Skip to content

Мираж III, монография — ч.3.3: эксплуатация самолета

В ВВС Египта

Первый заказ на самолеты для ВВС этой страны поступил в сентябре 1973 г. Египетские пилоты уже были хорошо знакомы с «Миражами», т.к. 20 летчиков освоили к тому времени аналогичные ливийские машины, и прекрасно о них отзывались. Контрактом предусматривалась поставка 32 перехватчиков «Мираж» 5SDE, оборудованных РЛС «Сирано» и 6 учебных «Миражей» 5SDD. Следующий заказ, датированный декабрем 1975 г., включал 14 тактических истребителей «Мираж» 5SSE. В ноябре 1977 г. было дополнительно заказано 8 «Миражей» 5SSE и 6 разведчиков «Мираж» 5SDR.

051
Пара египетских «Миражей» 5SDE в совместном полете в ходе учений «Брайт Стар 2009», Египет, 2009 г. Источник: hu.wikipedia.org

Заключительным стал контракт на 16 «Миражей» 5Е2 (встречается также название 5SDDE2), заключенный в июне 1980 г. Последняя модификация, поставленная в 1983 – 1984 гг., была наиболее совершенной. Она имела современную прицельно-навигационную систему на основе разработанного комплекса для легкого штурмовика «Альфа Джет» MS2, включавшую ИНС «Улисс» 81 и лазерный дальномер — целеуказатель TMV 630 фирмы Томсон-CSF. Египетские «Миражи» вооружались усовершенствованной УР ближнего боя R-550 «Мажик» II.
По состоянию на начало 2000-х гг. «Миражами» были укомплектованы следующие части египетских ВВС: 75-я эскадрилья 111-й истребительной бригады командования ПВО (а/б Мерса-Матрух), 69-я разведывательная эскадрилья (а/б Жианакли), 71-я и 73-я эскадрильи 236-й бригады (а/б Танта). По данным Flightglobal на 2016 г., в строю до сих пор находятся 76 боевых «Мираж» 5E2/SDE/SDR и 6 «спарок».
В ВВС Заира/Конго
Первоначальными планами правительства предусматривалось комплектование трех эскадрилий ВВС самолетами «Мираж», но из-за финансовых трудностей заказ 1975 г. урезали до 14 «Мираж» 5М и 3 двухместных «Мираж» 5DM. Все самолеты поступили в том же году в 211-ю эскадрилью 21-го истребительного авиакрыла, которая базировалась в Камиле. Заирские летчики прошли начальную подготовку во французском центре на базе эскадрильи ЕС 2/2 (Дижон). К рубежу 70-80-х гг. эскадрилья достигла высокого уровня подготовки, но затем заирскому руководству пришлось вербовать пилотов в Египте, чтобы обеспечивать боеготовность подразделения, а техобслуживание осуществляли французские специалисты. Причиной тому наверняка послужили перманентные восстания и многолетняя гражданская война этой стране, в ходе которой, по некоторым данным, применялись и заирские «Миражи».
В 1983 г. четыре самолета перебазировались в Н’Джамену (республика Чад) для поддержки сил коалиции Франции и Чада против ливийских подразделений (операция «Манта»). В ходе выполнения боевых миссий с этого аэродрома один из самолетов разбился на посадке. С него демонтировали все, что можно, и оставили на аэродроме. Три остальные машины вернулись в Заир в 1984 г.
Отсутствие запчастей и средств для их закупки привели к тому, что к концу 80-х гг. только семь боевых «Миражей» и одна «спарка» находились в более-менее пригодном состоянии, а через десятилетие все машины пришли в полную негодность. По состоянию на 2010 г., если опираться на данные Flightglobal, в составе ВВС Демократической Республики Конго (в 1997 г. Заиру вернулось прежнее название) все еще находились три «Миража» 5. А вот в этом году они уже в составе не фигурируют.
В ВВС Израиля
Это государство стало одним из первых покупателей «Миража» III. Более того, наладив его производство на своих заводах, обеспечило самолету «вторую жизнь» в виде собственных версий, востребованных как национальными ВВС, так и зарубежными заказчиками. Успешный опыт боевого применения «Миражей» стал своеобразной рекламой самолету, во многом обеспечив ему высокий экспортный потенциал.

