Skip to content

г. Спасск-Дальний. Учебный аэродром в/ч 62546 (1994)

Я даже не знаю, к какой рубрике было бы правильнее отнести этот пост. Вроде и не музей, хотя такой коллекции позавидовал бы, наверно, любой (думаю, даже Монино). История авиации — ну да, пожалуй. В картинках… А уж история развития Су-17 — как на ладони. Но к этой рубрике я отношу больше «повести и рассказы» о конкретных типах ЛА (планирую, по крайней мере). «Авиасалоны и авиашоу»? Ну, это меньше всего подходит. Хотя, если бы съемка производилась при обучении младших авиаспециалистов (особенно на начальном этапе), шоу «на фоне авиатехники» могло бы получиться достойное. С элементами циркового искусства 🙂
С другой стороны, какая разница в какой рубрике находятся эти фото? Кому интересно, тот их найдет и посмотрит в любой.
Итак, в г. Спасске-Дальнем Приморского края существовала школа младших авиационных специалистов, сокращенно — ШМАС, в/ч 62546. Я затрудняюсь что-либо рассказать об истории этой школы, да и не об этом сейчас речь. Будущие авиамеханики готовились, в том числе, и на прилегающем к школе учебном аэродроме. И вот, на закате своей военной карьеры, презрев существовавшие запреты (к слову, они уже были не так строги), я обратился к начальнику этого аэродрома с просьбой поснимать авиатехнику. Получив «добро», сделал несколько проходов со своим «Зенитом-ЕТ». А поскольку обычной фотопленки тогда уже было не сыскать, снимал на взятую в нашей полковой группе объективного контроля (спасибо тебе, Серёга Ларчиков!) фотопленку, которая использовалась в качестве носителя информации в системе регистрации полетных параметров САРПП-12ГМ (то, что теперь любят называть «черными ящиками». Хотя какие они, к черту, черные? Ярко-оранжевого цвета…). Пленка была отвратительная (для фотосъемки), крупнозернистая и чувствительностью 32 единицы. Но выбирать не приходилось: крайнюю коробочку с обычной Свемовской «шестьдесятпяткой» я держал в руках где-то с год назад до того. Последствия перестройки + дальневосточные реалии…
Представляю вниманию читателя результат, отсканированный с пленки. Не ужасайтесь качеству, зато самолеты какие! 🙂
Начнем, пожалуй с семейства Су-7/Су-17. В Спасском ШМАСе эти машины были представлены наиболее полно.

Су-7Б. Он и тогда уже был раритетом...
Су-7БМ. Он и тогда уже был раритетом…

00670006
Далее — практически полная (только без модификации М4) линейка Су-17.
Вот самый первый, «чистый» Су-17, еще с двигателем АЛ-7Ф-1 и хвостовой частью от Су-7БКЛ. Выпущено всего несколько десятков машин в такой конфигурации, а служили они неподалеку, в 523-м иап, который дислоцировался на аэр. Воздвиженка под Уссурийском (~100 км от Спасска-Дальнего).
00670025
Далее — Су-17М, уже с двигателем АЛ-21Ф-3, видоизменной гондолой тормозного парашюта и др. более мелкими конструктивными отличиями.
00670030

