Skip to content

Мираж III, монография — ч.3.4: эксплуатация самолета

Продолжаем разговор… 🙂

В ВВС Ливана
Эта страна заказала 10 боевых «Миражей» III EL и пару учебных IIIBL (плюс 15 УР R.530) в 1965 г. Поставки истребителей начались 11 сентября 1967 г. и растянулись на полтора года. «Спарки» были получены и того позже – одна 14 июня 1968 г., другая 11 марта 1969 г. Четыре самолета изначально были определены на хранение, «про запас», так сказать. Остальные использовались неинтенсивно (боевое применение в 1973 г. и, возможно – в 1976 г., единичные вылеты вплоть до 1978 г.), и периодически выставлялись на продажу или обмен. Две машины (боевой самолет и «спарка») были потеряны в летных происшествиях. Длительная гражданская война в Ливане и сопутствующая ей разруха так и не позволили эксплуатировать самолеты в ВВС, в 2000 г. весь наличный парк был продан в Пакистан.
В ВВС Ливии
После Ливана, Ливия оказалась второй арабской страной, заключившей сделку на покупку «Миражей», и одним из самых крупных покупателей этого самолета. Контрактом, заключенным в январе 1970 г., предусматривалась поставка 110 машин, в том числе:
— 32 истребителей-перехватчиков «Мираж» 5DE (номера 101 – 132);
— 15 учебных «Мираж» 5DD (номера 201 – 215);
— 10 разведчиков «Мираж» 5DR (номера 301 – 310);
— 53 истребителя-бомбардировщика «Мираж» 5D (номера 401 – 453).

Ливийский «Мираж» 5DE во время ремонта и доработок во Франции, начало 80-х гг. Источник: ACIG.org, фото — Dassault

Помимо самолетов, предусматривалась поставка тренажера, а также огромное количество запчастей и наземного оборудования, достаточно для эксплуатации авиатехники в течение 25 лет. Надо сказать, в условиях перманентной нестабильности в регионе и регулярных эмбарго по политическим мотивам, подход более чем оправданный.
Что касается закупленных Ливией самолетов, то «Мираж» 5DE, оборудованный РЛС «Сирано» и доплеровской РЛС, был этаким симбиозом «тройки» и «пятерки». Его вооружение, кроме пушек, включало только одну УР R.530. УР «Мажик» находилась в стадии разработки, а американские «Сайдвиндеры» исключались санкциями Вашингтона. Самолет имел удлиненный фюзеляж и дополнительный топливный бак за кабиной пилота. «Мираж» 5D, по сравнению с другими версиями «пятерки», был очень неплохо оборудован: радиодальномер «Аида», ИЛС CFS97 с коллиматорной сеткой, БЦВМ, инерциальная платформа, обнаружительный приемник кругового обзора Томпсон BU/DR-AX-10 «Артемикс». Внешне ливийские 5D можно отличить и по УКВ-антенне на передней кромке форкиля. В носовой части разведчика могли размещаться как 4 английские камеры «Винтен», так и 5 штатных «Омера» 31. Вместе с тем, на разведчике (впрочем, как и на «спарке») были сохранены пушки и имелись узлы наружной подвески.
Несмотря на то, что поставки начались в 1971 г., «широкой общественности» самолеты были представлены чуть раньше. В период с 28 августа по 4 сентября 1970 г. пятерка французских «Мираж» III B эскадрильи ЕС 2/2, с нанесенными на них опознавательными знаками ВВС Ливии пролетели над Триполи в честь празднования 1-й годовщины Ливийской революции. В кабинах находились смешанные франко – египетские экипажи.
Не торопитесь поправлять автора, именно – египетские. Это было вызвано несколькими причинами. Штат ВВС Ливии, по некоторым данным, на тот момент составлял всего 400 человек, из них летного состава – лишь небольшая группа, завершавшая обучение на американских F-5. То есть, своих летчиков для купленных «Миражей» у Ливии не просматривалось даже в ближайшей перспективе. Но в планы ливийского руководства на тот момент и не входило полное развертывание флота из сотни первоклассных боевых самолетов. Каддафи рассчитывал поддержать передачей «Миражей» соседний Египет в подготовке к новой войне с Израилем(не исключаются и предварительные договоренности на этот счет).

