Перейти к содержанию

г. Спасск-Дальний. Учебный аэродром в/ч 62546 (1994)

Я даже не знаю, к какой рубрике было бы правильнее отнести этот пост. Вроде и не музей, хотя такой коллекции позавидовал бы, наверно, любой (думаю, даже Монино). История авиации – ну да, пожалуй. В картинках… А уж история развития Су-17 – как на ладони. Но к этой рубрике я отношу больше “повести и рассказы” о конкретных типах ЛА (планирую, по крайней мере). “Авиасалоны и авиашоу”? Ну, это меньше всего подходит. Хотя, если бы съемка производилась при обучении младших авиаспециалистов (особенно на начальном этапе), шоу “на фоне авиатехники” могло бы получиться достойное. С элементами циркового искусства 🙂
С другой стороны, какая разница в какой рубрике находятся эти фото? Кому интересно, тот их найдет и посмотрит в любой.
Итак, в г. Спасске-Дальнем Приморского края существовала школа младших авиационных специалистов, сокращенно – ШМАС, в/ч 62546. Я затрудняюсь что-либо рассказать об истории этой школы, да и не об этом сейчас речь. Будущие авиамеханики готовились, в том числе, и на прилегающем к школе учебном аэродроме. И вот, на закате своей военной карьеры, презрев существовавшие запреты (к слову, они уже были не так строги), я обратился к начальнику этого аэродрома с просьбой поснимать авиатехнику. Получив “добро”, сделал несколько проходов со своим “Зенитом-ЕТ”. А поскольку обычной фотопленки тогда уже было не сыскать, снимал на взятую в нашей полковой группе объективного контроля (спасибо тебе, Серёга Ларчиков!) фотопленку, которая использовалась в качестве носителя информации в системе регистрации полетных параметров САРПП-12ГМ (то, что теперь любят называть “черными ящиками”. Хотя какие они, к черту, черные? Ярко-оранжевого цвета…). Пленка была отвратительная (для фотосъемки), крупнозернистая и чувствительностью 32 единицы. Но выбирать не приходилось: крайнюю коробочку с обычной Свемовской “шестьдесятпяткой” я держал в руках где-то с год назад до того. Последствия перестройки + дальневосточные реалии…
Представляю вниманию читателя результат, отсканированный с пленки. Не ужасайтесь качеству, зато самолеты какие! 🙂
Начнем, пожалуй с семейства Су-7/Су-17. В Спасском ШМАСе эти машины были представлены наиболее полно.

Су-7Б. Он и тогда уже был раритетом...
Су-7БМ. Он и тогда уже был раритетом…

00670006
Далее – практически полная (только без модификации М4) линейка Су-17.
Вот самый первый, “чистый” Су-17, еще с двигателем АЛ-7Ф-1 и хвостовой частью от Су-7БКЛ. Выпущено всего несколько десятков машин в такой конфигурации, а служили они неподалеку, в 523-м иап, который дислоцировался на аэр. Воздвиженка под Уссурийском (~100 км от Спасска-Дальнего).
00670025
Далее – Су-17М, уже с двигателем АЛ-21Ф-3, видоизменной гондолой тормозного парашюта и др. более мелкими конструктивными отличиями.
00670030

