Skip to content

МАКС-2015. Часть V

 ⇐  В предыдущей серии   

И вот наступил, пожалуй, самый ожидаемый день пребывания на МАКСе. Во-первых, потому что я должен был попасть на давний объект желаний – медиаплатформу (билет приобрел заранее). Во-вторых, была запланирована встреча с моим немецким товарищем Готтфридом, специально приехавшим на МАКС из Баварии. Мы с ним то у них в Берлине на ILA встречаемся, то у нас в Жуковском.

Ну, и в-третьих, это был первый день т.н. «массового посещения», который выгодно отличается от субботы-воскресенья. Летная программа рассчитана на целый день, а посетителей значительно меньше, чем в выходные (оказывается, кто-то у нас еще и работает 🙂 ). Правда, самая насыщенная программа всегда в воскресенье, но попробуйте в этот день добраться в Жуковский и занять хорошее место для съемки (если только вы не «чей-то друг») …

Первое, что я увидел, пройдя спецконтроль, это стоящий уже на полосе А350. Его миссия – показаться специалистам – была выполнена, а простой народ перебьется, если не увидит его.

К взлету готов!
К взлету готов!

Понимая, что ближе к нему добежать уже не успею, фотографировал его, что называется, «с колес».

217F2190
Надеемся, в следующий раз французы покажут настоящий пассажирский самолет, а не летающую лабораторию

Сделав прощальный круг над МАКСом, А350 помахал крыльями и улетел восвояси.

А я обратил внимание на яркие краски «Балтийских пчел» в лучах утреннего солнца.217F2218

На медиаплатформу мы должны были отправиться вместе с Готтфридом, и, пока автобус с немецкими туристами  искал пути подъезда к своей стоянке (это, как говорится, отдельная песня), я доснял ту часть экспозиции, на которую не хватило времени раньше. Всю эту (некоторые экземпляры – те же самые) я хорошо отснял парой месяцев раньше на форуме «Армия-2015», но «жаба» оказалась довольно мощной и душила меня до последнего. Как это так?! Такие красавцы, а ты мимо проходишь!!! Сдался в итоге…

Вот этот МиГ-31БМ я снимаю, начиная с 2012 года (авиашоу в честь 100-летия ВВС России). Бессменный!217F2228

Впрочем, как и этот МиГ-29СМТ из Курска, по-моему. Полоски строевых огней по бортам у кабины говорят о том, что эта машина из партии, возвращенной нам Алжиром несколько лет назад.217F2234

Первый серийный Су-35С.217F2236-Edit

Вот он целиком.217F2240

Су-27СМ3.217F2242

Су-30М2. 217F2246Позиционируется как чисто ударный самолет, поэтому двигателями с УВТ не оснащается. Хотя, думаю, по маневренности мало чем уступает обычному Су-27УБ, поэтому воздушный бой ему вполне по силам. А сверхманевренность… Дискуссии по поводу ее необходимости не утихают до сих пор. А также — возможностей ее использования строевыми летчиками.

Один мой бывший сослуживец рассказывал, как В. Пугачев обучал его и еще несколько пилотов выполнению знаменитой «кобры» на строевом Су-27. Притом, что товарищ имел 1-й класс, квалификацию летчика – снайпера и несколько тысяч часов налета, освоение «кобры» оказалось для его весьма сложной задачей. Что уж говорить о молодых пилотах…

Так, отвлеклись. Далее – тоже Су-30, но в варианте СМ. ВВС-овский. С УВТ.217F2255

Экспонаты уже направляются на стартовую позицию. А Германа Готтфрида всё нет…
217F2260
217F2262
Ну, где же эти немцы и мой Готтфрид?