052
«Мираж» III CJ ВВС Израиля в музее ВВС этой страны.
Источник: commons.wikimedia.org

Вообще, история «Миража» в Израиле – это больше, чем просто история одного из типов, состоявших на вооружении. Здесь и политика, и детективная история похищения чертежей самолета (или все-таки двигателя?) в Швейцарии, и настоящий технологический прорыв израильского авиапрома при организации собственного производства. И много других подробностей, вполне заслуживающих отдельного повествования. Мы же остановимся только на «Мираже» III французского производства, следуя цели монографии.
Новинка Дассо привлекла внимание израильских военных буквально сразу после своего появления. В 1959 г. делегация во главе с командующим ВВС Эзером Вейцманом побывала во Франции и ознакомилась с истребителем. Более того, шеф-пилот испытатель ВВС Израиля Дэнни Шапиро облетал «Мираж», достигнув при этом «двухмаховой» скорости. Самолету была дана самая высокая оценка, и уже в 1960 г. Израиль заказал 72 «Миража» III CJ. Поставки самолетов были осуществлены в период с 4 июля 1961 г. по 22 июля 1964 г. Затем последовал заказ на 5 учебных «Миражей» III BJ, поставленных между 16 февраля 1966 г. и 12 января 1968 г. В Израильских ВВС самолет получил название «Шахак» (Небо).
Первые истребители поступили на вооружение 101-й эскадрильи ВВС Израиля (авиабаза Хазор) 7 апреля 1962 г., сменив в боевых порядках «Мистеры-IVA». Летчики предварительно прошли обучение в Дижоне. По мере поступления новой авиатехники ею перевооружили 117-ю эскадрилью (авиабаза Рамат-Давид), а также 119-ю эскадрилью ночных перехватчиков (Тель-Ноф). В некоторых источниках упоминается о полученных Израилем разведчиках «Мираж» III RJ, однако, в стандартном исполнении этот вариант точно не поставлялся. Между тем, израильские ВВС оперировали разведывательными «Миражами». Два истребителя (№№ 98 и 99), согласно некоторым источникам, были переоборудованы во Франции. В марте 1964 г. их перегнали оттуда Дэнни Шапиро и Рэн Пеккер, и когда они приземлились на авиабазе Тель-Ноф, баки самолетов были почти пусты.
Предполагалось, что базировавшаяся в Тель-Ноф 119-я эскадрилья «Бэт» будет основным «местом приписки» разведчиков «Мираж», но эти планы были скорректированы получением американских «Фантомов». Разведчики передали в 101-ю эскадрилью, которая использовала их до 1982 г., а затем продали Аргентине. Носовая часть, в которой размещалась фотокамера Хайкон HR-231, была съемной. При выполнении миссий, не связанных с разведкой, на самолеты устанавливались стандартные носовые обтекатели, а место РЛС занимал балласт. Для увеличения дальности полета вместо пушек был установлен дополнительный бак емкостью 300 л.
В завершение темы израильских разведчиков на базе «Миража» III C коротко рассмотрим их другие варианты. Тем более, что именно разведчики первыми из «Миражей» стали применяться в ходе арабо-израильского противостояния, выполнив 23 мая 1963 г. разведывательный полет над Египтом. Кроме двух упомянутых, еще пять самолетов (№№ 41, 53, 58, 59, 85) конвертировали в разведчики по принципу съемных носовых частей с комплектом разведоборудования. Для них разработали шесть (по крайней мере, тех, о которых что-либо известно) различных вариантов, отличавшихся как конфигурацией, так и комплектацией. Два первых комплекта были разработаны американцами. Так, комплект «Тармил», использовавшийся на всех машинах, кроме №59, включал АФА Цейс RMK-15/23 для вертикального фотографирования. «Нос» «Шфоферет» (для всех, кроме №№53, 59) предназначался для вертикальной и панорамной съемки. Комплект «Ташбец» — для тех же самолетов, что и предыдущий; использовался для наклонной съемки. Носовой частью «Мошель» для низковысотного панорамного фотографирования был оборудован лишь «Мираж» III C № 59.