Разведчик «Мираж» 5DR ВВС Ливии. Источник: ACIG.org, фото — Dassault

По данным американских и израильских источников, передача «Миражей» Египту началась 18 июля 1971 г. К середине 1972 г. Ливия получила не более 25 машин, и все они практически сразу передавались соседям. В течение следующих двух лет, как минимум, 42 «Миража» (20 5DE, 20 5D и 2 «спарки») получили египетские опознавательные знаки. Как только израильтянам стало известно о передаче самолетов Египту, они сразу же потребовали от Франции прекращения поставок самолетов в Ливию. Франция выступила с решительным требованием «прекратить это безобразие» и угрожала приостановить поставки. Но, скорее всего, «призывы к совести» не возымели действия. По некоторым данным, правда, официально не подтвержденным, до 54 ливийских «Миражей» находились в распоряжении египетской стороны, в том числе – все 32 поставленных Ливии перехватчика. По другой информации, в Египте присутствовало не более 42 машин в общей сложности. Дабы избежать эскалации международного скандала, в интервью западным СМИ полковник М. Каддафи заявил, что ливийские «Миражи» используются в стране пирамид исключительно с целью обучения египетских пилотов и находятся под полным контролем ВВС Ливии.
Реально же полный контроль исходил от египетской стороны. Возможно, это была часть большого плана, по которому часть машин для Египта проходила через Ливию, а другая – через Саудовскую Аравию (ведь официальным покупателем египетских «Миражей» в 1973 г. была именно эта страна, она же и оплатила заказ). В Дижоне проходили обучение «ливийцы» только по паспорту, на самом деле это были египетские летчики. Ходила даже байка, что на одном из занятий французский преподаватель употребил, как бы случайно, несколько русских слов, и двое курсантов его хорошо поняли. Преподаватель задумался, «откуда у парня испанская грусть»? Ведь в ту пору отношения между СССР и Ливией практически отсутствовали. Позже египетский летчик Мохаммед Рифат в интервью одному из западных изданий расставил все точки над i, рассказав о своем переучивании в Дижоне в 1973 г. По его словам, там проходили переподготовку пилоты с МиГ-17, МиГ-21 и Су-7. Сам он, судя по всему, летал на Су-7, потому что сравнивает «Мираж» именно с этой машиной. По оценке Рифата, между этими двумя истребителями-бомбардировщиками большая разница. Су-7 имел хороший двигатель, приемлемую боевую нагрузку, но был ограниченно маневренным. У «Миража» была прекрасная маневренность, лучшие разгонные характеристики и замечательная авионика.
Летом 1973 г. из 38 ливийских «Миражей» 5 была сформирована 69-я эскадрилья ВВС Египта, которая дислоцировалась на базе Бирма/аль-Танта в западной части страны (подальше от израильских глаз). С началом октябрьской войны самолеты сразу же вступили в бой, совершив в первый же день успешный налет на позиции израильских войск в районе Тасса силами 16 экипажей. Не обошлось и без потерь. Одна машина была повреждена огнем зенитной артиллерии, другую сбили собственные расчеты ПВО ракетой комплекса С-125 на обратном пути.
На следующий день четверка «Миражей» эскортировала пару Ту-16К, наносивших удар по израильской станции электронной разведки на горе Ра’с Аб Курум (Синайский п-ов). При пуске второй ракеты с одного из Ту-16, она потеряла управление и в ходе спонтанного маневра задела крыло одного из самолетов эскорта, чем вызвала его потерю. Тем не менее, задача была выполнена. РЛС находилась в нерабочем состоянии до 14 октября.
