Skip to content

Radom Airshow-2011

Это было мое первое авиашоу. В самостоятельных путешествиях по заграницам я тогда еще был несилен, поэтому подобрал подходящий по времени тур в Варшаву. По результатам однодневного посещения шоу я написал статьи для наших «Крыльев Родины» и киевского журнала «Авиация и время». Последняя опубликована не была из-за отсутствия свободных площадей, но сохранилась в моих архивах. Публикуется теперь в блоге по принципу «Лучше поздно, чем никогда». Замечу, что снимал на таких мероприятиях я тоже впервые, имея в руках 60D + 18-135 мм, поэтому не обессудьте. Итак,

27 – 28 августа в польском городе Радом на территории 42-й учебной авиабазы состоялось XII международное авиашоу, организованное ВВС Польши под патронатом президента государства. Старт авиационным показам в Радоме был дан в 1991 г., а, начиная с 2003 г., поляки проводят его раз в два года. Два дня плотнейшей летной программы, небезынтересная статическая экспозиция с возможностью заглянуть внутрь многих наземных экспонатов, бурный восторг публики, — вот что такое “AirShow-2011” в общих чертах.
По статистическим показателям авиашоу в Радоме выглядело следующим образом: более 100 тысяч посетителей за два дня, 180 самолетов и вертолетов в динамическом показе и более полусотни – на земле, свыше 18 часов летной программы.
По сложившейся традиции, утра публику «разогревали» летчики-спортсмены, коих в Польше достаточно.
IMG_9341IMG_9389
Первую скрипку, как и полагается, сыграли хозяева мероприятия. Основную часть летного показа открывал воздушный парад ВВС Польши.
IMG_9472
За семеркой пилотажной группы «Бяло-червоные «Искры»» на ветеранах TS-11 стройными шестерками в небе прошли F-16, МиГ-29, Су-22М4, тройка Ан-28 в варианте морского патрульного М-28B1R Bryza, транспортные — C-130 «Геркулес» в сопровождении пары новейших для Польши EADS/CASA C-295М.
IMG_9510
IMG_9516
Замыкал парад строй легких вертолетов SW-4 национального производства.
IMG_9478
Весомым был польский вклад и в показательную программу. Сразу две пилотажные группы – те же «Бяло-червоные «Искры»»

Несколько крупных планов пилотажников на "Искрах"
Несколько крупных планов пилотажников на «Искрах»

IMG_9537

IMG_9540
и семерка учебно-тренировочных PZL-130 «Орлик», а также МиГ-29УБ, пары Су-22 и Ми-24, W-3 в транспортном исполнении и поисково-спасательном варианте «Анаконда», легкий SW-4 и S-70 «Блэк Хок» польского производства. К чести устроителей, программа польских ВВС выглядела очень достойно, даже на фоне таких прославленных «звезд», как «Фречче Триколори» и «Патруль де Франс». А отточенный групповой взлет и посадка семерки «Орликов» заслуживает самой высокой похвалы.
IMG_9753IMG_9790Единственное, чего, на мой взгляд, пока не хватает этой группе, так это самобытности. Глядя на программу «Орликов» не покидало ощущение, что «где-то я уже это видел». Сомнения развеялись, едва в воздухе появились «Патруль де Франс». Справедливости ради стоит отметить, что «пьяного пилота», проход на встречных курсах и «сердце, пронзенное стрелой» копируют многие.
IMG_9805

IMG_9808И все же, как мне кажется, индивидуальность пилотажным группам придают именно собственные «фишки». В этом плане стоит отметить молодую — она существует с 2004 г. — пилотажную группу “Krila Oluje” (Крылья шторма) из Хорватии. Может, и не было в их программе каких-то особо захватывающих моментов, но слетанности команды в самых различных вариациях нужно отдать должное.IMG_9876

