Skip to content

Malbork, 22. BLT: день открытых дверей

20 августа 22-я авиабаза тактической авиации ВВС Польши проводила День открытых дверей. Расположен этот аэродром в непосредственной близости от Калининградской области, всего в 80 км от границы. Поэтому не съездить туда «посмотреть — поснимать» было бы опрометчиво. Вашему вниманию предлагается небольшой репортаж и фотоотчет об этом событии. 

22-я база, по-польски — 22. Bazа Lotnictwa Taktycznego — находится в предместье Мальборка, одного из самых известных польских туристических центров. Туристическую ценность оного оставим коллегам, специализирующимся на туризме. Мы же направимся прямиком на аэродром.

Аэродром этот еще довоенный, а в предвоенные годы там обосновался завод «Фокке-Вульф». За время своего существования в Мариенбурге (так назвался Мальборк в Восточной Пруссии) было выпущено около половины всех построенных истребителей FW190. В 1943-44 гг. авиация союзников наносила по заводу и аэродрому, на котором базировались части Люфтваффе, массированные бомбовые удары.

Немецкое прошлое этого аэродрома выдает штаб базы с вышкой КДП наверху. Собственно, это здание и навело на мысли о «трофейности» этого объекта. Да еще огромный ангар, так непохожий на современные здания технико-эксплуатационных частей (ТЭЧ). Ну, и планировка немецких аэродромов несколько иная.
217F0101
С 1952 г. здесь базируется военная авиация Польши. Сначала это был 41-й истребительный полк, просуществовавший до 2001 г., в настоящее время — его «производная»: 41-я тактическая авиаэскадрилья. На вооружении — боевые МиГ-29G и учебно-боевые МиГ-29GT (14 самолетов). Буква «G» указывает на то, что эти истребители ранее принадлежали Германии и были доработаны под стандарты НАТО. Польша приобрела 17 боевых МиГов и 4 «спарки» в 2003-2004 гг. за 1 евро, отремонтровала и доработала их на ремзаводе в Быдгощи. И теперь они верой и правдой служат соседнему государству.

Программа Дня открытых дверей предусматривала небольшую статическую экспозицию и показательные полеты МиГ-29, плюс гости из Ласка на F-16. Прямо скажем, негусто, но лучше, чем вообще ничего. Да и опыт подсказывал, что наверняка будут какие-то неучтенные программой сюрпризы. Как и получилось…

Как обычно, начали со статики. Она начиналась прямо напротив КДП, и самолетов было не много, а очень много. Правда, это в  виде радиоуправляемых моделей 🙂
217F0103

217F0104
Реально же, из «действющих» аэропланов были выставлены МиГ-29 и Су-22М4 в новой светло-серой окраске. Вот вам и первый приятный сюрприз!
217F0107
МиГ был вооружен боекомлектом из Р-60 и Р-73, а рядом расставлены дополнительные варианты вооружения: бомбы, блоки Б20, пушка с боекомплектом. Смотрелось солидно.217F0118

217F0125
217F0143
217F0133 К слову, я ни разу не видел на польских МиГах ни УР Р-27, ни даже пусковых устройств для оных. Только ракеты малой дальности. Странно… Надо будет как-нибудь поинтересоваться у поляков на этот счет.
217F0165

217F0171
Су-22М4 был «вооружен» имитаторами Р-60 и ракеты класса «воздух – земля» Х-25. Имитаторы – это практически ракеты без двигателей и боезаряда, они используются в учебных целях. Поэтому слово «вооружен» я взял в кавычки.
217F0134

217F0141

217F0149

217F0157

217F0163
Вдалеке, на центральной стоянке был виден транспортный CN-295. В мареве можно было разглядеть и предполетную подготовку МиГ-29 и F-16. И это все?
217F1112Оказалось – нет. На противоположной стороне аэродрома расположилась историческая экспозиция и внушительный ряд частных «самолетиков» (около десятка). Я был приятно удивлен первой. На стоянке в свободном доступе (о фотках без детей забудьте 🙂 ) Су-22М4 (списанный, скорее всего), отреставрированные МиГ-21бис и Lim-5 (лицензионный МиГ-17). И еще один из 17 построенных PZL I-22 Iryda национальной разработки. С последним у поляков не задалось. Попытка создать передовой учебно-тренировочный самолет на замену «Искре» закончилась принятием на вооружение в 1992 г. восьми машин. Окончание их эксплуатации датируется всего четырьмя годами позже…
217F0195

МиГ-21бис состоялт на вооружении этой воинской части вплоть до 2003 г. А вообще на "двадцать первых" полк летал в течение 40 лет!!!
МиГ-21бис состоял на вооружении этой воинской части вплоть до 2003 г. А вообще на «двадцать первых» полк летал в течение 40 лет!!!
217F0214
МиГ-17 и его модификации состояли на вооружении полка с 1958 по 1981 г. Тоже долгожители

217F0211

217F0215
Вместо «Искр» и «Ириды» польские ВВС принимают на вооружение клон нашего Як-130 — итальянский М-346 «Мастер»

Спортсмены и пилоты-любители — обязательные участники мероприятий такого плана.
217F0224

217F0226

217F0245

Вот такой деловой человечек!
Вот такой деловой человечек!