В течение следующей недели «плоды ливийско-египетской дружбы» французского происхождения периодически привлекались к задачам непосредственной авиационной поддержки своих войск в районе дельты Нила. Утром 14 октября 69-я эскадрилья выполнила боевой рейд по позициям израильтян в ходе синайского наступления Египта. В ответ израильская авиация в тот же день предприняла атаку базы с целью ее нейтрализации. ПВО Танты осуществляли МиГ-21 с авиабазы аль-Мансохар, и над аэродромом разгорелась настоящая воздушная баталия. Хорошо защищенные укрытиями «Миражи» потерь не понесли, не повезло лишь размещавшимся на базе иракским «Хантерам», не менее шести из которых были уничтожены израильскими «Фантомами».
Пожалуй, наиболее известной миссией «ливийско-египетских» «Миражей» в ходе этой войны стала атака аэродрома эль-Ариш на севере Синая 18 октября. Для израильтян этот аэродром имел стратегическое значение, т.к. на него (в том числе) прибывали американские транспортники с «гуманитарной помощью». По их версии, в налете участвовали четыре машины, и все они были перехвачены еще на подходе к цели (кто б сомневался…). Но вот источники, близкие к ВВС США, сообщали о восьми «Миражах», атаковавших аэродром. Существенно разнятся и оценки эффективности удара. По наиболее распространенной версии, четверок все-таки было две. Первая из них скрытно подошла к аэродрому, каждый самолет сбросил по две 400-кг бомбы на ВПП и РД и благополучно (повреждения от зенитного огня получила лишь одна машина) вернулась на базу. Результативность удара неизвестна.
Через 5 минут второе звено, возглавляемое уже знакомым нам капитаном Рифатом, стало заходить на цель, летя над морем на высоте порядка 10 м. В интервью доктору Дэвиду Николь Рифат рассказывал, что их группа была перехвачена израильскими «Миражами» за 35 секунд до подхода к цели. Он предполагал, что информацию об их полете израильтяне получили от американцев, использовавших радиотехнические средства своих кораблей или поднятого с авианосца самолета ДРЛО Е-2С «Хокай». Для израильских РЛС это была непосильная задача, т.к. «Миражи» летели почти вплотную к воде. Один самолет звена был сбит израильским «Миражом», другой столкнулся с водной поверхностью, а оставшаяся пара сумела уйти. По другой версии, четверка была атакована парой «Нэшеров» 113-й эскадрильи в 50 км от эль-Ариша. Атакующие «Миражи» сразу же побросали бомбы и блоки НАР, развернулись на запад и попытались выйти из-под удара. В момент разворота один из самолетов задел законцовкой крыла воду и мигом ушел под нее. Другой «Мираж» был сбит УР «Шафрир» и упал в море. Третий самолет тоже был поражен «Шафриром», и в мгновение превратился в огненный шар. Удалось уйти – на максимальной скорости и вплотную к воде – только самолету капитана Рифата.
Один из пилотов сбитых «Миражей» — капитан Мохаммад Ахмад — сумел катапультироваться. Его подобрали египетские фермеры и приняли за израильского летчика, потому что «он не был похож на араба». Не помог даже арабский язык: фермеры его связали и препроводили в ближайшее отделение полиции.
21 октября два звена «Миражей» снова поднялись на выполнение боевых задач. Одно из них выполняло непосредственную поддержку войск в районе Файида и было атаковано звеном «Нэшеров» из 144-й эскадрильи ВВС Израиля. Комбинированным огнем УР «Шафрир» и 30-мм пушки одна из ливийских машин была сбита.
К концу конфликта в 69-й эскадрильи стала ощущаться острая нехватка запчастей, а поставка их из Ливии занимала несколько дней. Тем не менее, остававшиеся в исправном состоянии машины совершили до окончания боевых действий, как минимум, 28 боевых вылетов. Всего же за время этой недолгой арабо-израильской бойни «ливийские» «Миражи» выполнили 495 самолето-вылетов. По данным израильтян, эскадрилья потеряла 5 машин. Американские источники говорят о 14 потерянных самолетах: 9 – боевые потери и 5 – небоевые.
