Skip to content

Мираж III, монография — ч.3.5: эксплуатация самолета

В ВВС Чили
Заказ на 16 самолетов «Мираж» 50 был размещен этой страной в 1979 г. Для ускорения поставок в этот вариант (с двигателем «Атар» 9К-50) были конвертированы 8 «Миражей» 5F с небольшим налетом, после чего самолеты получили обозначение «Мираж» 50FC. Еще 8 вновь построенных «Миражей» 50F (с РЛС «Агав») были поставлены в 1982 – 1983 гг., одновременно с двумя «спарками» «Мираж» 50DC. Интересно, что, несмотря на наименование, «спарки» были оснащены ТРДФ «Атар» 09С. Кстати, одна из них разбилась перед передачей Чили, и ее заменили стандартным «бэушным» «Миражом» III BE.
15 сентября 1980 г. «Миражи» 50 поступили в 4-ю группу, которая базировалась в столичном аэропорту Комодоро Артуро Мерино Бенитез, в 15 км от Сантьяго. Позже эта группа вошла в состав 2-й воздушной бригады и перебазировалась в Икике, и в марте 1986 г. «остановилась» на базе Карлос Ибанёз в Пунта Аренос.
В 1986 г. чилийская компания ENAER при технической поддержке израильской IAI начала программу модернизации 16 «Миражей» 50 (8 50 FC, 6 50CH и 2 50DCH), получившую наименование «Пантера». Доработка планера включала удлинение носовой части примерно на 1 м (по аналогии с израильским «Кфиром») за счет вставки перед кабиной, установку неподвижных канардов и монтаж топливозаправочной штанги. Модернизировались гидро- и энергосистема. БРЭО было дополнено РЛС Эльта EL/M-2001B, компьютеризированным ИЛС, модифицированной инерциальной системой, обнаружительным приемником ENAER «Кайкуэн» III и устройством выброса пассивных помех «Эклипс». В состав вооружения были включены УР Рафаэл «Питон» 3.
Первый полностью модернизированный самолет поступил в чилийские ВВС в конце 1988 г. В связи с нестабильным финансированием выполнение программы затягивалось, и вторая «Пантера» была сдана лишь в марте 19992 г. К январю 1994 г. были доработаны 5 самолетов.

060
«Элькан» ВВС Чили, экс-бельгийский «Мираж» 5ВА, доработанный по программе MirSIP. Источник: www.arcforums.com

В июле 1994 г. чилийское правительство согласилось на покупку 25 бельгийских «Миражей» 5. Двадцать самолетов (15 одноместных и 5 двухместных, все модернизированы по программе MirSIP – см. выше) получили наименование «Элькан». В соответствии с требованиями ВВС Чили, в навигационную систему был встроен GPS-приемник, а система инструментальной посадки VOR-ILS адаптирована под местные условия. Кроме того, в контракт вошли и 5 немодернизированных «Миражей (4 — 5BR и 1 — 5BD), по некоторой информации, как источники запчастей. Поставки самолетов были осуществлены в период с января по октябрь 1995 г., ими укомплектовали 8-ю группу, которая базировалась в Антофагасте. В конце 2003 г. «Эльканы» начали оснащать топливозаправочной штангой и соответствующим оборудованием. Примечательно, что поставкам бельгийских самолетов в Чили сопутствовал большой коррупционный скандал с миллионными откатами и самоубийством чиновника — экс-генерала.
27 декабря 2006 г. состоялась официальная церемония прощания с «Эльканами», на смену которым пришли закупленные в Нидерландах F-16. Прекращение эксплуатации, по заявлению официальных лиц, было вызвано высокими эксплуатационными расходами и необходимостью стандартизации парка боевых самолетов. Аналогичная участь постигла и чилийские «Пантеры».
В ВВС Швейцарии
На происхождении и модификациях «Миража» для ВВС этой страны мы подробно остановились выше, поэтому рассмотрим только службу машин.

