Skip to content

90 лет ВВС Швеции: авиашоу на базе Мальмен

27-28 августа на авиабазе Мальмен, рядом с авиационной столицей Швеции — г. Линчёпинг (Linköping), состоялось празднование 90-летия Королевских ВВС. Главным праздничным мероприятием стало, конечно, большое авиашоу с обширной статической экспозицией, великолепной летной программой и большим количеством гостей.
Вопреки традиции начнем с летной программы. Статика будет, конечно, но в конце. Потому что добраться на базу у меня получилось, когда летали уже вовсю.
217f1810
Попав туда и сориентировавшись на местности, я понял: или я иду на площадку для споттеров (аккредитация была, спасибо майору Петеру Хагскёльду (Peter Hagsköld)) и пропускаю для съемки, как минимум, час летной программы, или ищу по ходу движения местечко поближе и снимаю оттуда. Второй вариант выглядел предпочтительнее, на нем я и остановился.
На одном из выездов непосредственно с летного поля стояла патрульная машина. «Можно я около вас поснимаю?» — «No problem». Всегда бы так… Потом они и вовсе уехали отсюда, предоставив меня самому себе 🙂 .
А место вроде бы и неплохое. Да, со споттерской точки безоговорочно лучше снимать взлет и воздушную программу. Но… там, по данным Петера, 320 таких «людей с фотиками». И у всех одинаковый ракурс в итоге. А вот на посадочном курсе и на рулежке у них снимков не будет. Так что отсюда своего рода эксклюзив может получиться.

Уходит в небо бельгийский солист
Уходит в небо бельгийский солист

217f1902

217f1930

217f1936
Создается впечатление, что зайцы — неотъемлемый атрибут европейских авиашоу! 

217f1937

217f1941
Продолжаем наблюдать за выступлением бельгийского F-16

217f1955

217f1984
На посадочном

217f2001-edit
Вообще, надо отдать должное устроителям мероприятия: они пригласили не только официальные СМИ, но и простых энтузиастов-споттеров. Выделили им «козырное» место, а утром в воскресенье организовали фотосессию статики в отсутствие посетителей (в 7 утра). Спасибо им!
Из-за ограничения по времени (завтра – домой) у меня стояла задача успеть все в один день. Но, пока кто-то в воздухе, отвлечься на статику невозможно. Тем более что она с другой стороны полосы. И народа там, как видно, немало. Оставляем мысли об экспозиции до вечера, а там – как получится.

217f2112
F-51D Mustang II, принадлежащий частной компании BILTEMA — участник авиашоу.

217f2149

217f2161

Скольжение при таком боковике солидное, что и говорить!
Скольжение при таком боковике солидное, что и говорить!

В отличие от большинства европейских авиашоу с почти уже постоянным составом пилотажных групп и солистов, основными участниками этого воздушного праздника стали шведские самолеты и шведские пилоты. Летали почти все машины, разработанные в разные годы в стране трех корон. Сначала поодиночке, а потом – в едином строю.
Первую скрипку здесь «играл» самый современный шведский истребитель JAS39 Gripen. В субботу СААБ-39 совершил несколько вылетов, «затыкая дырки» в программе, образовавшиеся из-за сильнейшего бокового ветра и невозможности полетов ранее заявленных раритетных машин.
217f4350

217f4391
Вот интересно получилось. Как будто верхушка яблока с хвостиком…

217f4462

217f4475

217f4512
Летная программа была достаточно насыщенной, так что различные участники периодически «пресекались» в объективе

Были, конечно, и гости. Свое летное мастерство продемонстрировали асы из Бельгии, Финляндии, Швейцарии.

217f2079
Смотрим выступление швейцарского солиста на F-18C

217f2179

217f2204

217f2284

217f2331

217f2389
Очень крутой заход на посадку

217f2420

217f2427

217f2347
Следующим выступил шведский пилот на учебно-тренировочном SAAB-105 (Sk60) Королевского летного училища

217f2511

217f2585

217f2620

217f2629
Чешские ВВС были представлены пилотажной парой L-159ALCA
217f2865

217f3042
и Ми-24 в новейшей окраске а’ля «Чужие». Это 221-я вертолетная эскадрилья ВВС Чехии постаралась так к ежегодным маневрам Tiger Meet, проводившимся в этом году в испанской Сарагосе.
217f4883

217f4892

217f4896
Ну, и, конечно, настоящим подарком для зрителей стало выступление дуэта «Брейтлинг Вингвокерс» (Breitling Wingwalkers). Как говорится, это надо видеть!