Сразу после окончания этого конфликта Египет и Ливия поссорились. Разгоревшиеся политические баталии и взаимные претензии лидеров этих стран опускаем, как не имеющие к теме монографии никакого отношения. Как мы помним, у Египта вскоре появились собственные «Миражи», а принадлежавшие Ливии самолеты отправились домой. К концу 1975 г. ими были укомплектованы 5 ливийских эскадрилий – 1002-я, 1003-я, 1004-я на «Миражах» 5D, 1030-я на «Миражах» 5DE и 1011-я на «Миражах» 5DR. Еще несколько машин эксплуатировались в 1001-м центре переподготовки. Кстати, именно этот центр стал первым подразделением ливийских ВВС, получившим «Миражи» еще в 1971 г.
Конфронтация между Ливией и Египтом привела к тому, что в июле 1977 г. бывшие союзники начали вооруженное противоборство друг с другом. 20 июля египтяне произвели артобстрел пограничной территории, а на следующий день нанесли авиаудар по нескольким приграничным военным базам, радарам, а также городу Муссаиду. Следующими целями для себя египтяне выбрали авиабазы им. Гамаль Абдель Нассера (вблизи г. Бенгази) и Курта. Нанесенным ударом были разрушены 7 ливийских истребителей. В этот же день Ливия решила дать отпор агрессии. Группа «Миражей» 5 под прикрытием постановщика помех на базе Ми-8 нанесла удар по египетской территории. При этом зенитной ракетой египтяне сбили один «Мираж».
На следующее утро египетские самолеты снова предприняли атаку базы имени Нассера. Но в воздухе их уже поджидали ливийские «Миражи» 5DE, пара которых атаковала египетские МиГ-21 из группы эскорта, сбив один из них.
22 и 23 июля самолеты ВВС Ливии предпринимали несколько атак на цели в Египте, но особого успеха эти налеты не имели. К утру 24-го числа Египет заявил о сбитии до четырех ливийских «Миражей» и одного МиГ-23. Затем последовало перемирие.
В начале 80-х гг. ливийские «Миражи» начали модернизироваться. Но процесс был прерван участием Ливии в войне в Чаде в 1983 г., приведшему к конфронтации с Францией и введением эмбарго. В течение нескольких лет в этой стране оставались отправленные в ремонт ливийские самолеты. Только в 1989 г., по некоторым данным, они возвратились в Ливию. Кроме того, война в Чаде стала последней, как минимум, для двух ливийских «Миражей».
По состоянию на 2003 г. в составе ВВС Ливии находилось 27 «Миражей» 5. 1001-й центр переподготовки оперировал 6 «спарками», в 1002-й эскадрилье – 9 «Миражей» 5D, в 1030-й — 7 «Миражей» 5DE, в 1011-й – 5 «Миражей» 5DR. По-видимому, еще часть самолетов находилась на хранении, т.к. 5 июля 2004 г. ВВС Пакистана официально объявили о покупке у Ливии 50 «Миражей» и 150 двигателей к ним. По заявлению пакистанцев, опубликованному агентством Франс Пресс, все самолеты предполагалось разобрать на запчасти и использовать для поддержания исправности парка собственных ВВС. В этом можно усомниться, если принять во внимание информацию неофициальных пакистанских источников, утверждавших, что большинство приобретенных самолетов «были, как новые» и имели налет менее 1000 часов.
В ВВС Пакистана
Эта страна обладает, пожалуй, самым большим флотом «Миражей» III/5 из всех инозаказчиков. По четырем контрактам (1967, 1970, 1975 и 1979 гг.) Пакистану было поставлено в общей сложности 18 «Миражей» III EP (поставки в период с 25 октября 1967 г. по 30 апреля 1969 г.), 13 разведчиков «Мираж» III RP (1969 и 1975 гг.), 5 учебных «Миража» III DP (1969 г. и 1970 г.), 58 истребителей «Мираж» 5РА (1975, 1982 гг.) и 2 учебных «Миража» 5DPA2 (1982 г.). Боевые «пятерки» поставлялись в двух версиях: «Мираж» 5РА2 с РЛС «Сирано» IV и «Мираж» 5РА3, оснащенный РЛС «Агав». В состав вооружения 5РА3 входила ПКР АМ-39 «Экзосет». Все поставки были завершены 29 декабря 1982 г. Впоследствии Пакистан также скупал снимаемые с вооружения «Миражи» в других странах.