Но авиатехника – это далеко не единственный предмет интереса. В Польше «праздникам на аэродромах» сопутствует большое количество дополнительных мероприятий, без которых основной массе посетителей (не таких «больных на голову» в плане самолетов, как… ну, сами знаете – кто 🙂 ) было бы скучновато. Особенно, если до полетов еще есть время. Поэтому здесь развернуты всевозможные точки «общепита», начиная от полевой кухни времен Первой Мировой войны (с реконструкторами, а как же без них?) до тривиальной продажи хот-догов.
217F0192
Рядом развернулись огнеборцы. Они то и дело разводят огонь, а потом вместе с малышами гасят его при помощи огнетушителя (прибор в руках у ребенка). Очередь к этому «аттракциону с пользой» больше, чем в кабину Су-22… Плюс несколько пожарных автомобилей «с полной выкладкой». Около штаба развернулась экспозиция аэродромной уборочной техники, недалеко от них школа вождения демонстрирует на огороженной площадке работу тренажера по отработке «полицейского разворота». Попробовать могут все желающие. Ну, и, конечно, катание на легких самолетах по кругу – это святое! 🙂 В общем, интересно, насыщенно, познавательно и весело.
217F0460
Воздушная часть началась с выступления парашютистов. «Ой, зэлэный, зэленый!» — в восторге кричит рядом молодая женщина, указывая рукой в сторону зеленого купола парашюта. «А вон червоный!!!» — с таким же восторгом вторит ей муж. Как дети, ей-богу… 🙂
217F0310

217F0302

217F0319

217F0341

217F0357
Ой, зэленый! Зэленый!!!

217F0370
217F0388

217F0428

217F0436
Парашютисты отработали, Ан-2 сел, и все замерли в ожидании взлета МиГ-29, который уже выруливал на старт. Народа у ограждения значительно прибавилось. Сейчас-сейчас! Сейчас. Сейчас…
217F0511

217F0514

217F0574

217F0635

217F0697

217F0701

217F0711217F0727

217F0732
А вон и подборщик тормозного парашюта идет. Сейчас пилот его отцепит, и подборщик заберет. Интересно, что у F-16 другая методика. Летчик отцепил парашют и сдул его двигателем в траву.

217F0740

217F0748
Сразу же после МиГа в небо ушел F-16. Оторвался он так рано и далеко, что заснять этот момент было попросту невозможно. И вообще, условия для съемки полетов были, прямо скажем, неподходящие. Солнце, как обычно, напротив, приличная дымка, а ограждение – достаточно далеко (даже слишком) от полосы. Не айс, как говорится…
217F0781

217F0925

217F0945

217F0949

217F0950

217F0965

217F0973

217F0985

217F0988

217F0997

217F1065

217F1068
Отлетавший МиГ-29 отбуксировали «на отдых».
217F1097

217F1101

217F1107
Многие гости не стали дожидаться второго показа и направились на выход. Но интересно не это, а то, что им навстречу шел ничуть не меньший поток новых посетителей. «Ротация кадров» 🙂

Вот такие "кадры" тоже с интересом участвовали в Дне открытых дверей
Вот такие «кадры» тоже с интересом участвовали в Дне открытых дверей

Во втором вылете участвовали уже другие МиГ-29 и F-16. Да и программа показа немного отличалась от предыдущей.
217F1152

217F1216

217F1228

217F1293

217F1331

217F1343

217F1352

217F1357

217F1363

217F1400

217F1405

217F1430

217F1436

217F1447
Интересно, что одновременно запустились оба «Ястреба» (“Jastrzab” – официальное наименование F-16 в польских ВВС), и я уж помечтал о парном взлете. Увы… Пока первый отрабатывал показательную программу, второй поджидал его на рулежке с работающим двигателем. А затем все-таки взлетел, и они парой прошли над аэродромом.
217F1456

217F1471

217F1508

217F1525

217F1541

217F1557
В целом, программа Дня открытых дверей завершилась. Но, как мы знаем, «после программы» тоже бывает порой интересно. Не стало исключением и это мероприятие. Сначала Су-22М4 отбуксировали на «летную» стоянку (откуда работали истребители) и, судя по наблюдениям, стали готовить к вылету.
217F1570

217F1580
Затем на свое место отправился МиГ-29.
217F1590

217F1596
Потом техсостав начал грузить в транспортный борт свой нехитрый скарб. Немного терпения, и эффектные кадры взлета Су-22М4, а за ним — и CN-295 получены! Можно сворачиваться.
217F1631

217F1642

217F1648

217F1674

217F1679

217F1686

217F1694
Тем более, что «сворачиваться» начали и устроители мероприятия. Всем хочется домой…
217F1699

217F1701

217F1703

217F1711
Перед отъездом хотелось еще запечатлеть стоящий на постаменте у въезда на базу МиГ-21бис. Так, чтоб без людей… Минут 15 ожидания – и безрезультатно: желающие «прикоснуться к прекрасному» не иссякали. Видимо, надо было ждать, когда последние гости покинут аэродром. Но это долго. Уж лучше домой…

Спасибо, 22-я база и 41-я эскадрилья! Хороший у вас получился День открытых дверей.
217F1738

3 комментария

  1. Piotr Gryzowski

    Игорь, отличный сайт, великолепные отчеты, отличные фотографии. Очень cердечно приветствую

    • Игорь Евгеньевич

      Dziękuję bardzo, Piotr!
      Ja również przeglądać zdjęcia na AP.net, z wielką przyjemnością!

  2. Евгений

    Очень интересный репортаж, спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
22 ⁄ 11 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...