061
Швейцарский «Мираж» III S взлетает с использованием ракетных ускорителей JATO с авиабазы Пайерн, 1996 г. Источник: hu.wikipedia.org

Построенные по лицензии истребители «Мираж» III S поступили на вооружение 16-й и 17-й эскадрилий, базировавшихся в Паерне. Эскадрильи достигли оперативной готовности в марте 1968 г., хотя и не были еще полностью укомплектованы. Разведчики «Мираж» III RS поступали в 10-ю эскадрилью, дислоцированную на авиабазе Дубендорф, первый их них – 27 июля 1967 г. Первые две «спарки» ВВС получили в 1963 г., еще пару – в 1970 – 1972 гг., и заключительные две машины – 27 января и 3 февраля 1983 г. Местами дислокации 10-й эскадрильи (в зависимости от времени) стали базы в Паерне, Сьоне и Станзе (Буокс). 16-я эскадрилья со временем «осела» в Буоксе, а 17-я так и базировалась в Паерне.

063
Перезарядка фотопленки на разведывательном «Мираже» III RS ВВС Швейцарии. Источник: de.wikipedia.org

Предпринятая в середине 80-х гг. программа модернизации позволила поддерживать боеспособность швейцарских «Миражей» на современном уровне вплоть до снятия их с вооружения. Интересно отметить, что помимо уже традиционных канардов и апгрейда БРЭО, программа включала установку генераторов вихрей (по аналогии с отечественным МиГ-23МЛД), улучшавших маневренные характеристики на больших углах атаки. Разведчики ВВС Швейцарии получили в свое распоряжение контейнер «Рэд Бэрон» с ИК-станцией RS710. Истребители покинули боевые порядки в декабре 1999 г., разведчики и «спарки» — несколько позже, в 2003 г. Их место заняли американские F/A-18. За время эксплуатации в летных происшествиях было потеряно 7 истребителей, 1 разведчик и 2 «спарки».
В ВВС ЮАР
В апреле 1962 г. Южно-Африканская республика заказала 58 «Миражей» III в нескольких модификациях. Первыми в ЮАР поступили 16 перехватчиков «Мираж» III CZ (декабрь 1962 г. – март 1964 г.) и 3 учебных «Миража» III BZ (декабрь 1962 г. – декабрь 1964 г.). В ноябре 1966 г. начались поставки четырех разведчиков «Мираж» III RZ, завершенные 22 февраля 1967 г. 17 многоцелевых «Миража» III EZ поступили в период со 2 февраля 1965 г. по 15 марта 1972 г. Кроме того, в страну были поставлены еще 14 «спарок» (3 «Миража» III DZ и 11 – III D2Z) и 4 разведывательных «Миража» IIIR2Z. «Двойка» в обозначении модификации указывала на оснащение самолетов ТРДФ «Атар» 9К-50.