00640001
Полстатретий бортовой… 🙂

00670028
Следующей модификацией был Су-17М2 (М2-Д). Таких машин тоже было построено немного. Внешне от предыдущего варианта он отличается наличием “бороды” в носовой части, удлиненной, к тому же. Это обтекатель антенн доплеровского измерителя скорости и сноса ДИСС-7.
00670022
Если приглядеться, в конусе воздухозаборника можно увидеть окно лазерного дальномера “Фон”. Су-17М2 имел немного увеличенный запас топлива и расширенную номенклатуру вооружения.00670020
Для меня эта модификация знаменательна тем, что это был первый самолет, к обслуживанию которого я был допущен. В качестве авиамеханика. Это была наша первая курсантская войсковая стажировка, аэр. Сиверский, Ленинградская область, 1977 г. Вроде как вчера… 🙂
00670021
Следующий вариант – Су-17М3 – внешне отличается от предыдущих кардинально. Опущенный нос, высоченный гаргрот, поджатая хвостовая часть, высокая законцовка киля. Вместо “Фона” – станция лазерной подсветки “Клен”, другое новое БРЭО, включавшее новейшую станцию предупреждения об облучении “Береза-Л” (в “простонародье” – “Цветомузыка”).
Представленный на фото образец – разведывательный вариант Су-17М3Р с подфюзеляжным контейнером комплексной разведки ККР-1/2. Су-17М3/М3Р/М4 интенсивно и с высокой эффективностью использовались в ходе афганской войны.
00670012
00670010
А это – “спарка” Су-17УМ3, двухместный учебно-боевой самолет.
00670016
В ШМАСе были две такие машины.
00640002
Завершает линейку “суховских” машин фронтовой бомбардировщик Су-24 ранних серий.
00640008
Машины ОКБ Микояна в спасском ШМАСе были представлены весьма скромно. Хотя за сохранившийся там МиГ-21ПФ многие зарубежные музеи наверняка предложили бы хорошую цену…
00670001
“Двадцать третий” в двух ипостасях: МиГ-23М и МЛД – за ним. Вот тот, который “за ним”, – из нашего полка. Самолет имеет свою историю, и я сейчас локти кусаю, что не сделал его крупные планы.00670003

00670005
А история такая. Гнали эту машину с завода после доработок, и пилот (хороший, кстати, летчик + всему полку ремонтировал телевизоры в качестве хобби) забыл выпустить шасси на посадке. Весьма нередкая ошибка, надо заметить. В итоге, приземлил он самолет на подфюзеляжный ПТБ (подвесной топливный бак). Ну, бак-то – что? Расходный материал… А вот повреждения силовых элементов планера внизу фюзеляжа – это уже серьезно. В общем, долго наши умельцы во главе с инженером полка по СД восстанавливали “04”-й, чтобы поднять его в воздух. В итоге подняли, перегнали и потихоньку сплавили его в ШМАС от греха подальше.
Присутствовали на аэродроме и дальние машины – Ту-22 и Ту-16. Последний меня тогда не интересовал: на нашем аэродроме базировался “разведколхоз” на таких вот Ту-16. И чего бы я его снимал в ШМАСе? 🙂
А вот Ту-22 был интересен. Большинство кадров ушло в Москву моему хорошему товарищу Якубовичу Николаю Васильевичу – одному из ведущих авиаисториков страны, автору замечательных книг по советской авиации. Но пара снимков осталась и у меня.
00670031

00670017
Нет, даже три… 🙂
00670015
Вот такой краткий экскурс в спасский ШМАС. Эх, сохранить бы это всё! А какой шикарный ШМАС был у нас под Калининградом в Пионерском! Относился к морской авиации, и стояли там все типы – от Ка-25 до Ил-38 и Ту-22. Ничего не осталось…

Выставляя оценку, вы соглашаетесь на обработку вашего IP-адреса
[Проголосовавших: 4 Средняя: 5]