217f2467
Пара порулила на старт, девушки разминаются перед выступлением
217f2551
Вот между бипланами как раз бугор для споттеров, куда я не дошел

217f2694

217f2729

217f2771

217f2858

217f2874

217f2911

217f2937

217f3070

217f3117
К слову, всего за 399 английских фунтов любой желающий может почувствовать себя «вингворкером», слетав на таком «Боинге» в качестве воздушного акробата. Правда, для этого надо съездить в Великобританию.
217f3161

217f3182

217f3204
Ой, Эмили меня увидела и машет!
217f3212
Она летает в команде уже третий сезон, а ее сестра Стелла — аж с 2009 г. И тут семейственность 🙂  
217f3220
Какая славненькая!

217f3222

217f3230
Вторая касадерша тоже решила мне помахать. Спасибо!
217f3226
Флоренс — новичок в команде Брейтлинг, первый сезон

217f3238

217f3242

Значительную часть летной программы заняли полеты боевой техники прошлых лет, представленной ассоциацией Swedish Air Force Historic Flight (SwAFHF). Эта общественная организация восстанавливает и поддерживает в летном состоянии раритетную авиатехнику, состоявшую ранее на вооружении ВВС Швеции. В авиапарке энтузиастов сейчас летающие Sk 16 Noorduyn Harvard, J 28 de Havilland Vampire, J 29 Saab 29 Tunnan, J 34 Hawker Hunter, SK 35C Saab 35 Draken, AJS 37 Saab 37 Viggen, Sk 50 Saab 91 Safir, Sk 60 Saab 105, Sk 61 Scottish Aviation Bulldog. В последние годы они стали активно участвовать в различных авиашоу. К сожалению, не все из них участвовали в празднике, но и тех, что летали, хватило с лихвой. Давайте посмотрим.

217f3017
Хаукер Сиддли «Хантер» состоял на вооружении ВВС Швеции под обозначением J34 в качестве высотного перехватчика. А эта машина входила в состав пилотажной группы «Acro Hunters»

217f3142

217f3423
Учебно-тренировочный Скоттиш Авиэйшн «Буллдог» английского производства в ВВС Швеции имел обозначение Sk61. Состоял на вооружении в период 1972 — 2001 гг.

217f3427

217f3465
Взлетает AJS 37 Saab 37 Viggen

217f3524

217f3550

217f3555
После эффектной посадки с коротким пробегом (истребитель оснащен реверсом тяги) самолет развернулся на полосе «задним ходом» (реально рулил хвостом вперед) и после короткого разбега снова ушел в небо

217f3565

217f3586

217f4403
Сквозь сетку поднятого аэрофинишера можно увидеть шведский реактивный истребитель J29 «Туннан». Кстати, первый серийный европейский боевой самолет со стреловидным крылом
217f4416
Между этими поколениями СААБов — полвека
217f4829
Взлетает SAAB-35 Draken
217f4912
«Дракен» завершил выступление

Очень красиво отлетал SAAB-91 Safir. Этот учебно-тренировочный самолет состоял на вооружении шведских ВВС под обозначение Sk50. Машина была представлена частным коллекционером.
217f4768

217f4711

217f4683

217f4718

217f4773

ВВС Финляндии были представлены истребителем F-18C Hornet.

217f4632
В ожидании «добра» на вылет

217f4842

217f4846

217f5111

217f5133

217f5142

217f5160

217f5183
Очень интересной получилась программа, подготовленная военно-воздушными силами. Вертолетчиками была разыграна операция по высадке и эвакуации экспедиционных сил. Восьмерка транспортных UH 60 Black Hawk (в ВВС Швеции они обозначаются Hkp 16) под прикрытием пары легких Agusta A-109 (Hkp 15) эффектно отработали высадку, после чего подразделение спецназа пошумело – постреляло – попускало цветные дымы прямо перед зрителями. Особенно активничали в этом плане А-109, «ведя огонь» из крупнокалиберных пулеметов, установленных в дверных проемах. Возможность огневой поддержки операции с легкого небронированного вертолета, который можно сбить из рогатки (был такой случай во время вьетнамской войны) у меня вызвала большие сомнения. Но в шумовой эффектности – не откажешь.

