (по другим данным – 7) машин этой же модификации во Франции (8 (6) боевых и одну «спарку»). В результате проведенных мероприятий 11-я группа получила на вооружение 13 «Миражей» 50 EV и три двухместных «Миража» 50 DV. Модернизационный пакет включал замену двигателя на «Атар» 09К50, имевший, помимо большей тяги, и ряд других преимуществ: уменьшенное дымление, улучшенные топливную и масляную системы, облегченный запуск и автоматическую систему «Овердрайв» для полета на скорости М=1,4 и более. По отзывам специалистов, этот двигатель имел и большую надежность. Что касается авионики, новая модификация получила многофункциональную РЛС «Сирано» IVM3 с возможностями работы по надводным целям, ИЛС Е. 110С фирмы Томпсон-CSF, обнаружительный приемник «Шерлок», ИНС «Улисс» 81, БЦВМ «Крузе» 73, радиовысотомер AHV 6 и американскую систему пассивных помех AN/ALE-40. Боевой потенциал самолета существенно вырос за счет вооружения противокорабельной УР АМ-39 «Экзосет».
Первый «Мираж» 50 EV был принят 30 октября 1990 г., 22 ноября за ним последовала первая модернизированная «спарка». Широкий диапазон применения улучшенной модели позволил произвести некоторые организационно-штатные изменения в 11-й группе. Теперь 33-я эскадрилья отвечала за подготовку прибывающего летного состава, а 34-я целиком сосредоточилась на учебно – боевых задачах. Самолеты группы принимали активное участие во всех крупных учениях, в том числе – в уже упомянутых «Крузейро».

С появлением в составе ВВС Венесуэлы отечественных Су-30МК2 (с 2006 г.) «Миражи» стали выводиться из боевого состава. В июне 2009 г. правительство страны официально объявило о снятии «Миражей» 50 с вооружения. Но их летная карьера на этом не закончилась. Венесуэла подарила шесть машин Эквадору. Три «Миража» 50 EV (номера 2353, 1297 и 3373) и столько же «Миражей» 50 DV (4212, 5706 и 7512) вместе с запчастями, оборудованием и – самое главное – ПКР АМ-39 «Экзосет» были переданы дружественной стране в конце 2009 г. Ожидалось, что они поступят в 21-е авиакрыло ВВС Эквадора.
Последний штрих. В ходе эксплуатации ВВС Венесуэлы, по данным сайта «aeroflight.co.uk», потеряли в летных происшествиях не менее 10 самолетов, из них «Мираж» 5V – 4, «Мираж» III EV – 3, «Мираж» 50 EV – 3.
В ВВС Габона
Контракт на поставку трех «Миражей» 5G (№№ 401-403) и двух «Миражей» 5DG (№№ 201-202) в эту бывшую французскую колонию на западе центральной Африки был подписан в 1975 г. Контрактом предусматривалась также закупка двух разведчиков «Мираж» 5 RG, но впоследствии от них отказались. Самолеты были поставлены в 1980 г., тогда же завершилась и подготовка пилотов. Все они вошли в состав истребительного эскадрона 1-02 «Лею», базировавшегося на столичном аэродроме Либревиль. Буквально через год произошло столкновение в воздухе двух габонских «Миражей», в результате чего в эскадроне остался лишь один боевой самолет этого типа. В жарком влажном климате Габона конструкция «Миражей» стала активно корродировать, и их отправили на ремонт во Францию.
В ходе визита Президента Франции Франсуа Миттерана в эту страну в1983 г. был подписан новый контракт на поставку четырех боевых «Миража» 5G-II (№№ 501-504) и двух «спарок» 5DG-II (№№ 203-204). Вместе с отремонтированными, самолеты были поставлены в 1984 г. По данным Flightglobal на 2010 г., в строю оставались еще 3 «Миража» 5, хотя в других источниках упоминается, что все самолеты этого типа закончили службу еще в 2004 г.

Комментариев еще нет. Станьте первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
11 − 6 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 Пока оценок нет. Станьте первым
Загрузка...