IMG_9896

IMG_9942

IMG_9969

IMG_9994
Описывать выступления признанных авторитетов – «Патрулль де Франс», «Фречче Триколори» и швейцарской шестерки на F-5E — «Патруль Суисс», думаю, надобности нет. Они, как всегда, были безупречны. Чувствуется школа, вырабатывавшаяся десятилетиями (всем этим группам уже за пятьдесят). Просто посмотрим.
«Фречче Триколори», буквально несколько кадров
IMG_0296

IMG_0349

IMG_0508

IMG_0523

IMG_0526
IMG_0557

IMG_0565
«Патруль де Франс». В блоге они представляются впервые, поэтому им больше внимания.
IMG_0645
47

45

IMG_0664

IMG_0737

IMG_0759

IMG_0803

IMG_0855

IMG_0880

IMG_0903

IMG_0980

IMG_0991

IMG_1083

IMG_1131

IMG_1134

IMG_1136

IMG_1142

IMG_1150

IMG_1158
«Патруль Суисс» несколькими штрихами.
IMG_9547

IMG_9565

IMG_9642

IMG_9651

IMG_9658

IMG_9660

IMG_9678
Разыграли поляки и показательный воздушный бой – пара F-16 против пары МиГ-29.
IMG_0342
Мне показалось, что «двадцать девятые» немного подыграли «Фалконам», дав зайти себе в хвост.
IMG_0302
Но, вероятно, таков был сценарий. В конечном итоге – «победила дружба», и обе пары прошли над полосой в плотном строю.

Что же касается индивидуального пилотажа боевых машин, то здесь доминировали F-16 из нескольких стран НАТО – Греции, Бельгии и Нидерландов. Наиболее эффектной показалась программа голландского пилота, наименее – греческого. Сын Эллады выступал на F-16 Block50/52 с конформными топливными баками. Может, баки мешали, может – еще что… Но маневрирование, в основном, на горизонталях, с достаточно большими радиусами виража, увы, уже не впечатляет.

F-16 ВВС Греции. Замечу, что новая ливрея (см. пост о Радоме-2015) смотрится куда лучше
F-16 ВВС Греции. Замечу, что новая ливрея (см. пост о Радоме-2015) смотрится куда лучше

IMG_9620

Посланец Бельгии проруливает перед публикой.
Посланец Бельгии приветствует публику. Та отвечает бурными аплодисментами.
F-16 ВВС Бельгии на взлете
IMG_0609
«Летучий голландец» проходит на минимальной скорости
Голландца вблизи отснять не удалось. По-моему, он мимо зрителей не проруливал. Ну, хоть так, хотя далековато, конечно.
Голландца вблизи отснять не удалось. По-моему, он мимо зрителей не проруливал. Ну, хоть так, хотя далековато, конечно.

Кстати, все как один, летчики «Файтинг Фалконов» демонстрировали проход на критических углах атаки с включенным форсажом. Шума, конечно, много. Но, сдается, тот же Су-27 делает это более элегантно, и без форсажа. И даже показательная программа чешского JAS-39 «Гриппен» в плане демонстрации маневренных возможностей показалась более эффектной. Каскад фигур в вертикальной плоскости, небольшие (в сравнении с F-16) радиусы виражей наглядно демонстрировали хорошую маневренность этого самолета.

IMG_9839
Вот какой «тиргистый» JAS-39 чешских ВВС!

Порой возникало ощущение, что это машина с отклоняемым вектором тяги – настолько малы были размеры фигур, описываемые «Гриппеном». Да и польская «спарка» МиГ-29УБ со своим комплексом смотрелась эффектнее заокеанского «евроистребителя». Вот если бы еще не периодически жуткое дымление РД-33… Хотя, с другой стороны, МиГ свободно обошелся без цветных дымов, оставляя в небе жгуты срывных вихрей и несгоревший керосин.
А еще свое летное мастерство продемонстрировали австрийский пилот, выступавший на учебном Пилатус РС-7,
IMG_9419IMG_9444
чешский – на L-159 и итальянцы на легком штурмовике АМХ

Довольно редкая машина итало-бразильской разработки
Довольно редкая машина итало-бразильской разработки

IMG_0033

IMG_0045
и новейшем М346. Учитывая «яковлевские» корни последнего, я ожидал увидеть более яркий пилотаж. Но, возможно, сыграло роль и то, что в летном показе участвовал первый прототип машины, наверняка имеющий рад ограничений.