Мы все-таки встретились и чуть позже отправились на медиаплатформу. Пропустили парадный строй «Вертолетов России» (дважды уже отснятый мной) и «Вильгу» с планером. Как же я теперь без планера? 🙂

В общем, прибыли мы аккурат к выступлению «Стрижей». Народа на платформе было уже много, причем, зарубежные гости, по рассказам ранее прибывших наших блогеров, вели себя достаточно хамовато. Особенно отличились дальневосточные соседи, занявшие кучу места в первом ряду для своих товарищей и не пускавшие туда наших. Дело чуть не до рукоприкладства дошло. Хороши, ничего не скажешь… Но, в итоге, поместились все, и даже еще две партии привезенных позже. Конечно, было тесновато. Конечно, хотелось бы в первом ряду. Но мы примостились довольно удачно на левом крыле, в «русском» секторе, и разбег почти до отрыва «был наш». Если бы не марево еще…217F2277

Почти 15-минутная программа «Стрижей» новизной не отличалась, но мне кажется, такой безупречный групповой пилотаж не может надоесть в принципе. Давайте просто посмотрим.
217F2293

217F2359217F2311-Edit
217F2371«Стрижи» улетели, а в небо поднялся Ил-114.217F2416

И я как раз решил в очередной раз потренироваться «размывать» винты. Вроде бы что-то получилось.217F2433217F2445-Edit217F2476217F2485217F2504

За ним должна была стартовать пара Як-130, но вместо этого зрители наблюдали за одиночным пилотажом «красного».

217F2517217F2553217F2559Эффектный полет обеспечивался хорошими маневренными характеристиками самолета и мощными дымогенераторами.

Вертикальный набор высоты порой смахивал на старт «Спейс Шаттла».217F2597217F2603217F2628217F2655

Летную программу продолжил немецкий Ikarus С-42 (не путать с автобусом 🙂 ), с десяток лет продвигаемый на наш рынок компанией «Техавиакомплекс» из Жуковского.217F2669

Для желающих прикупить сообщаю: цена «за хвост» варьируется от 50 до 100 тыс. евро в зависимости от комплектации.

Далее взлетела очень колоритная пара: МиГ-3 и МиГ-35. Первый серийный МиГ пилотировал директор СибНИА В. Барсук, последний (очень хочется верить, что последний — только на сегодня) – летчик-испытатель РСК «МиГ» М. Беляев. Пара взлетела и ушла в зону ожидания.217F2678

Небо над полосой занял взлетевший «Суперджет».217F2695-Edit

Выполнив несколько виражей с «хорошим» креном, самолет красиво зашел на посадку.217F2732217F2758-Edit

После этого пара «МиГов» прошла над полосой в едином строю. Очень эффектный момент летной программы!217F2773

И далее – Михаил Беляев и МиГ-35 показали все, на что способны.217F2785217F2792217F2857217F2877-Edit217F2899217F2949-Edit217F2996217F3005

За МиГом последовала группа «Русь». Все самолеты уже в новой ливрее (к прошлому МАКСу были перекрашены только три машины), а главное – перед стартом они, подобно итальянцам из «Фречче Тиколори», «напустили» триколорное облако дыма над ВПП.217F3013217F3016217F3027217F3050217F3070217F3074217F3086217F3105217F3128217F3159

После – стандартная программа от «Вертолетов России» с «подъемом тяжестей», сливом воды и спасением «Иван Иваныча». Видели, знаем… Причем, «Вертолеты» даже не дали «Руси» приземлится спокойно, вовсю «стуча копытом».217F3147217F3166217F3191217F3176217F3195217F3197

Пока Ка-32 уносил свое пустое «ведро», на полосе уже выстроились «Сухие» — Т-50, Су-34 и Су-35С.217F3211 Поочередный взлет и уход в зону.217F3221217F3235217F3243217F3247217F3264217F3278-Edit

А следом за ними по полосе проруливает Бе-200ЧС. Будет взлетать с обратным стартом. При моем положении на платформе – очень удачный вариант.217F3296217F3314217F3317

И вот он практически передо мной отрывается, закладывает крутой вираж, потом – еще, в противоположном направлении и выходит в створ полосы.217F3320217F3338

В этот раз с триколором решили не заморачиваться, остановились на красном красителе. Но красиво же как!217F3347217F3350217F3357
217F3375-Edit

217F3396
Пожарные машины бывают разными…

Разворот – и посадка. Экономия чувствуется во всем…

Хорошо отработали «ветераны» С-47. Вот уж точно: старый конь борозды не испортит…217F3446217F3487217F3507

Возвращается «сухая» троица.217F3516

Эффектный роспуск, и приоритет одиночного выступления по праву отдается Т-50. Правда, его пилотаж был разделен на две части. Замыкал программу ОКБ Сухого он же.217F3524-Edit217F3531

