Skip to content

Прага Кбелы — главный авиационный музей Чехии

Входит в объединение военно-исторических музеев страны.
Свое название он получил от старейшего чехословацкого военного аэродрома. Да-да, именно чехословацкого, т.к. аэродром был создан в 1918 г., практически сразу же после образования объединенной Чехословакии. А сам музей начал создаваться позже на полвека и был открыт для посещения в 1970 г. А я там побывал в 2011 г.

Как добраться: от конечной остановки метро Летняны (Letňany, красная линия, «C») автобусами №№ 185, 280, 259, 302, 375, 376. Автобусная остановка – сразу на выходе из метро, ехать – минут 10, по-моему. Выйти на остановке Letecké muzeum. Остановка – по требованию, поэтому есть смысл смотреть в окошко, и когда в нем появится украшающий вход в музей МиГ-21Ф-13, нажать кнопочку Stop.

IMG_5672
Истребитель МиГ-17Ф чехословацких ВВС.

Официальная статистика утверждает, что коллекция музея насчитывает 275 летательных аппаратов, из которых почти сотня размещены под навесами и в ангарах, 25 – под открытым небом, 155 – в запасниках музея. Десяток экспонатов находится в летном состоянии.
Коллекция действительно весьма богатая, даже несмотря на превалирование под навесами и открытым небом советской авиатехники из состава ВВС ЧССР. Чешское авиастроение само по себе имеет богатую историю как до — , так и послевоенного периода. Приличное количество раритетной авиатехники было также получено в дар или обменяно, благо запасов «из советского задела» на заднем дворе музея предостаточно.

IMG_5887
Первый опытный образец знаменитого «Дельфина» — XL-29. Обратите внимание на необычную (для этого самолета) форму козырька фонаря.

В ангаре, посвященном началу реактивной эры, представлены действительно настоящие раритеты: первый серийный английский истребитель с ТРД Глостер «Метеор», почти его ровесник Де Хэвилленд «Вампир».

Глостер "Метеор" F.8 в окраске бельгийских ВВС
Глостер «Метеор» F.8 в окраске бельгийских ВВС
IMG_5673
Де Хэвилленд DH-100 «Вампир» (Vampire F.B.6) швейцарских ВВС. Во многих странах именно этот самолет стал первым принятым на вооружение реактивным истребителем.

Там же посланец Страны Советов – Яковлев Як-17, ставший первым реактивным самолетом ВВС Чехословакии (имел обозначение S-100).
IMG_5700
IMG_5714
Заокеанская техника представлена первым реактивным УТС Локхид Т-33 «Шутинг Стар». Все самолеты – после реставрации и производят самое благостное впечатление. Лишь отсутствие с собой широкоугольника не позволило отснять эти экспонаты целиком.
IMG_5796
Хочу сразу отметить благожелательность смотрителей музея. Все – и мужчины (в которых сразу угадывались «коллеги по авиационному цеху»), и женщины – заслышав русскую речь, начинали улыбаться. Некоторые вполне сносно говорили по-русски. И на просьбы зайти для съемки за ограждение реагировали, в целом, положительно. Играло на руку и то, что в будний день посетителей совсем немного. Притом, что вход бесплатный, и за фотографирование (без штатива) тоже денег берут.
Часть коллекции, что под навесом и облаками-тучами, конечно, не в таком хорошем состоянии, как аппараты ангарного хранения. Но, с технической точки зрения, — вполне сносном. Бывает и хуже… Давайте посмотрим, что там экспонируется.
Начнем с ярко-голубого «Фантома». Это модификация FGR.2 Королевских ВВС Великобритании.
IMG_5939IMG_5952
Английская версия известного американского истребителя отличается установленными двухконтурными двигателями Роллс-Ройс «Спей» (Spey Mk.202) и отсутствием пушки «Вулкан» в носовой части. БРЭО самолета также отличается от «американца». Так, например, БРЛС имеет режим картографирования местности.
IMG_5938
Самолеты находились на вооружении до 1992 г.
IMG_5927
Далее — Ил-28, который представлен в двух вариантах: радиотехнической разведки (РТР) и учебно-боевом.IMG_5817
IMG_5880
IMG_5819-Edit
IMG_5879

IMG_5868
Основное отличие учебной машины — кабина инструктора в носовой части вместо штурманской

Далее следует ряд транспортных самолетов. Первым — Ил-14, точнее — его лицензионный грузовой вариант Avia-14T, выпускавшийся чехословацкой компанией Avia.
IMG_5954
IMG_5957
Рядом — Антонов Ан-24В чешских ВВС. Довольно свежий музейный экземпляр.
IMG_5959
IMG_5996
Замыкает «транспортный» ряд L-410UVP, тоже из состава ВВС Чехии.
IMG_5962

IMG_5976
Экспозиция на противоположной стороне начинается с вертолетной техники, в разное время состоявшей на вооружении чехословацких ВВС.

IMG_5997
Санитарная версия милевского Ми-1М, выпускавшаяся в Польше под обозначением SM-1Wb.
IMG_6003
Капсула для больного (раненного) соединена с кабиной вертолета раструбом
IMG_6002
Миль Ми-2 чешских ВВС

IMG_6013

IMG_6012
Миль Ми-4А чехословацких ВВС. в 50-70-е гг. это был основной транспортно-десантный вертолет стран Варшавского договора. Ферма под блоки НАР УБ-16, скорее всего — чехословацкая доработка, т.к. советский вооруженный вариант — Ми-4АВ — имел аналогичную конструкцию под 6 блоков.