Наиболее «экзотическими» являются два комплекта, разработанные в Израиле. Один из них — Tsnee’ut – с носовым обтекателем длиной 169 см включал АФА для дальней наклонной съемки U-2 и обеспечивающее работу камеры оборудование. На каких самолетах монтировался этот нос, история умалчивает, но существует фото «Миража» III С № 58 с комплектом Tsnee’ut. Другой «длинный нос» (и в прямом, и в переносном смысле) назывался «Универсал». Его идея состояла в том, чтобы приспособить носовую часть RF-4C «Фантом» вместе с ее содержимым к «Миражу». В 1968 – 1969 гг. Израэл Эйркрафт Индастриз выпустила два таких комплекта, имевших три установочных места для камер, которые обеспечивали переднюю, панорамную или боковую съемку. Таким комплектом оснащались «Миражи» III №№ 85, 99. К слову, 8 мая 1974 г. №99 был сбит в ходе разведполета над сирийской территорией.
19 июля 1963 г. израильские «Миражи» выполнили первый боевой вылет на перехват, обернувшийся конфузом. Вместо арабского самолета был перехвачен американский разведчик RB-57, который был принужден к посадке в аэропорту Лод.
22 августа состоялся первый перехват четверки сирийских МиГ-17 в районе Галилейского моря. Пара МиГов была повреждена, но самолеты вернулись на свою базу.
14 ноября состоялся первый воздушный бой между израильскими «Миражами» и сирийскими МиГ-21 над Голанскими высотами. Результатом схватки стало повреждение одного МиГа пушечным огнем. Ни выпущенные «Миражом» УР R-530, ни новейшая «Шафрир-1», находившаяся в стадии опытной эксплуатации, никоим образом на исход боя не повлияли.
14 июля 1966 г. «Мираж» 101-й эскадрильи (летчик Йорам Агмон) одержал первую воздушную победу над сирийским МиГ-21, сбив его пушечным огнем в ходе воздушного боя над озером Кинерет. Всего же с момента поступления «Миражей» в ВВС Израиля до начала войны 1967 г., по израильским данным, на счет этих машин было записано 10 воздушных побед при общем количестве — 13.
Но, пожалуй, наибольшую славу израильским «Миражам» принесла так называемая шестидневная война 5 – 10 июня 1967 г., когда в результате действий израильской авиации в первый же день конфликта была уничтожена практически вся авиация Египта и выведены из строя основные аэродромы. На эту тему написано более чем достаточно, повторяться не будем. Отметим только, что успех операции был обеспечен не только (а, быть может, и не столько) высокими характеристиками самолетов, но и серьезной к ней подготовкой (длившейся, по некоторым данным, около двух лет), а также действиями разведки, грамотным тактическим замыслом, и т.д. Помимо нанесения ударов по наземным целям, «Миражи» активно участвовали в воздушных боях с истребителями противника. К окончанию конфликта израильские летчики записали на свой счет 48 (по другим данным – 56) побед. По данным ACIG Group, в боях с «Миражами» потеряно 28 МиГ-21 нескольких модификаций, 16 МиГ-19, 11 МиГ-17, 9 Су-7 и еще 8 «Хантеров». Собственные потери в воздушных боях за это время составили, по разным данным, от трех до пяти машин при общей оценке потерь «Миражей» в ходе конфликта – от 4 до 8. Из них два самолета были потеряны из-за полного израсходования топлива во время воздушных боев.
Израильский блицкриг «шестидневной войны» не принес мира в этот регион. Исчисляемое днями затишье, и арабо – израильское противостояние вступило в новую длительную фазу, известную как «война на истощение». На бывшей египетской авиабазе Бир Гифгафа (Синайский п-ов) были сосредоточены «Миражи» 101-й и 119-й эскадрилий. Кстати, по некоторым данным, в ходе захвата этого аэродрома израильтянам достались трофейные УР Р-3С советского производства (от 60-80 до 238 штук, данные разнятся), которые, после небольших доработок, применялись с «Миража» до появления AIM-9D «Сайдвиндер» на вооружении ВВС Израиля.