064
“Мираж» III CZ ВВС ЮАР. Источник: en.wikipedia.org

2-я эскадрилья (авиабаза Вотерклуф) получила первый «Мираж» III CZ в апреле 1963 г. В августе 1966 г. «Миражами» IIIEZ была вооружена 3-я эскадрилья, переформированная как часть 2-й эскадрильи. В феврале 1970 г. эта 3-я аэ получила атрибутику 2-й аэ, и в том же году – «спарки» III DZ. В феврале 1975 г. 3-я эскадрилья была возрождена как самостоятельная часть, и в апреле началось ее перевооружение на «Миражи» F.1CZ, а “тройки» (12 самолетов в варианте III EZ и 2 III D2Z) были переданы 85-й школе повышенной летной подготовки. 2-я эскадрилья с громким названием «Летающие гепарды» (правда, по-английски это звучит совсем не воинственно – «Флаинг читас») осталась единственной строевой частью – эксплуатантом «троек» и их модернизированных вариантов. 85-я школа эксплуатировала «Миражи» III до середины 80-х гг., после чего все «тройки» отправились на хранение.
«Вторую жизнь» «Мираж» III в ЮАР обрел благодаря масштабной программе модернизации, которую провела южноафриканская «Атлас Авиэйшн» (с 1986 г. сменила название на Денел) при участии Израэл Эйркрафт Индастриз в 80-х гг. Работы по данной программе были начаты в начале 80-х гг., к модернизации первой машины приступили в 1983 г. 16 июля 1986 г. первый модернизированный двухместный «Чита» D (бывший «Мираж» III D2Z №845) был официально представлен общественности. Модернизация коснулась как планера, так и систем самолета. Машина получила ПГО и «клыки» на передней кромке крыла, аналогичные установленным на израильских «Кфирах», а также генераторы вихрей в носовой части. Конструкция планера была капитально отремонтирована (заменено более 50% конструктивных элементов), главный лонжерон крыла – переделан заново. Оговоримся сразу, что изменения в конструкции были идентичны для всех вариантов «Читы».
Двигатель заменен на более мощный «Атар» 9К-50С-11 (на 10 из 13 модернизированных самолетах), выпускавшийся в ЮАР по лицензии. С учетом большего расхода воздуха были переработаны воздухозаборники. На крыле появились две дополнительные точки подвески. Катапультное кресло было заменено современным Мартин-Бейкер Mk.10.
Усовершенствования серьезно затронули и бортовую радиоэлектронику. Самолет получил импульсно-доплеровскую РЛС, цифровую навигационную систему и комплекс пассивной защиты, а также систему нашлемного целеуказания. При перекомпоновке органов управления использовалась технология HOTAS. В состав вооружения вошли УР ближнего боя V3C и V4 «Дартер», V3S «Снэйк» (копия израильской УР «Питон» 3), а также корректируемые бомбы. Самолет мог осуществлять и дневные разведывательный миссии, используя подвесной контейнер Винтен «Викон» 18 серии 601. К слову, это было весьма актуально, т. к. модернизация разведчиков в вариант «Чита» R дальше одного опытного экземпляра (№855) не пошла.

065
Модернизированный «Чита» С ВВС ЮАР. Источник: picpage7.tripod.com

«Чита»D также известен под обозначениями «Чита» В, D, или D2. Буквы в наименовании указывают на исходный вариант «Миража» до модернизации. Первый доработанный самолет до сих пор используется Исследовательско — испытательным центром (TFDC) ВВС в качестве летающей лаборатории. Кроме того, фирма Денел Дайнемикс задействовала две машины (№№ 844 и 847) для различных испытаний по своим программам. Последний использовался в ходе оценки эффективности ремоторизации «Читы» отечественным двигателем SMR-95 (вариант РД-33, установленного на МиГ-29) в начале 90-х гг. «Чита» с российским «движком» стала заметно лучше, но сокращение финансирования и существенный сдвиг центра масс самолета из-за новой силовой установки, по версии специалистов из ЮАР, приостановили дальнейшее развитие сотрудничества. По другой версии, задачей этого совместного проекта была никак не ремоторизация самолетов ВВС ЮАР, а прикрытие вывоза за рубеж новейших (и секретных, к тому же) отечественных технологий и образцов вооружения и военной техники. Что же касается «Читы» D, то, за исключением летающих лабораторий и двух потерянных в летных происшествиях, остальные машины отправились на хранение 1 апреля 2008 г. в связи с перевооружением ВВС ЮАР на шведские JAS-39 «Гриппен».
Естественно, модернизация коснулась и одноместных истребителей. «Миражи» III EZ после доработок стали именоваться «Чита» Е. Комплекс их переделки был минимальным в сравнении с другими вариантами (двигатель не менялся). РЛС «Сирано» уступила место израильской Эльта EL-2001, в кабине появился ИЛС фирмы Эльбит и система нашлемного целеуказания. «Чита» Е получила также комплект индивидуальной защиты (обнаружительный приемник, станция постановки помех и автомат выброса ИК-ловушек) и улучшенные навигационную систему и комплекс управления оружием. Вооружение обновили аналогично варианту «D».
«Читы» E поступили на вооружение 5-й эскадрильи (авиабаза Луис Тричард) в 1987 – 1988 гг. и, в основном, выполняли задачи ПВО. До конца пограничной войны в 1989 г., как минимум, пара самолетов находилась в постоянной готовности к вылету, каждый вооруженный двумя УР V3B (позже V3C) для отражения возможной атаки с севера.
В 1992 г. 5-я эскадрилья была расформирована, а ее авиатехника отправлена на хранение, за исключением №842, который продолжал эксплуатироваться в качестве летающей лаборатории. За время довольно непродолжительной эксплуатации 5-я эскадрилья потеряла в летных происшествиях две машины. В 2003 г. Чили приобрела 5 самолетов этой модификации для использования в качестве источника запчастей для своих «Пантер». Прорабатывался вопрос о покупке еще семи машин.
Наиболее «продвинутым» вариантом модернизации стал «Чита» С, переоборудованный из «Миража» IIICZ. Основой прицельно-навигационной системы самолета стала современная многорежимная РЛС Эльбит EL/M-2032. В состав оборудования вошла линия передачи данных и более совершенный комплекс самообороны. Внешне «Читу» С легко узнать по козырьку пилотской кабины, не имеющему переплета, а также укороченному топливоприемнику системы дозаправки топливом в полете.
Самолеты состояли на вооружении до 2008 г., после чего были помещены на хранение. В процессе эксплуатации 4 истребителя потеряны в летных происшествиях. В декабре 2010 г. мировая пресса сообщила о продаже 12 машин «Чита» С Эквадору. Перед поставкой самолеты прошли ремонт и модернизацию. Денел обеспечивала техобслуживание самолетов еще в течение пяти лет. К слову, Эквадор уже долгое время эксплуатирует израильские «Кфиры», что часто дает повод причислять эту ВВС этой страны к эксплуатантам «Миража» III/5. Мы этого делать не станем. «Кфир» — это все-таки другой самолет, хотя и построенный на основе «Миража» III, и внешне с ним сходный. И все-таки – другой. Поэтому в настоящей монографии и не рассматривается.

