Skip to content

Ле Бурже: авиационно-космический музей

В пригороде Парижа, именуемом Ле Бурже, расположен (в том числе) национальный авиационно-космический музей Франции. Название наверняка на слуху из-за проводящийся там Парижского авиасалона (ну, хотя бы по сообщениям прессы). А вот музей не так популярен, поэтому расскажу о последнем (тем более, что на салон пока еще не выбирался).
Мы у центрального входа. Довольно эффектного, надо заметить. Три Фуга «Мажистер» в раскраске «Патруль де Франсе».

Прямо над входом — вот такие часы Breitling.

Зашел. И тут началось…. «Вход в Boeing-747 — 8 евро, в «Конкорд» — 8 евро, еще что-то — 5 евро» и т.д. Когда я сказал, что «мне бы только экспозицию посмотреть», интерес ко мне сразу же угас, равно и улыбки на лицах девушек на ресепшене. Ну да ладно… О своих впечатлениях об этом музее я выскажусь в заключении, а пока посмотрим, что там экспонируется.
На входе нас встречает «Супер Этендар» — палубный штурмовик Дассо. К слову, палубная авиация ВМС Франции распрощалась с ним только в этом году. Долгожитель, однако…

Далее по ходу — канадская амфибия Canadair CL-215.

Красавица «Каравелла» 12 — творение команды под руководством французского авиаконструктора Пьера Саттра.

Вот она с другого ракурса.

Нет, что ни говорите, а была в каждом из самолетов тех лет какая-то индивидуальность! И никак не спутаешь, даже издали, «Каравеллу» и Ту-134, Боинг-727 и Ту-154. А сейчас и не сразу поймешь, что летит — А330-200 или В-767. Присматриваться надо…
А это «региональник» из 70-х — Дассо «Меркьюр». Этакий «Суперджет» по-французски 🙂 . Полагаю, машина знакома далеко не каждому.

«Грузовичок» Вoeing-727  в ливрее FedEx.

Плавно переходим с гражданской на военную тематику. «Переходом» служит самолет радиоразведки и РЭБ на базе  Дугласа DC-8-63F. Интересно, что эти «почти ровесники» Ту-104 до сих пор эксплуатируются в Европе. Самолично наблюдал такой лайнер в Милане (Мальпенса) и не мог своим глазам поверить.

Военной техники там больше, чем цивильной. Есть и наши машины. Вот МиГ-21Ф-13 чехословацких ВВС

Рядышком — моя родная «ласточка» МиГ-23МЛ.

Правда, слегка изуродованная: АПУ-23 для ракет Р-23 (которые под крылом вешаются), исконно серебристого цвета, почему-то одеты в камуфляж. А нанесение бортового номера — и в страшном сне не могло присниться… Эти тонкие линии, откуда они их взяли? Не иначе, реставраторы — художники, которые «так видят».
Наши еще есть в ангарах, но это — потом. Пока ходим по стоянке. Вот SAAB-35 Draken.

А это — американский Рипаблик F-105F «Тандерчиф». Пожалуй, самый «продвинутый» истребитель-бомбардировщик 60-х гг. Хоть и не красавец…

Английский Hawker «Hunter» из состава ВВС Швейцарии смотрится куда скромнее.

Бреге 1150 «Атлантик» уже знаком нам по музею Люфтваффе. Этот — из состава ВМС Франции.

Еще один «противолодочник» — Локхид Р-2V «Нептун». Был такой фильм в 70-х, «Лисы Аляски». Там янки на таких «Нептунах» гонялись за нашими подлодками…

Легкий военно-транспортный Норд N-262 — оттуда же. В смысле — из состава авиации французского флота, а не кино 🙂

Поскольку музей авиационно-космический, на улице выставлены «Арианы».

Космосу посвящен также огромный павильон, после посещения которого у меня сложилось впечатление (особенно в сравнении с разгромленным тогда павильоном «Космос» на ВДНХ), что именно французы — мировые лидеры в освоении космического пространства. К их чести, в павильоне есть макет Р-7 на стартовом столе и несколько стендов об отечественной космонавтике.
На улице также хорошо нам знакомый по Берлину Локхид F-104 «Старфайтер».

И еще выкатили на территорию на время первый опытный «Рафаль» и тяжелый истребитель «Мираж» 4000, который так и остался в единственном экземпляре. Когда я туда сунулся поснимать эти машины, мне наперерез кинулись несколько человек, которые что-то кричали и размахивали руками. Доступ к самолетам был перекрыт забором и маханием рук. Поэтому только «с хвоста» и удалось их щелкнуть.