Наибольшая интенсивность боестолкновений в воздухе в ходе «войны на истощение» отмечалась в 1969 – 1970 гг. За это время пилоты «Миражей», по данным ACIG Group, провели около полутора сотен успешных воздушных боев. По данным В. Бабича, египетские пилоты сбили 25 «Миражей», потеряв при этом 60 МиГ-21. К сожалению, не обошлось без потерь со стороны советских летчиков, осуществлявших свою деятельность в составе ограниченного военного контингента. Точно зная о присутствии пилотов из СССР, израильтяне провели тщательно спланированную и подготовленную операцию (кодовое наименование «Ветка»), результатом которой стала гибель четверых летчиков и пяти МиГ-21 без потерь со стороны противоборствующей стороны. Формальным поводом для проведения акции стало вторжение пары капитана Крапивина в израильское воздушное пространство при преследовании израильских «Скайхоков», которое произошло 25 июня 1970 г. Для «наказания» советских летчиков по всем ВВС собирали лучших асов, имевших в совокупности 59 воздушных побед. Для операции выделили одну четверку F-4 «Фантом» и три звена «Миражей».
По израильской версии, в полдень 30 июля звено «Фантомов», имитируя полет «Скайхоков», вылетело по маршруту, который использовали штурмовики для ударов по египетским позициям. С базы Телль-Ноф в это время поднялось звено «Миражей». Набрав 6000 м, в сомкнутом строю, они направились в район нахождения «Фантомов». Строй был настолько плотным, что на РЛС имелась только одна засветка от цели. Еще одно звено «Миражей» взлетело с базы Рамат-Давид и на предельно малой высоте направилось в район предстоящего боя. Прибыв в район, они стали барражировать за горным хребтом, вне зоны видимости египетских РЛС. Плюс ко всему, еще одно звено «Миражей» находилось в готовности №1 на базе Рафидим (так израильтяне переименовали Бир Гифгафа). Чуть позже они присоединились к остальной группе и участвовали в бое. Кроме того, израильтяне начали активную постановку помех египетским радарам.
На перехват мнимых «Скайхоков» было поднято два звена МиГ-21, следом (по данным израильтян) – еще три четверки. Вообще, даже израильские данные по количественному составу советской группы разнятся между собой. По одним, в бою участвовало 20 МиГов, по другим – 24, хотя израильские летчики — участники столкновения, упоминают о бое с шестнадцатью МиГами. При этом в их рассказах (если вчитаться внимательно) фигурируют четыре пары, т.е. два звена. Признанный авторитет по локальным конфликтам В. Бабич в своей статье «Египетские истребители в «войне на истощение» («История авиации», №2-2001) также упоминал о двух звеньях – капитана Юрченко с аэродрома Бени-Суэйф и капитана Каменева с аэродрома Комаушим.
Подробности рокового для наших летчиков боя опустим. При подготовке монографии автор столкнулся, как минимум, с тремя различными (порой – противоположными) трактовками происходившего в воздухе. Поэтому приведем лишь его итоги, тем более, что в данном вопросе между историками разных стран наблюдается хоть какой-то консенсус. По версии В. Бабича, МиГ-21 капитана Юрченко был сбит ракетой, выпущенной с «Фантома», когда осуществлял атаку «Миража», пилот погиб. Пару МиГов капитанов Сыркина и Яковлева атаковало звено «Миражей», и оба самолета были поражены осколками выпущенных по ним ракет. Летчики катапультировались, но Яковлева бросило на отвесный склон, купол погас, и пилот разбился. При этом атакующее звено «Миражей» попало под удар наших истребителей, близкий разрыв ракеты повредил двигатель одного из них, что заставило его пилота срочно возвращаться в Рифидим. Вот в израильской версии этот момент как-то опущен… Детали гибели капитана Каменева доподлинно неизвестны, но В. Бабич предполагал, что его самолет тоже поразила УР, пущенная с «Миража». Капитану Журавлеву удалось повредить два самолета (израильтяне на этот счет тоже – ни гу-гу), но сам он стал жертвой пушечной очереди одного из «Миражей».