Красивую воздушную акробатику представил Су-35C.217F3537217F3540217F3555217F3695217F3703-Edit217F3714217F3716217F3734

217F3752Поснимать было что. Правда, даже моих 400 мм иногда маловато было

Далее – Су-34. Наружная подвеска на обеих машинах наглядно демонстрирует, что и с ней самолеты очень маневренны.217F3762-1217F3768-1217F3825217F3857-Edit-1217F3923-1

И снова ПАК ФА.217F3979-Edit-1

217F4074-1217F4103-Edit-1217F4109-1

После посадки Сергей Богдан, пилотировавший Т-50, «пробежал» в таком положении практически всю дистанцию, опустив нос лишь в самом конце.217F4154-1217F4198-1

Еще одно детище КБ Сухого – уже знакомый нам Су-30СМ морской авиации.217F4213-1217F4222-1217F4334-1217F4383-1217F4432-1217F4457-1217F4477-1

К слову, у нас вроде бы и гуманитарии уже на каждом шагу (сплошь психологи-социологи-филологи), и в руководстве – в том числе. А названия получаются какие-то… сплошь «масло масленое». К примеру, та же «морская авиация Военно-Морского флота». А у ВМФ есть еще и сухопутная авиация? Раньше использовали термины «морская авиация» и «Авиация ВМФ». Все понятно и логично. Теперь же… Абсурд, одним словом. Логичнее было бы написать просто: ВМФ России. Или кто-то мог принять Бе-12 за эсминец? 🙂

О, а это уже «Соколы России» Липецкого центра начали свое выступление. Посмотрим – посмотрим… Красота!217F4503

Сначала они продемонстрировали элементы ближнего воздушного боя в варианте 2х2.217F4507217F4520217F4531217F4551-Edit217F4581217F4608217F4634-Edit

Затем – групповой пилотаж четверкой.217F4666217F4759-Edit217F4797217F4820217F4852

И в заключении – одиночный пилотаж на Су-30СМ.217F4898217F4911217F4912

Лично мне не хватило пилотажа бывшего начальника Центра генерала А. Харчевского на Су-34. Он был гораздо эффектнее нынешнего выступления Су-30. Ну да ладно, что было – то было…

На этом участие военной авиатехники в летном показе завершилось. Пилотаж «Витязей» и «Крыльев Тавриды» в пятницу не анонсировался, и, после полета легкого «Сапсана» (как он мне итальянский SF-260 напоминает…), мой немецкий друг откровенно заскучал и подался на стоянку статической экспозиции в надежде поснимать там.217F4953

А я остался, ибо когда еще удастся попасть на медиаплатформу?

Вот пошли на взлет «Балтийские пчелы» из Латвии. Все летчики – сплошь латыши: Солодуха, Юткин, Перекрестов, Соболев, Андреев. Вот только Палумае наверняка «коренной»…217F4867

Летают красиво, молодцы! Но мы на их выступление лучше посмотрим в следующих постах, посвященных авиашоу в польском Радоме.

Австрийский DA-42 с огромным количеством сенсоров для мониторинга всего, чего можно и нельзя. Собирается по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в нескольких вариантах.217F4961
Интересно, как он с таким «чемоданом» под брюхом будет совершать аварийную посадку с убранным шасси. Или этот особый случай не рассматривается? Зря, такие ляпы в авиации не редкость.
217F4976

Да, народ «на трибуне» откровенно скучает. Некоторые после выступления «Соколов» уже свернулись и убыли. Оставшиеся — чистят карты памяти.217F4986

Скорая (хочется верить) замена Ан-2 отлетала душевно.217F5013217F5024217F5033-Edit217F5043

Китайский товарищ попытался эффектно взлететь. Я долго наблюдал за уборкой шасси и гадал: уберутся до конца или нет?
217F5060-Edit217F5062

Все нормально, убрались.217F5094

Далее — пилотаж на Ми-2 начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова Гарри Георкова. После которого верится, что ДОСААФ у нас в стране живой. Ведь глядя на калининградский аэроклуб этого не скажешь.217F5111

Затем, после короткой демонстрации «обрезанного» Ан-2 под именем ТР-301,217F5139217F5179-Edit