«Мираж» III ВВС Пакистана. Источник: adf-gallery.com.au
Пакистанские «Миражи» III на авиабазе Масрур. Источник: adf-serials.com.au, фото — Pakistan Defence Public Relations

Первыми «Миражами» III EP в ВВС Пакистана была укомплектована 5-я эскадрилья (авиабаза Саргохта) и находившаяся там же Школа боевых командиров (Combat Commander’s School) – этакий пакистанский «Топ Ган». Помимо «троек», школа оперировала еще несколькими «Миражами» 5РА. В состав 9-го центра переподготовки на авиабазе Рафикьи поступили «спарки» и «Миражи» 5РА, в 20-ю эскадрилью (базировалась там же) – разведчики и несколько «Миражей» 5РА. Последние из поставленных «пятерок» распределили между 8-й (авиабаза Масрур) и 33-й эскадрильями (авиабаза Шоркот Роуд).
Пакистанские «Миражи» принимали участие в индо — пакистанской войне 1971 г. Так, 3 декабря, в 17:39, буквально через 10 минут после объявления приказа Президента страны о начале боевых действий, разведчик «Мираж» III RP, сопровождаемый истребителем “Мираж» III EP, прошли на бреющем над индийской базой Патанкот, вслед за чем шестерка «Сейбров» нанесла по ней удар. В 17:45 четверка «Миражей» под командованием винг коммандера Хакимулла атаковала аэродром Амритсар, сбросив по две 500-кг бомбы и разрушив начальные 300 м ВПП. Примерно в это же время другая четверка «Миражей» нанесла еще один бомбовый удар по Патанкору. К разведке результатов нанесения ударов по индийским аэродромам в первый день был привлечен единственный исправный «Мираж» III RP. Два других разведчика к тому времени пострадали от столкновения со стаей птиц. Известно также, что при нанесении удара по индийской базе Патанкот «Миражи» пушечным огнем уничтожили на земле 2 «Хантера».