Этот, а также другие воздушные бои, подтвердили высокие маневренные характеристики детища Дассо, достойные самых высоких похвал. При маневрировании в горизонтальной плоскости (особенно – со снижением) на определенных высотах французский истребитель имел по сравнению с МиГ-21 определенные преимущества. Именно тогда, в небе Египта и Сирии, у советских инструкторов появилось выражение «увидел «Мираж» — не становись в вираж». В то же время, на вертикальных маневрах МиГ, обладая более высокой тяговооруженностью и скороподъемностью, имел превосходство над «Миражом». Кроме того, несмотря на то, что тряска на МиГе начиналась раньше, чем на «Мираже», реально сваливание наступало на больших по сравнению с французской машиной углах атаки.
В начальный период «войны судного дня» (началась 6 октября 1973 г.) израильские «Миражи» осуществляли патрулирование воздушного пространства страны, пытаясь не допустить удары с воздуха с египетской стороны. Первой победой «Миражей» в этой фазе перманентного арабо-израильского противостояния стала четверка египетских Су-7, совершавших налет на базу Рифидим. Это случилось на третий день войны. В ходе одного из патрульных вылетов, пилоту «Миража» удалось сбить ракету КСР-2, пущенную с египетского Ту-16. Также «Миражи» привлекались к выполнению разведывательных полетов в зоне Суэцкого канала и для нанесения ударов по позициям египетских войск.
В последний день конфликта – 24 октября – в воздушном бою над египетским фронтом сошлись 8 «Миражей» и 12 МиГ-21. По данным израильтян, 7 египетских машин были сбиты, а все «Миражи» вернулись на базу. Только один израильский ас Гиорма Эпштейн за неделю, с 18 по 24 число, сбил 12 египетских самолетов.
По мере получения из США истребителей 4-го поколения F-15 и F-16 оставшиеся в строю «Миражи» переориентировались на задачи непосредственной поддержки войск. После продажи в 1982 г. 19 боевых самолетов и 3 «спарок» Аргентине, в Израиле остались только три «Бахака» в качестве музейных экспонатов. Следовательно, в ходе эксплуатации и боевых действий израильтянами было потеряно не менее 50 одноместных «Миража» — «Бахака», из них 31, по некоторым данным, был сбит истребителями и средствами ПВО. Одна машина превратилась в прототип «Нэшера», еще одна «спарка» использовалась в качестве прототипа «Кфира». На нее был установлен американский ТРДФ J79 и канарды.
Несколько слов об эксплуатации самолета. К его слабым местам израильские специалисты относили силовую установку, РЛС и прицел CFS-97. Из-за дефектов двигателя израильтяне потеряли, как минимум, 4 машины. Причиной тому – дефектные уплотнения топливных форсунок. В ходе эксплуатации «Атары» пришлось дорабатывать, а, начиная с 1974 г. (когда было закончено производство копийного «Нэшера»), все «Миражи» прошли замену «Атара» 09В на «Атар» 09С, для чего потребовалась небольшая доработка хвостовой части. Также отмечалась недостаточная газодинамическая устойчивость силовой установки на больших углах атаки и нередко – помпаж двигателя. Египетские летчики, кстати, знали об этом, и старались «затянуть» «Мираж» на границу сваливания. РЛС не отличалась высокой надежностью (как, впрочем, практически все бортовые радиолокаторы тех времен), а прицел «обеспечивал» большое рассеивание патронов при стрельбе из пушек.
Посильную лепту в увеличение боевой эффективности израильских «Миражей» внес и инженерно-технический состав. Так, время подготовки к повторному вылету было сокращено с регламентированных 20 до 7 минут, благодаря чему в отдельные дни самолеты могли совершать до 12 вылетов за день.
В ВВС Испании