00640001
Полстатретий бортовой… 🙂

00670028
Следующей модификацией был Су-17М2 (М2-Д). Таких машин тоже было построено немного. Внешне от предыдущего варианта он отличается наличием «бороды» в носовой части, удлиненной, к тому же. Это обтекатель антенн доплеровского измерителя скорости и сноса ДИСС-7.
00670022
Если приглядеться, в конусе воздухозаборника можно увидеть окно лазерного дальномера «Фон». Су-17М2 имел немного увеличенный запас топлива и расширенную номенклатуру вооружения.00670020
Для меня эта модификация знаменательна тем, что это был первый самолет, к обслуживанию которого я был допущен. В качестве авиамеханика. Это была наша первая курсантская войсковая стажировка, аэр. Сиверский, Ленинградская область, 1977 г. Вроде как вчера… 🙂
00670021
Следующий вариант — Су-17М3 — внешне отличается от предыдущих кардинально. Опущенный нос, высоченный гаргрот, поджатая хвостовая часть, высокая законцовка киля. Вместо «Фона» — станция лазерной подсветки «Клен», другое новое БРЭО, включавшее новейшую станцию предупреждения об облучении «Береза-Л» (в «простонародье» — «Цветомузыка»).
Представленный на фото образец — разведывательный вариант Су-17М3Р с подфюзеляжным контейнером комплексной разведки ККР-1/2. Су-17М3/М3Р/М4 интенсивно и с высокой эффективностью использовались в ходе афганской войны.
00670012
00670010
А это — «спарка» Су-17УМ3, двухместный учебно-боевой самолет.
00670016
В ШМАСе были две такие машины.
00640002
Завершает линейку «суховских» машин фронтовой бомбардировщик Су-24 ранних серий.
00640008
Машины ОКБ Микояна в спасском ШМАСе были представлены весьма скромно. Хотя за сохранившийся там МиГ-21ПФ многие зарубежные музеи наверняка предложили бы хорошую цену…
00670001
«Двадцать третий» в двух ипостасях: МиГ-23М и МЛД — за ним. Вот тот, который «за ним», — из нашего полка. Самолет имеет свою историю, и я сейчас локти кусаю, что не сделал его крупные планы.00670003

00670005
А история такая. Гнали эту машину с завода после доработок, и пилот (хороший, кстати, летчик + всему полку ремонтировал телевизоры в качестве хобби) забыл выпустить шасси на посадке. Весьма нередкая ошибка, надо заметить. В итоге, приземлил он самолет на подфюзеляжный ПТБ (подвесной топливный бак). Ну, бак-то — что? Расходный материал… А вот повреждения силовых элементов планера внизу фюзеляжа — это уже серьезно. В общем, долго наши умельцы во главе с инженером полка по СД восстанавливали «04»-й, чтобы поднять его в воздух. В итоге подняли, перегнали и потихоньку сплавили его в ШМАС от греха подальше.
Присутствовали на аэродроме и дальние машины — Ту-22 и Ту-16. Последний меня тогда не интересовал: на нашем аэродроме базировался «разведколхоз» на таких вот Ту-16. И чего бы я его снимал в ШМАСе? 🙂
А вот Ту-22 был интересен. Большинство кадров ушло в Москву моему хорошему товарищу Якубовичу Николаю Васильевичу — одному из ведущих авиаисториков страны, автору замечательных книг по советской авиации. Но пара снимков осталась и у меня.
00670031

00670017
Нет, даже три… 🙂
00670015
Вот такой краткий экскурс в спасский ШМАС. Эх, сохранить бы это всё! А какой шикарный ШМАС был у нас под Калининградом в Пионерском! Относился к морской авиации, и стояли там все типы — от Ка-25 до Ил-38 и Ту-22. Ничего не осталось…

15 комментариев

  1. Александр

    А я был курсантом 4-й роты, 2-й взвод! В это же время сержантом в 6-й роте служил ныне певец Валерий Сюткин! май-ноябрь 86г. Вот был облом в полку поначалу, т. к. в ШМАСе изучали СУ-7БМ, а полк целиком в Туркво состоял из МИГ-21!

  2. Сергей

    Весной 84 года, в карауле я стоял на посту в учебном аэродроме, и вот проходя под носом Ту-22 у меня «созрела» бредовая мысль: — а на сколько крепок корпус у этой «Тушки»? …. и я проверил штык ножом пристёгнутым к автомату, иначе я бы не достал, чуть придавил… обшивка прогнулась! … Придвил чуть посильнее и… неожиданно узнал проникающую способность вечнотупого штык-ножа — проткнул нос «бомбёра»! Думал всё…- хана, сгнию на гауптвахте знаменитой тем, что в годы гражданской войны там коротал свои последние деньки, перед смертью, мой знаменитый в те годы тёзка Лазо! Но к счастью всё обошлось, к тому же я до конца моей смены перешёл на другую сторону где стояли «Сухари» и до конца кааула вообще не подходил к «подбитой» мною «Тушке»… Простите меня, ребята!