20-минутное выступление единственной российской пилотажной группы на поршневых самолетах «Первый полет».217F5191217F5197

С неизменно высоким профессионализмом и потрясающей красотой!217F5205217F5225217F5244217F5368217F5372
217F5420-Edit

Буквально проскочила четверка незаявленных ранее в плановичке легких самолетиков, принадлежащих «Челавиа».217F5442

Называются Tecnam P-2002JR Sierra. По 146 тыс. евро каждый. Берем? 🙂

В заключении пятничного дня на полосе ЛИИ повторили прошлогоднее шоу «Форсаж». Как хорошо, что я его увидел! Потому что с прошлого года корил себя за то, что не поехал. А тут наступило радостное облегчение. По моему мнению – редкостная туфта! Особенно, если ее наблюдаешь с медиаплаформы. Ничего не видно, ничего не слышно.217F5576

Единственно, хорошо получился Ми-26, который высадил человек 5-6 волонтеров в желтых майках (какой-нибудь «Ансат» для такой цели явно «не покатил бы»),217F5458-Edit217F5463217F5488217F5532-Edit217F5549217F5625217F5647

да МиГ-29УБ в ливрее 1-го канала (сама ливрея – без комментариев).217F5688217F5704217F5716217F5735217F5756

Досматривать заключительное зрелище пятницы не хватило сил, да и надо было ложиться на обратный курс: вечером — домой.

В целом, прошедший МАКС оставил двойственное впечатление. Значительно скромнее, чем предыдущий – это бросалось в глаза особенно, если проанализировать летную программу. Кризис коснулся и их тоже. Отсутствие каких-либо существенных новинок, за исключением, пожалуй, современной версии Ан-2 из Новосибирска. И это я — на полном серьезе. Машина эта для нашей необъятной страны остро необходима. Гораздо острее, на мой взгляд, чем какие-то Аугусты для ВИП-персон. Взгляните, насколько востребованным был в свои годы Ан-2: пассажирский, сельхоз, санитарный, грузовой, почтовый, транспортный, десантный. Без этого трудяги многие, как сейчас говорят, проекты были бы просто неосуществимы. Хочется верить, что разработанная в Новосибирске замена ему не потонет в океане бюрократии и равнодушия, поглотившем уже не один интересный проект. Зримо меньше иностранное участие (ну, это понятно: санкции).

Но вот что вселяет надежду, так это присутствие на стендах компаний и непосредственно возле авиатехники молодых специалистов, их уже много. И, как и прежде, в разговорах «по теме» у них загораются глаза, розовеют щеки, и они с увлечением рассказывают, «… как продували эту модель при разных числах Рейнольдса, и получается, что Су (коэффициент подъемной силы, читается – Ц игрек) увеличивается… ну, Вы же помните уравнение Навье-Стокса… в итоге мы выигрываем 15-20%…». Только бы не убили в них «эффективные менеджеры» веру в то, что результаты их труда будут востребованы!

Ну, и на импортозамещение многие надеются, конечно. Говорят, наконец-то вспомнили, что и наша конструкторская и производственная школы на что-то годятся. Начинают реанимировать многие проекты «нескольколетней» давности и дорабатывать их с учетом прошедшего времени и тех новшеств, которые появились. Вот только все как-то уж очень медленно происходит.

Ну и разрастающаяся историческая экспозиция не может не наводить на грустные мысли. Видно, и впрямь нечем площади заполнять. Конечно, взглянуть на раритетную технику всегда интересно, но для этого существуют музеи… А авиасалоны проводятся, чтобы продемонстрировать новинки и заключить контракты, я так понимаю. И с тем, и с другим – как-то не ахти в этот раз.

Но все же он прошел, этот МАКС! Он вызвал много положительных эмоций, он познакомил меня с интересными людьми, он дал возможность встретиться со многими однокашниками и сослуживцами. Спасибо ему! А еще спасибо большое пресс-службе авиасалона, за то, что быстро и без проволочек оформили аккредитацию. И, конечно, известному российскому блогеру и фотографу Андрею Румянцеву, за то, что эту аккредитацию получил (как оказалось, для меня).

Пока!

Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
15 ⁄ 5 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 Пока оценок нет. Станьте первым
Загрузка...