И В ЗАКЛЮЧЕНИИ

«Мираж» III – это целая веха в мировой авиации. Во многом его судьба схожа с отечественным МиГ-21: высокие летно-тактические характеристики, большое количество модификаций, неоднократные модернизации, широкое распространение в мире и завидное «долголетие», которым не могут похвастаться даже многие самолеты, созданные позднее. Если сравнивать эти две прекрасные машины, как наиболее близкие по совокупности характеристик, количество сторонников превосходства одного истребителя над другим, скорее всего, будет уравновешено количеством противников. Но вряд ли кто оспорит тот факт, что созданная для «Миража» прицельно-навигационная система с БРЛС «Сирано» на момент ее создания, — одна из лучших в мире (если не лучшая). Аналогичные американские системы, при сопоставимых характеристиках, имели большие габариты и массу; советской авиапромышленности (точнее, радиопрому) вообще «похвастаться» было нечем. Первые серийные отечественные прицельно-навигационные системы появились на самолетах 3-го поколения только в конце 60-х гг.
Если сравнивать маневренные возможности двух истребителей во всем эксплуатационном диапазоне высот и скоростей, то, в целом, их можно признать примерно равноценными. В каких-то сегментах этого диапазона «Мираж» превосходил МиГ-21, в каких-то – наоборот. Следует учитывать также, что исход воздушного боя решают не только летно-технические характеристики противоборствующих машин, но и мастерство пилотов, слетанность в паре, тактический замысел, и еще множество других факторов. Поэтому делать вывод о превосходстве «Миража» над МиГом по итогам воздушных боев в арабо-израильских конфликтах автор бы не стал. В качестве подтверждения сказанному позволю привести выдержку из воспоминаний М.Д. Исаева о его службе в 32 гиап (Кубинка): «В 1962 году я служил начальником группы регламентных работ ТЭЧ… В один из весенних дней того года наш полк посетили два представителя ВВС Индии, которым были продемонстрированы новейшие МиГ-21Ф-13. После краткого ознакомления с кабиной и органами управления истребителя индийские летчики совершили самостоятельные вылеты на МиГ-21… Функции инструктора и переводчика выполнял полковник (в тот момент) Степан Анастасович Микоян, летчик-испытатель НИИ ВВС. После полетов мы спросили у полковника Микояна, как понравился индийцам наш МиГ. Смысл ответов сводился к тому, что советский истребитель маневреннее и проще в управлении, чем Mirage III или F-104 Starfighter, на которых индийские летчики уже летали, но французская и американская машины оснащены более совершенным оборудованием и комфортнее для летчика».
На том и закончим. Уф… 🙂

Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
20 ⁄ 4 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...