IMG_6026

IMG_6044
Ну, Ми-8Т в представлении не нуждается. Все-таки самый распространенный средний вертолет в мире
IMG_6055
Транспортно-боевой Миль Ми-24В чешских ВВС

IMG_6063
Далее следует ряд «разномастной» авиатехники «всех времен и народов». Начинается он с чешского Су-25К.
IMG_6080IMG_6120

IMG_6084
Блоки НАР Б-20 смотрятся весьма внушительно

За «Грачом» — два представителя шведской школы самолетостроения: СААБ-35 «Дракен» и его «сменщик» в ВВС Швеции — СААБ-37 «Вигген».

IMG_6103
Истребитель SAAB J-35J
IMG_6109
Обратите внимание: шведы научились делать беспереплетный козырек фонаря еще в конце 50-х гг.
IMG_6127
«Дракен» состоял на вооружении шведских ВВС без малого 30 лет. В музее представлена самая современная модификация — J35J — результат модернизации версии F в 1988-1990 гг.
IMG_6185
Защита хвостовой части от касания ВПП обеспечивалась хвостовой стойкой с парой твердых резиновых колес. Вообще, на «Дракене» реализовано много интересных технических решений, достойных отдельного повествования
IMG_6126
Первоначально «Вигген» имел несколько различных вариантов, но ближе к концу карьеры многие из них были доработаны в многоцелевую версию с обозначением AJSF-37

IMG_6175

IMG_6270
А это не просто «Сейбр», а лицензионная версия этого американского истребителя, выпускавшаяся в Австралии под обозначением СА-27. В отличие от «американца», на самолете из «страны кенгуру» установлен английский двигатель Роллс-Ройс «Эйвон»
IMG_6272
Нортроп F-5E «Тайгер» (Tiger) из состава ВВС СРВ попал в музей в 1981 г.
Настоящий раритет - пассажирский Туполев Ту-104
Настоящий раритет — пассажирский Туполев Ту-104А. Да еще в идеальном состоянии!

Отдельная стоянка посвящена боевой авиации чехословацких ВВС. Здесь, естественно, царят МиГи и Су.
IMG_6813

IMG_6775
Фронтовой истребитель МиГ-19С
IMG_6768
Тоже МиГ-19, но в варианте перехватчика: МиГ-19П с РЛС «Изумруд» в носовой части
IMG_6753
Двухместный учебно-боевой МиГ-21УМ
IMG_6733
МиГ-15. По части модификации — затрудняюсь. Может, кто подскажет?
IMG_6731
«Спарка» МиГ-23УБ. Вот по этой машине и сам могу проконсультировать 🙂
IMG_6723
МиГ-23БН в «птичьей» окраске
IMG_6716
Еще один разукрашенный — МиГ-23МФ
IMG_6675
Истребитель-бомбардировщик Су-22М4
IMG_6673
Истребитель-бомбардировщик Су-7БКЛ
IMG_6639
Очень интересный экземпляр: учебный МиГ-15 УТИ-П. У нас такая машина серийно не выпускалась (хотя разработка такая была). Видимо, это чехословацкая версия

Далее перемещаемся в ангары.
Ангар, где, в основном, разместилась продукция чешского авиапрома, «перенаселен донельзя». Экспонаты размещены в несколько ярусов. Сотрудники музея говорили о том, что эту скученность планируется преодолеть за счет разделения экспозиции на две части (и два ангара соответственно).
А аппаратов интересных там и впрямь достаточно, много опытных образцов, реплик самолетов довоенной постройки, планеров и т.д. Я не буду давать пояснения всем фотографиям, иначе длина поста «начнет стремиться к бесконечности» 🙂
IMG_6276

IMG_6277

IMG_6283

IMG_6302
Лицензионный Ил-10 выпускался в Чехословакии под обозначением Avia B-33

IMG_6331

IMG_6375
А вот на таком самолете — Лет Л-200 «Морава» (Let L-200 Morava) — я в детстве летал на Украине, их Хмельника и Киев. Такие аэротакси работали под флагом советского «Аэрофлота» на местных воздушных линиях (были поставлены 68 машин).
IMG_6392
Прототип L159 ALCA

IMG_6422

IMG_6442

IMG_6446
Носовая часть МИГ-17ПФУ — первого советского истребителя с управляемым ракетным оружием
IMG_6453
Беспилотный разведчик Ту-143 «Рейс»
IMG_6455
По фотографиям видно, насколько богата коллекция музея и как «перенаселен» ангар

IMG_6460
Предмет особой гордости музея – выставочный зал, посвященный Второй Мировой войне. Основу экспозиции составила советская техника того времени, но есть экспонаты и из других государств, принимавших участие в той войне.

IMG_6513
Доминантой экспозиции выступает настоящий Ли-2. На переднем плане Ла-7, на заднем — немецкий реактивный Мессершмитт Ме-262 «Швабе»
IMG_6575
Легендарный штурмовик Ил-2М3

IMG_6553

IMG_6522

IMG_6515

IMG_6593
Францусзкий Моран Солнье MS230 образца 1929 г. Наверно, принимал участие во Второй Мировой…
IMG_6626
Ну, «Тексаном» никого не удивишь… Это вам не Ла-7

Но не только самолеты здесь выставлены, много других интересных экспонатов. Например, первая немецкая управляемая авиабомба.
IMG_6590
Или такой вот «авиасимулятор» Королевских ВВС Великобритании.IMG_6635
В целом же, музей замечательный! Только вот работает он, к сожалению, лишь в теплое время года (с мая по октябрь, с 10 до 18 часов). Будете в это время в Праге – непременно посетите!

Комментариев еще нет. Станьте первым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
9 + 19 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 Пока оценок нет. Станьте первым
Загрузка...