    • Игорь Евгеньевич

      Ну, у него же снизу радиопрозрачный обтекатель РЛС из, если не изменяет память, стеклотекстолита. А это явно не сталь по прочности… И чего только в голову бойцам не приходило? 🙂

      • Сергей

        Да уж..)) Чего только не приходило, помню стоял в том же карауле только на складе ГСМ, поймал «нарушителя» ежа))), притащил его в «спалку» парни были «очень рады» после того как он пришёл в себя и «маршировал» там))), кстати, и за это тоже простите, братцы!)) Первая рота механик СД, наш учебный на Вашем фото под номерм 19 МиГ-21…, а вот в полку я был тормозником на 23-тих. 301 полк, 10-ый участок, Калинка. Спасибо Вам, за воспоминания!)

        • Игорь Евгеньевич

          Ну вот, видите, мир тесен!
          Офицеры вашего полка в феврале этого года собирались на встречу ветеранов в Москве. Я там присутствовал, потому что наш полк (821-й, аэр. Хвалынка) тоже там собирался. Организовывал встречу Иван Гатальский. В свое время он был у нас комэской, а потом на 10-м участке — командиром полка.
          Спасибо и Вам, Сергей!

          • Сергей

            Жаль, расформировали — нашёл в ютюбе ролик — «Последний парад 301-го истребительного авиационного полка…» года два с небольшим назад, посмотрел и сильно огорчился — Союза нет, родителей похоронил, а тут ещё и полк родной расформировали…. Почувствовал себя полным сиротой в тот момент… такие пироги. Всё-таки, полтора года жизни довольно, насыщенной службой, дружбой, ответственностью за дело которое тебе поручено, бытовые армейские приключения, неурядицы и даже та пресловутая «дедовщина», гауптвахта и прочее… прочее… В общем короткое ёмкое слово -«Срочка», отпечаталось в памяти ярким пятном, вот как-будто вчера там был…. Потом нашёл радёмый аэродром в гугл картах и разглядел на нём какие-то маленькие аппараты типа «Цесны», порадовало — хоть так но жив ещё! Вот такая лирика… С уважением, с-т запаса Алпеев.

          • Игорь Евгеньевич

            Да сколько таких частей, прославленных, с богатой историей и традициями, передававшимися из поколения в поколение, пошли «под нож» в ходе череды бездумных варварских реформ!.. Слов нет, одни эпитеты нецензурные …

  3. ТУ-22 пригнали на аэродром ШМАСа весной 1970 года. Я был в то время курсантом 2 роты. Командиром роты был майор Сахаров. Вторая рота изучала МИГ-21 ПФ. Были на аэродроме МИГ-15 и МИГ 17, которые были расконсервированы и отправлены ( по слухам ) во Вьетнам.

    • Игорь Евгеньевич

      Спасибо за интересное дополнение!

  4. Сергей

    Если точнее — Су-7 борт 63 — это БМ (с «трубой» струйной защиты воздухозаборника)

    • Игорь Евгеньевич

      Ну да, и 4 узла подвески под крылом. Спасибо за уточнение!

  5. Алексей

    Был призван в 1985г. в/ч62546 1-й батальон,1-я рота,4взод,CД МиГ-23 повезло.
    Теорию преподовали хорошо,практические занятия на учебном аэродроме никчемные.Главное упражнение №8,выщипывание травы на стоянке.
    Зато уже в полку на технике наработался всласть и в ТЭЧ и на полетах.

    • Игорь Евгеньевич

      Рад, что как-то напомнил о годах молодости!

    • Евгений

      Алексей! А призывался весной или осенью? Я-осенью,в первую роту.Взводный-капитан Патокин.

  6. николай

    служил 83-84 по сушкам да учили прилично база была хорошая!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
8 + 18 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...