«Отметились» и перехватчики. При нанесении ответного удара по пакистанским аэродромам несколько индийских «Канберр» были перехвачены «Миражами», но сумели увернуться от атак. За исключением одной, сбитой УР R-530. Кстати, эта победа оказалась одной из немногих, которая выпала «на долю» французской ракеты. В ходе войны «Миражами» было выпущено на менее 16 УР этого типа, из которых попали в цель лишь несколько. Эффективность нового оружия вызвала полное разочарование у пакистанских пилотов. Лучше себя проявили УР малой дальности. Так, 4 декабря такой ракетой, пущенной с «Миража», по данным ACIG Group, был сбит индийский «Хантер». На следующий день – еще четыре аналогичных машины (одна – комбинированным воздействием УР и пушечного огня). 6-го числа «Миражи» сбили «Сайдвиндерами» два индийских Су-7. 11 декабря пакистанские «тройки» записали на свой счет еще одну «Канберру» (ракетой R.530) и два истребителя Фоллэнд «Нэт» (из пушки). Некоторые источники упоминают еще о двух победах «Миражей» 13 декабря, но точные данные о типе сбитых самолетов отсутствуют (предположительно – Су-7). Отмечу, что индийские источники подтверждают только сбитие «Канберры» 4 декабря и одного «Хантера» — 5-го числа.
В целом, результаты применения «Миража» в качестве перехватчика неплохие (если отталкиваться от пакистанских источников), однако, они не идут ни в какое сравнение с количеством побед, одержанных пакистанскими F-86 «Сейбр» — более 30 (по индийским данным – 10). Вполне возможно, это объясняется как недостаточно высокой боевой выучкой летчиков (все-таки самолеты поступили на вооружение относительно недавно), так и невысокой исправностью матчасти вследствие проблем с запчастями.
В начале 80-х гг. на пакистанском предприятии PAC проводился комплекс работ про продлению ресурса планеров «Миражей» (по некоторым данным, на 1000 часов) и установки улучшенного бортового оборудования, в частности, ИНС Литтон LW-33. По всей видимости, потенциал пакистанского завода был ограниченным. Поэтому в 1992 г. ВВС Пакистана инициировали масштабную программу дополнительных закупок «бэушных» «Миражей» (Франция, Австралия, Ливан, Бельгия, Испания) и их модернизации. Французская фирма SAGEM и итальянская FIAR (ныне – Селекс Галилео) разработали несколько вариантов «апгрейда» различных модификаций самолета. Программа получила наименование ROSE (Retrofit of Strike Element) и, в основном, выполнялась во Франции. Из-за финансовых трудностей начало реализации программы затянулось до 1997 – 1998 гг., после чего 42 «Миража» III, приобретенных в Австралии, были модернизированы по программе ROSE I. На истребители установили новую РЛС управления огнем «Грифо М3» (специально разработанную под эту программу), ИНС на лазерных гироскопах, сопряженную с приемником GPS, ИЛС, систему управления оборудованием HOTAS, МФИ в кабине пилота и другое оборудование. Были установлены также системы пассивной защиты. Новая РЛС, имевшая 30 режимов работы, позволила вооружить истребители УР «Сайдвиндер» AIM-9L.
20 из 40 закупленных во Франции «Миражей» 5 подверглись доработкам по программе ROSE II. В целом, она повторяла ROSE I, но вместо РЛС на самолеты установили ИК-систему переднего обзора, благодаря чему «пятерки» получили возможность действовать ночью и в условиях плохой видимости.

Доработанный для дозаправки в воздухе пакистанский «Мираж» III

В конце 90-х гг. Пакистан дополнительно закупил во Франции 33 «Миража» 5 F, 14 (по другим данным – 16) из которых, начиная с 2004 г., подверглись модернизации по программе ROSE III, практически не отличавшейся от предыдущей программы. В 2007 г. этими машинами была укомплектована 27-я тактическая эскадрилья «Заррар».
Три десятка модернизированных «Миражей» III были укомплектованы оборудованием для дозаправки топливом в полете. Для обеспечения этого процесса (в том числе) в 2008 г. Пакистаном были закуплены в Украине два танкера Ил-78.

Носовая часть экс-«Миража» 5F (№ 58), приобретенного Пакистаном в конце 90-х гг., и доработанного в 2004 г. по программе ROSE-III. Хорошо видна ИК-станция переднего обзора. На заднем плане фото – идущий на смену пакистанским «Миражам» JF-17 «Тандер». Источник: en.wikipedia.org