217f3634
Восьмерка UH-60 «Блэк хок» (в ВВС Швеции обозначаются Hkp16) в совместном полете смотрится внушительно

217f3644

217f3674
Десант высажен, вертолеты уходят

217f3682 217f3699 217f3708 217f3717 217f3780 217f3828 217f3862 217f3874 217f3945 217f4034

217f4052
«Типично шведские» постройки добавляли празднику национальный колорит

Следом за ними NHIndustries NH90 (в Швеции — Hkp 14) «слил воду» на воображаемый пожар. Публика была в восторге!
217f4082-2

217f4091

217f4095
Необычным для авиашоу стал «вальс», исполненный мощной аэродромной техникой. Уборочные машины изящно выписывали на полосе восьмерки, демонстрируя приличную для своих габаритов маневренность.
217f4335
Видимо, таким образом на празднике отметили и службу тех, кто, как правило, остается «за кадром», но без кого не взлетит в воздух ни один самолет. Если кто не в курсе: на одного летчика приходится до десятка специалистов наземных служб, обеспечивающих функционирование «главной фигуры в авиации».
217f4344
Затем шведские ВВС явили миру свою пилотажную четверку на «Гриппенах». «Гриппенов» вообще в этот раз было очень много, и на статике, и в воздухе. Но это и понятно: предмет национальной гордости, имеющий, к тому же, определенный экспортный успех. Не могу оценить боевую эффективность этой машины, но летает он очень красиво. По маневренности он визуально значительно превосходит F-16.
217f5192
Ну так вот, пилотажная группа. Очень четкий строй, небольшие интервалы и дистанции. Чувствуется хорошая слетанность. В то же время, все очень прозаично и аккуратно, без каких-либо изысков и фишек. Возможно, более эмоциональному выступлению помешал сильный боковой ветер. Из-за него не летали заявленные В-17, «Вампир» и Дэ Хэвилленд DH-82 «Тайгер Мос». Из-за него пилотаж и остальных был весьма аккуратным, и на приличной высоте.
Свое выступление четверка «Гриппенов» завершила имитацией дозаправки с совместным проходом над полосой с транспортно-заправочным «Геркулесом» (Tp84). У шведов один такой специализированный самолет.
217f5223

217f5230

217f5262
Апофеозом летной программы стал совместный полет пяти СААБов — от «Туннана» до «Гриппена». Все машины, кроме последней, — из состава Swedish Air Force Historic Flight (SwAFHF). Глядя на пролет этой пятерки мне стало очень обидно за то, что у нас, при огромнейшем количестве боевых машин, которым еще можно сохранить жизнь, никто этим по сути не занимается. Проще сгноить…

217f5238
Снова птицы в стаю собираются…

217f5270

217f5281

217f5302

217f5308

217f5316

217f5329

217f5334

217f5369

217f5393-edit

217f5397

217f5415

217f5423

217f5430

217f5453

217f5484
За сим летная программа завершилась, и народ очень организованно повалил в сторону парковок и остановок. А я — рысью — к статической экспозиции, ибо в моем распоряжении оставалось часа полтора. Повстречавшийся по дороге оркестр, на ходу играющий бравурный марш, добавил сил и настроения.
217f5527
Статика оказалась довольно богатой. Было выставлено практически все, что состоит на вооружении, плюс экспозиция Музея ВВС (расположен на этой же базе), «статические гости» типа американских F-15C (изначально были заявлены F-15E, но янки «обманули»), венгерского «Грипена», датской «Дакоты» и др. Шведский концерн SAAB — основной поставщик боевой техники для своих ВВС — представил полноразмерный макет «Грипена» следующего поколения, а также несколько своих летающих лабораторий. Традиционно в статической экспозиции поучаствовали и транспортные «борта», сопровождавшие гостей.