Вот он, "итальянский" "Тренер".
Вот он, «итальянский» «Тренер».
IMG_0147
Боюсь показаться субъективным, но Як-130 мне кажется симпатичнее. А этот какой-то «колченогий» 🙂

IMG_0153
Вертолетчики также порадовали интересными программами. Особое внимание публики привлекли «танцующая пара» польских Ми-24
IMG_9711
и сольный пилотаж аналогичного чешского вертолета,
IMG_0063

57
а также W-3 в транспортной и спасательной «ипостасях».
IMG_9446

15
Ну и, конечно, вне конкуренции был пилотажный Bo-105 из группы «Летающих буйволов». Своими кульбитами он заставил охать и ахать практически всех за ним наблюдавших.

 

IMG_9396
К слову, “Flying Bulls” из Австрии – завсегдатаи многих авиашоу по всему миру – представили и одиночный пилотаж такого раритета, как Локхид Р-38 «Лайтнинг». Но настоящих ценителей среди зрителей оказалось мало, и должного эффекта этот сверкающий хромовым блеском самолет не произвел. И фоток, достойных демонстрации, у меня почему-то тоже не получилось. Видимо, сказался общий настрой 🙂
На земле тоже было чем заняться. Обширная статическая экспозиция, в которой приняли участие и те страны, которые «летали», и прибывшие исключительно ради наземного показа. Каких-то особых новинок тут не было – все машины из состава ВВС хозяев и гостей, но это и не авиасалон.

"Еврофайтер" Люфтваффе - №1 "в статическом" ряду
«Еврофайтер» Люфтваффе — №1 «в статическом» ряду
Венгерский "Гриппен" в двухместном исполнении.
Венгерский «Гриппен» в двухместном исполнении. Классный все-таки самолет шведы сделали!
Да, окрас австрийского Пилатуса PC-7 впечатляет!
Да, окрас австрийского Пилатуса PC-7 впечатляет!
Янки пригнали аж пару "одинаковых с лица" А-10С
Янки пригнали аж пару «одинаковых с лица» А-10С

Нет, не одинаковых. Второй еще потёртее, чем первый.

Новейший самолет ВВС Польши - F-16 Block52 "Ястреб".
Новейший самолет ВВС Польши — F-16 Block52 «Ястреб».
Еще один заокеанский аппарат - противолодочный Каман SH-2F "Супер Сиспрайт". Б/у-шный, мне кажется.
Еще один заокеанский аппарат — противолодочный Каман SH-2F «Супер Сиспрайт». Б/у-шный, мне кажется.
W-3 "Сокол" - развитие милевского Ми-2, созданный в кооперации с ОКБ Миля.
W-3 «Сокол» — развитие милевского Ми-2, созданный в кооперации с ОКБ Миля.
Ми-17 ВВС Словакии.
Ми-8МТВ ВВС Словакии.
"Крутая" "двадцатьчетверка" чешских ВВС - неизменный участник многих европейских авиамероприятий
«Крутая» «двадцатьчетверка» чешских ВВС — неизменный участник многих европейских авиамероприятий
О какой зверюган на борту!
О какой зверюган на борту!
А говорят, что бегемоты не летают!..
А говорят, что бегемоты не летают!..  🙂   
Вариация на тему Ан-28
Вариация на тему Ан-28
И еще одна вариация на ту же тему, теперь - "пограничная".
И еще одна вариация на ту же тему, теперь — «пограничная».