В 2007 г. различными вариантами «Миража» были укомплектованы 5-я, 7-я, 8-я, 22-я и 27-я эскадрильи. Планировалось, что во втором десятилетии этого века они будут заменены китайско – пакистанскими JF-17 «Тандер». Однако, статистика говорит об обратном. Если в 2010 г. на вооружении пакистанских ВВС состояли в общей сложности 154 детища «Дассо», то на 2016 г., по данным Flightglobal, в ВВС Пакистана насчитывается 169 самолетов «Мираж»: 77 «Миражей» III нескольких модификаций и 92 «Миража» 5.
В ВВС Перу
Поставки заказанных для ВВС 14 «Миражей» 5Р были произведены в период с 7 мая 1968 г. по 21 декабря 1969 г., двух «спарок» «Мираж» 5DP – 30 сентября и 17 октября 1968 г. В 1981 г. ВВС Перу пополнились еще 32 «Миражами 5Р и 5 «спарками». Все самолеты поступили в 611-ю и 612-ю эскадроны 13-й группы.
В конце 70-х гг. стартовала программа модернизации парка «Миражей» до стандарта «5Р4», предусматривавшая установку ИНС, ИЛС, оборудования для постановки помех, а также канардов и системы дозаправки в воздухе. Некоторые самолеты планировалась также оснастить РЛС «Сирано» или «Агав» и совместить «борт» с ПКР «Экзосет» и УР R.550 «Мажик» 2. Полностью программу, ввиду ее высокой стоимости, реализовать не удалось. Частично были модернизированы только 15 самолетов. 10 недоработанных «Миражей», по наиболее распространенной версии, были проданы Аргентине накануне Фолклендской войны. Так утверждает большинство официальных источников. Но вот журналист Альфредо Али Алава в статье для газеты «Эль Комерио Перу» пишет, что это была тайная военная операция, и даже семьи перуанских пилотов не знали, что те на своих «Миражах» летят в Аргентину оказывать помощь своим аргентинским друзьям.

«Мираж» 5Р4 ВВС Перу. Источник: www.arcforums.com
«Мираж» 5Р4 ВВС Перу. Источник: www.arcforums.com

В начале мая 1982 г. 10 капитанов и майоров на «Миражах», перекрашенных в соответствии со схемой ВВС Аргентины и аргентинскими же опознавательными знаками, взлетели из Ла Хойи в направлении базы Тандиль, к востоку от Буэнос-Айреса. Полет проходил в режиме радиомолчания на высоте порядка 10000 м и скорости 800 – 900 км/ч. Маршрут был построен таким образом, чтобы избежать обнаружения самолетов боливийскими и – особенно – чилийскими РЛС. Перелет длился три часа, машины совершали промежуточную посадку в Жужуй. Наземная команда вместе со своим скарбом летели следом на транспортном L-100 «Геркулес». Как утверждает журналист, в Аргентину были поставлено также вооружение и подвесные топливные баки для всей группы. Как сообщил ему анонимный источник, Перу поставил Израилю около 30 УР AS.30 и зенитные ракеты в обмен на необходимые для группы запчасти и расходные материалы.
Из всего предоставленного Аргентине арсенала в боевых действиях «поучаствовали» только подвесные баки. Как сообщил журналисту неназванный источник, без этих баков было невозможно наносить удары по английским кораблям, и они сыграли важную роль в операциях. Почему в боевых действиях не участвовали сами «Миражи» и их перуанские пилоты? Алава объясняет это тем, что, пока летчики интенсивно осваивали район полетов и выполняли необходимые упражнения, война успела закончиться. Думается, что это слишком простое объяснение. Наверняка сыграли свою роль и политические факторы, и необходимость сдерживания возможной чилийской агрессии в ходе конфликта.
К 1995 г. все перуанские «Миражи» 5Р были сведены в 611-ю эскадрилью 6-й авиационной группы, которая базировалась в Чиклайо. Известно, что они принимали участие в конфликте с Эквадором у Альто Сенепа в 1995 г., однако, подробностей их боевого применения найти не удалось. По данным сайта aeroflight.co.uk, с вооружения ВВС Перу «Миражи» 5 были сняты в 2002 г. В ходе эксплуатации были потеряны, как минимум, 4 машины, еще 8 истребителей находятся на хранении на авиабазе Лас-Пальмос. Сэкономленные на прекращении модернизации деньги, также как и полученные за предоставленные Аргентине самолеты, позволили перуанским ВВС приобрести дюжину современных «Миражей» 2000 (10 боевых и 2 «спарки»).

Окончание монографии — не за горами. Крепитесь! 🙂

Комментариев еще нет. Станьте первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
29 − 6 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...