26 комментариев
  1. Николай

    Самолеты на фото посмотрел с удовольствием и ностальгией. На тушки-бомберы довелось и пушки зимой снимать- ставить и внутри лазить, и упр.8 – травку щипать). В 1990- 91 – я курсант 4го взвода 6 роты, что напротив столовой. Рота спец. По арт бомб вооружению. Комроты кап. Кашкаров. Комбат – подп. Токмаков, взводный – кап Романюк. Замполит части подп.к Кашин, правда его фамилию недоброжелатели каверкали, добавляя приставку ка и суфикс к ))), хотя и зря, тоже неплохой был дядька.Почему так помню, отличные командиры! ВВС, интелегенция, по имени отчеству всегда к друг другу – уважаю. Было потом с кем сравнить – поступил в ЛВВПУ. Да и в институте в Москве нагляделся…Там Таких Людей не было))) Хорошая часть, всё было. Комбат – возился с солдатами как с родными детьми! Славно было. Не так, чтобы мощных спецов готовили, но отношения очень хорошие. Русская армия. Летом перед казармами такие были цветники! ШМАС потом долго снился. Я там всё успел, даже макет части выстроил 1,5 х 2,5 метра – игрушечный шмасик такой, в домике за почтой. По жизни занимаюсь батальной изобразительной темой, выяснил, что казармы царские, постройки 1905года. Тогда там разместили 5й мортирный сибирскую батарею, 2й дивизион (1й в аналогичной части левее). В гражданскую белые квартировали – фото в ЦМВС РФ МО. Судя по спутниковой карте осталось сегодня только здание штаба… остальное посносили. Спасск- Дальний потерял по сути памятник архитектуры((( Про учебный аэродром не скажу – не нашёл…

  2. Юрий

    Всем доброго здравия! Я тоже имел честь служить в этой “учебке” с 11.1981 по 04.1982. Попал в так называемый “музвзвод”, точно не помню, кажется 2-я рота 4-й взвод. Взводный Романов, здоровенный мужик, бурят по национальности. Состав в моем призыве во всем ШМАСе был многонациональный: русские, украинцы, белорусы, грузины, узербайджанцы, много было узбеков. Хорошо помню уч.занятия по клепке, тросозаплетке. Красоты дальневосточной тайги незабываемы. Ходили на лыжах к ближним сопкам. Утренняя зарядка в одном ХБ в минусовую погоду ( что характерно никто не болел). Щиты с лозунгами “Солдат! Будь бдителен! До китайской границы 30 км!” И еще мно всего хорошего и н еочень. Потом был “афган”, 200 ОШАЭ СУ-25, все чему учили здорово пригодилось.

  3. Николай

    Служил в учебе с ноября 1969 года по май 197о, 2 рота з взвод. Часто ходили в караул. Служил в МНР, г. Чойбалсан по ноябрь 1971года.43 авиаполк, сейчас он в Крыму, хотя одно время был морским, даже чуть ли не расформирован. Сева’топольский, Краснознаменный. Рад что он есть.

  4. Александр Чайковский

    Служил в ШМАСе все два года (77-79 осень),сначала в 2 роте курсантон,потом в команде учебного аэродрома у майора Трощего. Да столько воспоминаний!!!

  5. Игнатов Игорь

    Был курсантом с мая по нооябрь 1975 . 6 РОТА .Вооружение дальней авиации ( ТУ-16 ) . Почти весь личный состав ШМАСа и осенний 75 года был с Донбасса . Сам с Кубани ,но призывался из Краматорска . После парада ( был первым направляющим второй коробки ) попал на Украинку (Амурская обл ) к стратегам ( тогда еще были 3М В. Мясищева , с 1982 ТУ-95 ) 2АЭ 79 ТБАП ,ВЧ 64385 . Хорошо что хоть этот аэродром не развалили , а то бы совсем тоска после просмотра ( видео про ШМАС ,ФОТО ) . Что называется ” армия – 2 года из жизни ” как тогда мы говорили и сейчас ностальгию не уймешь , сплошные руины . Многое забылось , многое как будто было вчера ( четко как в кино ) . Все было ВЧЕРА и как будто не со мной . Впереди жизни осталось меньше , чем те пацаны прожили .

  6. Александр

    Служил 1989-1991 годах в ШМАС 62546, 5 рота !!! Рад службе да и много чего на сегодня в жизни пригодилось !!! Спасибо армии и ШМАС
    мой 8(915)0991109 Александр Смирнов

  7. Служил в шмас рядовой 88 год , потом уехал в часть в Хабаровск . Горжусь тем , что там был .