053
«Мираж» III DE (CE.11) ВВС Испании на стоянке. Источник www.devon-aviation.nl
054
«Мираж» III EE (С.11) 112-го эскадрона 11-го авиакрыла ВВС Испании, середина 70-х гг. Источник: www.devon-aviation.nl

Несмотря на то, что один «Мираж» III C (№42) был передан этой стране для ознакомления еще 3 апреля 1962 г., Испания не вошла в число первых покупателей. Лишь в 1968 г. был подписан контракт на 24 «Миража» III EE и 6 учебных «Миражей» III DE, получивших местные обозначения С.11 и СЕ.11 соответственно. Испанские пилоты приступили к обучению в Дижоне и того позже – в марте 1970 г. Первые шесть боевых машин прибыли в Испанию 13 июня, поступив в 101-й и 102-й эскадроны 10-го истребительного авиакрыла, которое дислоцировалось на базе Масинес. В 1972 г. крыло поменяло свою «нумерацию» на 11-е, а эскадроны стали 111-м и 112-м. «Миражи» III несли службу в системе ПВО страны, вторичной задачей для них были действия по наземным целям.

В 70-х гг. звено «Миражей» постоянно базировалось в испанской колонии Западная Сахара, а в 1975 г., в связи с обострением там обстановки, все истребители были приведены в состояние полной боевой готовности. В 1976 г. Испания вывела свои войска из Западной Сахары, так что воевать «Миражам» там не пришлось. С 1986 г. на смену французским истребителям стали поступать американские F/A-18 “Хонит», и в 1992 г. «Миражи» III были окончательно выведены из боевого состава. За время эксплуатации самолеты налетали более 80000 часов.
В ВВС Колумбии
Эта страна проявила интерес к «Миражу» в конце 60-х гг., когда стал вопрос о замене устаревших «Сейбров» канадского производства в составе 1-й авиационной боевой группы. В 1970 г. последовал заказ на 14 тактических «Миража» 5COA (номера 3021 – 3034), две «спарки» 5COD (3001, 3002) и столько же разведчиков 5COR (3011, 3012). Поставки (по типам) начались в сентябре и ноябре 1971 г. и июле 1973 г. соответственно. Все самолеты находились в составе 212-й боевой эскадрильи, которая базировалась на авиабазе Паланкуэро (Пуэрто Сальгар). В 1988 г. 16 остававшихся в строю «Миражей» прошли модернизацию, которую провела «Исраэл Аэркрафт Индастриз» на базе Мадрид в ангарах Командования обеспечения. Самолеты получили канарды, аналогичные установленным на израильском «Кфир» С.7, систему дозаправки топливом в полете, новые навигационное оборудование и систему управления огнем. Модернизированные самолеты получили обозначение «Мираж» 5СОАМ. В такой же вариант в октябре 1996 г. были конвертированы разведчики. В 2001 г. прошел следующий этап модернизации, в ходе которого «Миражи» оснастили системой ночного видения и оружием с лазерным наведением. К 2004 г. ВВС Колумбии в результате летных происшествий потеряли 7 машин.

055
«Мираж» 5СОА ВВС Колумбии. Источник: 4.bp.blogspot.com

Параллельно с модернизацией «Миража» в 1988 г., Колумбия закупила в Израиле 14 тактических истребителей «Кфир», при этом получено было только 13, из них 12 боевых «Кфир» С.7 (номера 3040 – 3051) и один учебно-боевой ТС.7 (3003). С.7 Эти машины вооружены УР «Питон» III класса «воздух – воздух» и бомбами с лазерным наведением «Гриффин». №3042 был потерян в мае 1995 г., в июне 2003 г. списали разбитый №3046. Самолеты активно использовались против партизан Армии дель Пуэбло, правда, об эффективности их боевого применения материалов найти не удалось. Планировалось, что после модернизации самолетов до стандарта «Кфир» С.10 они прослужат, как минимум, до 2020 г., но не сложилось. 23 ноября 2010 г. «Джейнс дифенс уикли», со ссылкой на Министерство обороны Колумбии, сообщил о снятии оставшихся «Миражей» 5 с вооружения. Общий налет истребителей этого типа за 38 лет эксплуатации составил 38500 часов. В 112-й эскадрилье их заменяют израильские «Кфиры» С.10/С.12. По состоянию на 2016 г. в строю колумбийских ВВС находятся 19 истребителей «Кфир».

Продолжение следует.

 

4 комментария

  1. Ebony

    I see interesting posts here. Your site can go viral easily,
    you need some initial traffic only. There is a sneaky method to get massive traffic
    from social sites. Search in google for: Twinor’s strategy

    • Игорь Евгеньевич

      I track the status of my site. Attempts to spread through spam have already been made, but our experts quickly suppress them. Thanks for the warning!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
2 × 7 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...