 

Самолет оснащен "синим ведерком". Вот как! Надо нашим VIPам подсказать. :)
Самолет оснащен «синим ведерком». Вот как! Надо нашим VIPам подсказать. 🙂
Легкий AS-350 "Экрюhей" (не выговоришь без 100 гр)
Легкий Еврокоптер AS-350 «Экюрей» (не выговоришь без 100 гр). Датчанин

Очень приятно было наблюдать в общих рядах отечественную авиатехнику – те же МиГ-29, Су-22, Ми-8/17, Ми-24.
IMG_9117

Ми-14ПС из Дарлово
Ми-14ПС из Дарлово

Что импонировало, здесь никто не стыдился понятия «советский самолет» и не называл МиГ-29 «российским истребителем». В выпуске местной газеты «Эхо дня», посвященной авиашоу, такие словесные обороты, как «самолет был поставлен из СССР», «продукция бывшего Советского Союза» имели уважительный оттенок. А Музей польской авиации в Кракове представил восстановленный до летного состояния Як-18 выпуска 1956 г.

Вот он, собственно...
Вот он, собственно…

И все же чувствовалось, что Польша связывает будущее своей военной авиации, увы, не с нами. Это подчеркивалось и неким подобием авиасалона, расположившимся в центре аэродрома, и выставленными на нем экспонатами. Польский «Сикорский» S-70 – это уже сегодня.
IMG_0260IMG_0620
А демонстрировавшиеся «в натуре» М346
IMG_0227
и новейший англо-итальянский вертолет Агуста-Уэстлэнд AW-149 в транспортно-боевом исполнении (вполне возможно – с прицелом на замену Ми-24), шале Локхид-Мартин с макетом F-35 и Южнокорейской авиастроительной корпорации KAI с макетами своих Т-50/А-50 — это возможное завтра. Даже проект модернизации ветеранов TS-11, представленный здесь же, включает замену двигателя на американский J85 и авионики «оттуда же».
Транспортники распахнули свои чрева для посетителей, и очередь к ним не уменьшалась в течение всего дня.

IMG_9253
В этот пока не пускают

Особенной популярностью пользовался бельгийский «Геркулес»:
IMG_9274
техсостав устроил рядом с ним настоящую дискотеку. Лейтенант — ди-джей сначала «разогревал зрителей», а потом и сам пустился в пляс, увлекая за собой весь наземный экипаж.
IMG_9279
Тут же можно было прикупить бутылочку фирменного «геркулесовского» вина, а также другие сувениры. Невдалеке голландские военнослужащие предлагали майки и кепки с символикой своей пилотажной техники. В общем, каждый зарабатывает как может 🙂
IMG_0553
В целом же, авиашоу в Радоме оставило самые приятные впечатления. В том числе – и благодаря замечательной организации. Я все ждал, когда же придется уткнуться в хвост какой-нибудь очереди и коротать время в мыслях типа «ну вот, везде – одно и то же». Но не пришлось. От вокзала до авиабазы один за другим шли автобусы, у касс — никаких очередей, а на входе – два доброжелательных охранника, отрывающих корешки билетов и лишь выборочно заглядывающих в чьи-то сумки. Простите за подробности, но и по окончании авиашоу в рукомойниках, выставленных около туалетов, была вода.
Я специально подождал, пока схлынет основная масса посетителей, чтобы оценить состояние летного поля. Трудно представить себе, но оно было чистым, а все идущие к автобусам и машинам люди складывали мусор в специально приготовленные для этого пакеты у выхода. С аэродрома после закрытия авиашоу никто никого не гнал. Наоборот, были люди, входившие туда, чтобы посмотреть еще и концерт (ну, и самолеты, конечно).

