Skip to content

F11 museum: небольшой интересный музей

Путешествие на празднование 90-летия ВВС Швеции пролегало через небольшой аэропорт Стокгольм Скавста (Stockholm Skavsta), расположенный недалеко от тихого провинциального городка Нючёпинг (1,5 часа езды от столицы). В период с 1941 по 1980 гг. на этом аэродроме базировалось авиационное крыло F11, главной задачей которого являлось ведение фоторазведки. Уж нет давно той воинской части, но память о ней и ее интересном прошлом бережно хранит музей, расположенный на одной из окраин аэродрома. По количеству натурных экспонатов этот музей вполне может соперничать с некоторыми национальными авиационными музеями, столько здесь всего. С виду – ничем не примечательный ангар средних размеров, но когда заходишь… Ого, ух ты, вот это да! При входе аж захватило дух! «Вигген», «Дракен» (целиком и носовая часть – отдельно), «Лансен», «Туннан». Под потолком подвешены Пайпер «Супер Кэб» и Скоттиш Авиэйшн «Буллдог», еще какой-то раритетный биплан. Причем, во-первых, это все в идеальном внешнем состоянии, во-вторых, – все экспонаты можно потрогать руками. И не только потрогать, но и заглянуть в открытые отсеки, оценить технический уровень самолетов разных поколений.

217f6118
Вигген» на вооружении этого авиакрыла не состоял. История F11 «оборвалась» на SAAB-35 «Дракен». Но это был последний (на сегодня) специализированный разведчик на базе боевой машины, поэтому он и представлен в музее. Да и кто бы отказался от такого экспоната?
217f6127
Экспонатов — море. Я вообще удивляюсь, как здесь все уместилось
217f6131
SAAB-35 «Дракен»: и целиком, и кабина отдельно
217f6145
Вот по данному биплану ничего не могу сказать. Не силен я в этажерках…

217f6146

217f6150
SAAB S32С «Лансен» долгое время находился на вооружении авиакрыла, с 1958 по 1980 гг. Причем, параллельно с «Дракеном»
Модель самолета S16 Caproni, с которого и началась история авиакрыла
Модель самолета S16 Caproni, с которого и началась история авиакрыла
217f6169
Разведывательный SAAB S29 Tunnan в экспозиции музея

А еще несметное количество других экспонатов: фотокамеры, лаборатории по проявке пленок, печати и дешифровке фотографий, топливозаправочный агрегат, тормозные парашюты, катапультные кресла. И еще, еще, еще…

Отсек гидросистемы "Виггена". Я так понял, что сюда же убирается аварийный гидропривод
Отсек гидросистемы «Виггена». Я так понял, что сюда же убирается аварийный гидропривод
Фотоустановка с камерами из носовой части "Виггена"
Фотоустановка с камерами из носовой части «Виггена» и катапультное кресло
Отсек электрооборудования "Виггена". Многорядное расположение реле и предохранителей - нетрадиционное конструктивное решение
Отсек электрооборудования «Виггена». Многорядное расположение реле и предохранителей — нетрадиционное конструктивное решение
217f6173
Перспективная фотокамера на разведчике «Туннан»
217f6177
А так осуществлялся осмотр первой ступени компрессора. «Плавали, знаем…» Особое «удовольствие» от такого мероприятия получаешь зимой
217f6183
Катапультное кресло «Лансена». Рядом плакат, рассказывающий о восстановлении этого музейного экспоната
217f6186
Топливозаправочный агрегат. Исталляция на тему заправки самолета топливом через центральный узел (централизованная заправка). Замечу, что у нас такая система появилась лет на десять позже
217f6191
Собственно узел централизованной заправки. Наконечник топливного шланга «в народе» именуется присоской.
Комплекты оборудования для проявки, обработки и дешифровки фотоматериалов

Отдельная тема – тренажеры. Здесь их несколько. За «пилотажем» одного можно наблюдать на большом плоском экране, для другого – экран поменьше. Звуковое сопровождение присутствует. Рядом – несколько рядов кресел, из которых можно наблюдать, «ну кто так летает?» 😀 А можно, как это делали несколько старичков преклонного возраста, подремать «под музыку» работающего реактивного двигателя. Представляю, какие им при этом снятся сны 😀

217f6178
Несмотря на удаленность от столицы (1,5 часа езды на авто) посетителей в музее относительно немало. И на удивление много молодежи. Ну, и ветераны, конечно…

Здесь вообще, насколько я понял, все держится на этих волонтерах, старичках – ветеранах. Они и технику поддерживают в надлежащем виде, и экскурсии проводят, и на тренажерах помогают «полетать», и на любой вопрос посетителей всегда готовы подробно ответить. Они – больные, в хорошем смысле этого слова, конечно. Впрочем, как и большинство служивших в военной авиации…

217f6194
Приборная доска «Дракена»

И их в музее очень много. Тут у них и кафе, где можно за чашечкой кофе обсудить текущий момент или предаться воспоминаниям «А вот у нас в полку был случай…». Тут у них в непрерывном режиме на большом ТВ-экране крутится кино- и фотохроника работы этого авиакрыла (кстати, хроники – море, и очень интересная). Можно опять же на тренажерах «полетать». Клуб такой, в общем. Для тех, кто не может расстаться с авиацией в душе, давно с ней расставшись на практике.

217f6202
Кабина SAAB S35 Draken

В общем, если вы когда-нибудь окажетесь в аэропорту Стокгольм Скавста, знайте: в нескольких минутах ходьбы от терминала в музее F11 вас ждут интересные экспонаты и не менее (а может, и более) интересные люди, чтящие свою историю! Попасть в музей (вход бесплатный) можно в определенные часы (уточняйте на страничке музея). Если вы стоите лицом к терминалу аэропорта, идите вправо вдоль ограждения, затем поверните налево и продолжайте движение прямо. Обходите по тротуару стоянки с ангарами, по правую руку обязательно увидите эмблему на здании, с которой и начался этот рассказ.217f6207

P.S. Единственный момент, который в музее меня напряг: в кинохронике с комментариями на английском я постоянно слышал о том, с каким трудом доблестные шведские воины добывали сведения об агрессивном Советском Союзе, летая у наших берегов. И вот они первыми обнаружили суда, на которых перевозили ракеты на Кубу по время Карибского кризиса. И вот наш МиГ-15 в 1952 г. сбил над Балтикой разведывательную «Дакоту» (кстати, шведы самолет недавно подняли, теперь его обломки экспонируются в музее ВВС Швеции). Т.е., они постоянно за нами шпионили (и продолжают, хотя страна нейтральная, в войнах не участвует принципиально), крутятся у наших берегов, а агрессоры – мы? Не понимаю… Но музей – хороший!

Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
40 ⁄ 20 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...