  8. Александр

    А я был курсантом 4-й роты, 2-й взвод! В это же время сержантом в 6-й роте служил ныне певец Валерий Сюткин! май-ноябрь 86г. Вот был облом в полку поначалу, т. к. в ШМАСе изучали СУ-7БМ, а полк целиком в Туркво состоял из МИГ-21!

  9. Сергей

    Весной 84 года, в карауле я стоял на посту в учебном аэродроме, и вот проходя под носом Ту-22 у меня “созрела” бредовая мысль: – а на сколько крепок корпус у этой “Тушки”? …. и я проверил штык ножом пристёгнутым к автомату, иначе я бы не достал, чуть придавил… обшивка прогнулась! … Придвил чуть посильнее и… неожиданно узнал проникающую способность вечнотупого штык-ножа – проткнул нос “бомбёра”! Думал всё…- хана, сгнию на гауптвахте знаменитой тем, что в годы гражданской войны там коротал свои последние деньки, перед смертью, мой знаменитый в те годы тёзка Лазо! Но к счастью всё обошлось, к тому же я до конца моей смены перешёл на другую сторону где стояли “Сухари” и до конца кааула вообще не подходил к “подбитой” мною “Тушке”… Простите меня, ребята!

    • Игорь Евгеньевич

      Ну, у него же снизу радиопрозрачный обтекатель РЛС из, если не изменяет память, стеклотекстолита. А это явно не сталь по прочности… И чего только в голову бойцам не приходило? 🙂

      • Сергей

        Да уж..)) Чего только не приходило, помню стоял в том же карауле только на складе ГСМ, поймал “нарушителя” ежа))), притащил его в “спалку” парни были “очень рады” после того как он пришёл в себя и “маршировал” там))), кстати, и за это тоже простите, братцы!)) Первая рота механик СД, наш учебный на Вашем фото под номерм 19 МиГ-21…, а вот в полку я был тормозником на 23-тих. 301 полк, 10-ый участок, Калинка. Спасибо Вам, за воспоминания!)

        • Игорь Евгеньевич

          Ну вот, видите, мир тесен!
          Офицеры вашего полка в феврале этого года собирались на встречу ветеранов в Москве. Я там присутствовал, потому что наш полк (821-й, аэр. Хвалынка) тоже там собирался. Организовывал встречу Иван Гатальский. В свое время он был у нас комэской, а потом на 10-м участке – командиром полка.
          Спасибо и Вам, Сергей!

          • Сергей

            Жаль, расформировали – нашёл в ютюбе ролик – “Последний парад 301-го истребительного авиационного полка…” года два с небольшим назад, посмотрел и сильно огорчился – Союза нет, родителей похоронил, а тут ещё и полк родной расформировали…. Почувствовал себя полным сиротой в тот момент… такие пироги. Всё-таки, полтора года жизни довольно, насыщенной службой, дружбой, ответственностью за дело которое тебе поручено, бытовые армейские приключения, неурядицы и даже та пресловутая “дедовщина”, гауптвахта и прочее… прочее… В общем короткое ёмкое слово -“Срочка”, отпечаталось в памяти ярким пятном, вот как-будто вчера там был…. Потом нашёл радёмый аэродром в гугл картах и разглядел на нём какие-то маленькие аппараты типа “Цесны”, порадовало – хоть так но жив ещё! Вот такая лирика… С уважением, с-т запаса Алпеев.

          • Игорь Евгеньевич

            Да сколько таких частей, прославленных, с богатой историей и традициями, передававшимися из поколения в поколение, пошли “под нож” в ходе череды бездумных варварских реформ!.. Слов нет, одни эпитеты нецензурные …

    • Сергей

      И я тоже из тех, кому довелось служить в 62546 с ноября 83-го по май 84-го.
      Караулы не очень хорошо помню. А вот разгрузку угля в КЭЧ помню хорошо. Морозы в ту зиму были еще те, некоторые ночи почти до -40. Вагоны с углем приходили насквозь промороженные. Главная задача – продолбить ломом ход от верха загруженного угля до открытого люка полувагона. Дальше уже проще. Еще помню наряды в котельной. И самое запоминающееся – все табуретки в нашей роте были с трафаретом с месяцем и годом памятной траурной даты. По-моему это был 68-й или 69-й год…
      В мае 1984 был распределен в ДАРМ в Уссурийск (Галенки) где прослужил до ноября 85-го. Вот такая служба.