А еще в этой поездке я познакомился с некоторыми представителями техсостава пилотажной группы «Фречче триколори», в том числе — с заместителем руководителя инженерно-авиационной службы аэ майором по имени Андреа (фамилию, увы, уже не помню, и визитка куда-то запропастилась). Мы жили в одной гостинице в Варшаве, и когда я увидел в холле загорелых ребят в голубых комбезах с эмблемами «Фречче Триколори» на рукавах, поинтересовался, не пилоты ли они этой замечательной группы. «Нет, — ответил один из них. — Мы — механики, наземный персонал». Признаться, такой расклад меня очень обрадовал. Практически , «свои» ребята, коллеги! «Ух ты, — говорю, — а я инженер по самолету и двигателю, коллега ваш! Служил в российских ВВС.» Взгляды итальянцев приобрели какой-то уважительный оттенок (я потом понял — почему), и один из них молвил: «я сейчас Вам нашего инженера позову познакомиться». И вот позвал он Андреа. Мы немного пообщались, т.к. он куда-то спешил в сопровождении польского переводчика, приглашал в гости в Италию, а также на стоянку завтра. Но я как прилип в Радоме к забору с началом летной программы, так и «отлип» от него только по окончании. Они уже готовили свои машины к перелету (подвеска баков, прочая суета), и я просто постеснялся отвлекать ребят своим присутствием. В общем, не сложилось… Не удалось пообщаться и на праздновании 100-летия наших ВВС в 2012 г., где «Фречче Триколори» выступали вместе с другими пилотажными группами. В общем, наше знакомство, к сожалению, продолжения не имело.
А уважительное отношение к инженерным специалистам объясняется очень просто. Это у нас в Союзе инженеров было как собак нерезаных, в т.ч. — и в военной авиации. 4 училища и Академия готовили высококлассных спецов, а потом очень многие из них попадали на должности техников самолетов, повседневная деятельность которых не требовала того объема знаний, который в них вкладывали. Кто-то «умный» наверху решил, что раз техника усложняется, то и обслуживать ее должны спецы сплошь с «верхним» образованием. Появился даже термин «инженер боевого авиационного комплекса», хотя этот, «даже сначала по диплому инженер», от ежедневного труда по установке стремянки в кабину и упорных колодок под колеса, посадке-высадке летчика, заправке-зарядке-расчехлению-зачехлению через год забывал обо всех «изгибно-крутильных колебаниях 1-го и 2-го родов», принципах работы САУ температуры газа и других систем, программах регулирования двигателя Nв=const, а равно — и всех остальных. А через два года у него пропадал всякий стимул к карьерному росту. И даже если удавалось вырваться «на оперативный простор» через несколько лет «беспробудного технарства», не каждый уже мог восстановиться в качестве спеца…

А у «вероятных друзей» все было (и есть) по уму. Потому что деньги считали. И не готовили по 5 лет специалистов, которые потом годами (а то и всю службу) «заносят самолетам хвосты». Для подавляющего большинства работ по всем видам подготовки аэроплана, даже самого современного,  к полетам достаточно полугода времени и школы механиков. И чем сложнее техника, тем проще ее обслуживать, т.к. многие операции автоматизируются, появляются системы встроенного самоконтроля. А сейчас — так вообще: подключил ноутбук к разъему и — вперед, все продиагностирует, выдаст ошибки и расскажет как устранять неисправность. И вот на эскадрилью у них — два инженера, главный и его зам.

Настоящий инженер — «товар штучный». Посему и уважительное отношение к нему, и авторитет его естественны. Увы, у нас всегда был свой путь…
P.S. Вот тебе и НАТО… Первой на аэродроме а Радоме меня встретила советская спецмашина — кислородозаправщик АКЗС-75 на шасси ЗиЛ-131
IMG_9024
Как-то на полетах у нас такая загорелась при зарядке самолета. Водитель испугался, казалось, неминуемого взрыва и сбежал. Находящийся рядом техник самолета вскочил в кабину и отогнал машину от стоянки. Тут же за ними помчалась пожарная машина. Обошлось, в общем… Но это так, к слову (о «кислородке», как ее называл техсостав).

2 комментария

  1. Gottfried Auer

    Большой коллекции и отличный дисплей, к сожалению моя российская не является достаточным

    • Игорь Евгеньевич

      Great thanks, Gottfried!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
12 × 15 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...