Вот она (на переднем плане), несостоявшаяся альтернатива F-15 и Су-27
Чуток поближе

Стоянку мы осмотрели. С удивлением обнаружил, что один из центральных экспонатов — В-747 — я почему-то не заснял. Ну и Бог с ним…
Далее вашему вниманию представлены экспозиции, находящиеся в павильонах.
Музей Бурже располагает несколькими, значительными по площади, ангарами, в которых размещена основная часть экспозиции. Каждый из них посвящен отдельной теме: зарождение авиации во Франции (сплошь «этажерки», я к ним равнодушен), Вторая Мировая, реактивная техника, ВВС, космос, вертолеты… Все экспонаты в идеальном состоянии (думаю, вы уже заметили разницу между берлинскими машинами на стоянке и парижскими), но принцип размещения многих из них, на мой взгляд, спорный. Значительная часть экспонатов размещена на высоких подставках, так, что детально рассмотреть можно только «живот». Правда, в некоторых павильонах есть балконы, но с них можно снять не каждую машину, и не в том ракурсе, в котором хотелось бы. Ладно, от слов — к делу, смотрите сами…
Вот первый французский реактивный самолет «Тритон».

Экспозиция, демонстрирующая поиски и искания французских авиаконструкторов в борьбе за скорость. На переднем плане — «Гриффон».

Вот он с другого ракурса. Согласитесь, машина необычная.

А это — опытный СВВП «Мираж» IIIV. На заднем плане, помимо «Гриффона» — первый опытный «Мираж» III и его конкурент в битве за заказ от ВВС Франции — «Тридан» (с двигателями на законцовках крыла). Интересно заметить, что на первых порах военные делали ставку именно на «Тридан», пока программа «Миража» пробуксовывала.


«Мираж» IIIV значительно больше обычного «Миража»3, так что обозначение — весьма условное. «Аналогичный случай был у нас в деревне» 🙂 : Ту-22 и Ту-22М, к примеру.

Вот «Тридан» крупным планом.

Ледюк — 010. Еще один игрок в битве за скорость. Конструкторское решение по кабине весьма оригинальное. За этим экспонатом — продолжение темы: Ледюк-020.

Первый реактивный истребитель собственной разработки, поступивший на вооружение ВВС Франции, — MD-450 «Ураган». Именно с него Марсель Дассо начал свой победный путь в качестве основного поставщика истребителей французским ВВС.

Продолжатель «дела «Урагана», Дассо «Мистер»IV.

Состоял на вооружении ВВС Франции и американский F-100 «Супер Сейбр».

Опытный «Мираж» G.8 с изменяемой геометрией крыла. Тема КИС (крыла изменяемой стреловидности) у французов не пошла, но наработки были использованы при создании «Миража» F.1.

Первый опытный «Мираж» 2000.

А вот такого я еще не видел! Даже в училище… «Мираж» F.1 из плекса «с полной начинкой». Вот уж действительно, наглядное пособие!

В отдельном ангаре — два «Конкорда» и стратегический бомбардировщик «Мираж» IVA.

Сидит на входе в ангар смотритель. Спрашиваю: можно ниши шасси у «Миража» снять? — Нет. И как я его не уговаривал, «товарищ» остался непреклонным. Видимо, потому, что я его разбудил…

В вертолетном ангаре представлены  «Алуэтт» II

и «Алуэтт» III. Обе машины в свое время были мегапопулярны.

Вариация на «соосную тему» от Бреге.

И даже вот такой индивидуальный летательный аппарат.

Очень классный павильон, посвященный Второй Мировой войне. Из наших там на почетном месте Як-3 из «Нормандии-Неман»

и И-153 «Чайка».

Присутствуют также: Фокке-Вульф-190,

английский «Спитфайр», французские самолеты.

А под потолком над всеми возвышается Дуглас DC-3. Но снять его невозможно, т.к. павильон маленький, и куда ни встань, целиком захватить самолет не получается.
За кадром осталось значительное количество экспонатов, но многие я не снимал по причине отсутствия интереса, некоторые не получились из-за проблематики с условиями съемки. Но основные экспонаты, доступные на тот момент, освещены в этом репортаже.
Ну, и, в двух словах, личное мнение о музее. Безусловно, представляет огромный интерес. Собрано и бережно сохранено (причем, в идеальном состоянии) очень многое из истории французской авиации и космонавтики. Но:
1. Значительное количество техники находится в запасниках и недоступно посетителям. Меня вообще убивает это музейное понятие «запасник», я не понимаю его смысла. Хранить ради самого процесса хранения? Для будущих поколений? А как быть с ныне живущими? Или они не достойны, не созрели еще? Бред какой-то…
2. Полы (может, кто уже заметил) в ангарах выкрашены глянцевыми красками, которые, из-за прозрачных потолков, дают жуткий отблеск на нижние поверхности машин. Какая уж тут может быть качественная фотосъемка?
3. Ну, о положении аппаратов я уже говорил.
4. Очень строгие правила, не терпящие исключений. Я бывал и в других музеях, и всегда удавалось договориться, если надо сделать т.н. waklaround с детальной съемкой. А тут все уперлись…
Ну, вот такой музей.

Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
18 + 15 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 Пока оценок нет. Станьте первым
Загрузка...