217f5532
Послеполетная подготовка «Виггена»
217f5535
Этот Дуглас DC-3 — флагман Общества Летающих ветеранов. Несколько лет назад прилетал в Калининград
217f5540
Разведчик — бомбардировщик SAAB B-17
217f5547
Sk 16 Noorduyn Harvard
217f5556
Знаменитый «Спитфайр». В шведских ВВС служили полсотни таких машин в разведывательном варианте
217f5563
«Мустанги» тоже состояли на вооружении. Изначально как разведчики, впоследствии переоборудованные в истребители

217f5567

217f5573
SAAB-32 «Лансен» — экспонат Музея Королевских ВВС Швеции
217f5587
Еще один экспонат авиамузея — J29 «Туннан». Маркировка напоминает о единственной миротворческой миссии, в которой принимали участие ВВС Швеции, — операции в Конго в начале 60-х гг.
217f5603
Старичок F-15C из состава ВВС США в Европе (USAFE)
217f5606
Если быть точным, то прилетевшая на праздник пара относится к 493-й истребительной эскадрилье 48-й оперативной группы ВВС США в Европе. «Погоняло» эскадрильи — «Grim Reapers» («Суровые жнецы»), дислоцируются в Великобритании на а/б Лэйкенхэт (RAF Lakenheath). Эта эскадрилья — единственная в Европе, оперирующая истребителями F-15C/D
217f5615
Самолет радиоэлектронной разведки S 102B Kopen на базе бизнес-джета «Гольфстрим» IV. У шведов пара таких «больно любопытных гусей». Один белый (борт 023), другой — серый (борт 022). Насчет веселости — не в курсе. Но то, что регулярно шарятся у наших границ — факт

217f5645

217f5623
Норт Америкэн «Сейбрлайнер» (шведское обозначение Тр86). В строю с 1981 г.
217f5654
Самолет ДРЛО и управления Saab 340 AEW Argus (S100)
217f5670
Военно-транспортный C-295M ВВС Чехии

217f5726

217f5675
Грузовая кабина шведского C-130 Hercules была доступна всем желающим
217f5685
Некоторые даже завозили туда детские коляски. Тренировались на случай эвакуации? 🙂

217f5723

217f5696
Dash8 Q-300 шведской береговой охраны
217f5706
Бельгийскй «Геркулес» — старый знакомый. С ним я встречался в 2011 г. в Радоме. А где его «дискотечный» экипаж?
217f5715
ВВС Венгрии продолжают эксплуатировать Ан-26
217f5737
У макета второго поколения «Грипена» многолюдно, несмотря на завершение первого дня
217f5741
Gripen D концерна SAAB используется для испытаний

217f5743

217f5753
Bombardier BD-700 Global Express, принадлежащий концерну SAAB AB. Довольно свежий, введен в эксплуатацию в прошлом году
217f5768
А это вариант NH90, имеющий «местное» обозначение HKP 14F. Вертолет оснащен РЛС кругового обзора для поиска подводных лодок
217f5769
Агуста А-109 на стоянке. Чуть раньше мы наблюдали ее в полете
217f5773
SAAB-105 (Sk60) крупным планом

217f5777

217f5791
Знаменитый Де Хэвилленд DH-82 удалось увидеть только на стоянке
217f5796
Внешность J-29 полностью оправдывает его наименование («Tunnan» в переводе со шведского — «Бык»)
217f5798
Такое впечатление, что все эти раритеты полувекового и более возраста — только что с завода…
217f5808
SAAB B-17 еще раз, с другого ракурса
217f5812
О, запустился «Дуглас»
217f5816
Техника Swedish Air Force Historic Flight в едином строю
217f5826
Похоже, коллегу заинтересовала втулка несущего винта авмейского МВВ Во-105
217f5831
«Дакота» порулила на старт

217f5852
В целом, даже, несмотря на некоторые погодные ограничения из-за ветра, праздник явно удался. Высочайший уровень организации мероприятия позволил учесть интересы и прессы, и зрителей, и фотографов – споттеров, обеспечив каждому максимум комфорта, удовольствия и положительных эмоций. Молодцы, что и говорить! Спасибо!

Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
17 × 16 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...