      • Сергей

        Привет, Тёзка! Те полувагоны с углём я тоже помню, помню и прогоревшие валенки, у товарища из нашей роты, из-за тлеющего угля у которого мы грелись…) Помню и котельную в которой из-за пыли сослуживцев в трёх шагах различить было трудновато, а дышать и того труднее со скрипящей на зубах золой…) Нормально – не жалею ни дня проведённого в ШМАСе, в жизни всё пригодилось.

  10. ТУ-22 пригнали на аэродром ШМАСа весной 1970 года. Я был в то время курсантом 2 роты. Командиром роты был майор Сахаров. Вторая рота изучала МИГ-21 ПФ. Были на аэродроме МИГ-15 и МИГ 17, которые были расконсервированы и отправлены ( по слухам ) во Вьетнам.

    • Игорь Евгеньевич

      Спасибо за интересное дополнение!

    • Владислав

      УЧИЛСЯ НА МЕХАНИКА СД МАЙ-НОЯБРЬ 1970 ВМЕСТЕ С ЗЕМЛЯКОМ ИЗ ЮРГИ АЛЕКСАНДРОМ АЛЕХИНЫМ, К-Р РОТЫ БЫЛ КАПИТАН МУСИН. ОТПРАВЛЕНЫ СЛУЖИТЬ В АВИАПОЛК 34 ВА В ДИДИ-ШИРАКИ В ГРУЗИИ.
      ЕСТЬ СВЕДЕНИЯ, ЧТО КРОМЕ ВАЛЕРИЯ СЮТКИНА ЕЩЕ И АЛЕКСЕЙ ГЛЫЗИН, АЛЕКСАНДР СЕРОВ И ДАЖЕ ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ ЧЕРНОМЫРДИН ЗАКАНЧИВАЛИ НАШУ УЧЕБКУ В СВОЕ ВРЕМЯ. ТАК ЧТО ОНА НА ВСЮ СТРАНУ ЗНАМЕНИТАЯ И ПОЧЕТНАЯ. ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, Я НЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО ПОПАЛ ТУДА ИЗ СИБИРИ, СТРАНУ НАДО ПОЗНАВАТЬ НЕ ПО ТВ.

    • Николай

      Весной 197о года я тоже был во 2 роте, 3 взвод. Замком взвода архаров. Служил 1,5 года в Монголии, Чойбалсан. На миг 17. А для ту22 мы готовили проезд до нашего аэродрома в учебе. Ча’ть в МНР 43 полк.

  11. Сергей

    Если точнее – Су-7 борт 63 – это БМ (с “трубой” струйной защиты воздухозаборника)

    • Игорь Евгеньевич

      Ну да, и 4 узла подвески под крылом. Спасибо за уточнение!

  12. Алексей

    Был призван в 1985г. в/ч62546 1-й батальон,1-я рота,4взод,CД МиГ-23 повезло.
    Теорию преподовали хорошо,практические занятия на учебном аэродроме никчемные.Главное упражнение №8,выщипывание травы на стоянке.
    Зато уже в полку на технике наработался всласть и в ТЭЧ и на полетах.

    • Игорь Евгеньевич

      Рад, что как-то напомнил о годах молодости!

    • Евгений

      Алексей! А призывался весной или осенью? Я-осенью,в первую роту.Взводный-капитан Патокин.

  13. николай

    служил 83-84 по сушкам да учили прилично база была хорошая!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
30 ⁄ 15 =