Skip to content

Берлинский музей люфтваффе «Гато» (Berlin Gatov)

Первый зарубежный авиамузей, который я посетил. И случилось это в уже далеком 2009 г. Своей «серьезной» фототехники у меня тогда еще не было, поэтому пришлось одолжить у знакомых передовую по тем временам Sony DSC-F828. Надо сказать, аппарат весьма достойный. Что получилось – смотрите (и читайте)…

Дружба - Фройншафт (Freundschaft). По всей вероятности, памятник из какого-то восточно-германского гарнизона.
Дружба — Фройншафт (Freundschaft). По всей вероятности, памятник из какого-то восточно-германского гарнизона.

В своем сегодняшнем обличии этот музей достаточно молод. На территории бывшего действующего аэродрома Гато он базируется с середины 90-х гг. Но история его уходит корнями в 1957 г., когда немецкий чиновник Хельмут Джеккель (Helmut Jaeckel) в инициативном порядке стал собирать первые экспонаты, относящиеся к истории немецкой авиации, на небольшом аэродроме городка Итерзен. В 1967 г. музей возглавил доктор Бокер (Boecker), при котором музей получил новый импульс развития. За 10 последующих лет экспозиция музея «разрослась» до 15 тысяч экспонатов, став одной из наиболее значительных в Европе. Вместе с тем, увеличение текущих расходов на содержание музея вынудило Бокера в 1987 г. передать всю коллекцию в дар ВВС ФРГ.

Противолодочный Бреге 1150 "Атлантик" (Breguet Br.1150 Atlantique I) встречает посетителей у входа.
Противолодочный Бреге 1150 «Атлантик» (Breguet Br.1150 Atlantique I) встречает посетителей у входа.

DSC08279
С объединением Германии количество экспонатов музея выросло примерно на 70%. Для достойной экспозиции требовались новые площади, и музей было решено перенести на территорию бывшей английской авиабазы Гато (Gatov), располагавшейся в пригороде Берлина. Англичане покинули этот аэродром в 1994 г., и уже в следующем году началось перебазирование экспонатов, которое завершилось к 1 марта 1996 г.

F-104G "Старфайтер" с разгонным ускорителем.
F-104G «Старфайтер» с разгонным ускорителем.

На момент посещения экспозиция музея насчитывала более 450 тысяч экспонатов, в том числе – более 150 летательных аппаратов (по другим данным – 212), авиационные двигатели, средства ПВО, средства наземного обслуживания, форменная одежда военнослужащих люфтваффе и ВВС ННА ГДР, множество интереснейших документов.
В Гато собрана практически вся послевоенная авиационная техника, состоявшая на вооружении авиации обеих Германий. Интересно отметить, что модификации МиГ-21 какое-то время занимали едва ли не центральное место экспозиции современных боевых самолетов.

Вот она, линейка наших МИГов у входа в центральный ангар.
Вот она, линейка наших МиГов у входа в центральный ангар.

Один из ангаров отведен под исторический экскурс, посвященный немецкой военной авиации в период с 1886 по 1990 гг. Здесь можно увидеть реплики таких известнейших аэропланов, как Fokker E.III, Junkers D.I, Fokker Dr.I, Avro 504, Fokker D.VII. Интересно смотрится и Rumpler Taube, сконструированный австрийцем Иго Этрихом (Igo Etrich) еще в начале прошлого века. Послевоенная история люфтваффе представлена «Сейбром», «Старфайтером», МиГ-21, «Торнадо», другими экспонатами.

В центральном ангаре.
В центральном ангаре.

Каждому из истребителей, когда-то составлявшим основу ВВС, посвящен еще и отдельный зал, где можно поближе ознакомиться с двигателем, кабиной, РЛС самолета. А можно присесть за монитором, на котором демонстрируется кинохроника об эксплуатации машины. Надо сказать, очень захватывающее зрелище. Мне, как инженеру — «эксплуатационщику» в прошлом, было не оторваться от кадров предполетной подготовки F-104 или выполнения замены двигателя на «Торнадо». Всегда же было интересно, «как там у них»?

Там же. Отполированный "Старфайтер" без окраски - это круто!
Там же. Отполированный «Старфайтер» без окраски — это круто!

DSC08728

У F-86 "Сейбр" можно посмотреть, как устроено его вооружение.
У F-86 «Сейбр» можно посмотреть, как устроено его вооружение.
"Торнадо" в юбилейной ливрее.
«Торнадо» в юбилейной ливрее.
МиГ-21 с частично демонтированной обшивкой. Заглянуть во внутрь - легко!
МиГ-21ПФ с частично демонтированной обшивкой. Заглянуть во внутрь — легко!

А вот история люфтваффе в период Третьего рейха представлена довольно скупо. «Ненастоящий» Мессершмитт Bf-109G (реально же это Испано HA 1112), Физелер Fi 156 «Шторьх», несколько десантных планеров, а также ракетные Мессершмитт Ме-163 и Бахем Ва 349 «Наттер» – вот, пожалуй, и все. Есть еще Не-111 (тоже испанский вариант — CASA 2.111), но его увидеть не удалось. Жаль. Ведь, с технической точки зрения, боевая авиация Германии достигла своего наивысшего расцвета именно в этот период.

Вертикально стартующий Бахем Ва 349 «Наттер».
Вертикально стартующий Бахем Ва 349 «Наттер».
Ракетный Ме-163.
Ракетный Мессершмитт Ме-163.

Экспозиции, посвященной сегодняшнему дню люфтваффе, тоже отведен отдельный ангар. Правда, настоящее — а именно Еврофайтер «Тайфун» — представлен только на фото, а в «натуре» демонстрируются «Торнадо», «Фантом», «Альфа Джет» и МиГ-29, а также ряд других аппаратов, относящихся к «сегодняшнему дню» условно (ну, к примеру, вертолет Сикорский Н-34G). Будем надеяться, что экспозиция «сегодняшнего дня» вскоре пополнится новыми экспонатами.

Панавиа "Торнадо" IDS (Tornado IDS) в экспозиции "сегодняшнего дня".
Панавиа «Торнадо» IDS (Tornado IDS) в экспозиции «сегодняшнего дня».

DSC08881

Там же - МиГ-29, наследство ВВС ННА ГДР.
Там же — МиГ-29, наследство ВВС ННА ГДР.

DSC08866

Французский УТС Фуга "Мажистер" (Fouga СМ.170 Magister) долгое время находился на вооружении люфтваффе.
Французский УТС Фуга «Мажистер» (Fouga СМ.170 Magister) долгое время находился на вооружении люфтваффе.
Особенность этого самолета - нетрадиционное хвостовое оперение.
Особенность этого самолета — нетрадиционное хвостовое оперение.
Настоящее поколение немецких УТС - франко-германский "Альфа Джет".
Сегодняшнее поколение немецких УТС — франко-германский «Альфа Джет».
Может использоваться как легкий штурмовик, что и демонстрируется наглядно.
Может использоваться как легкий штурмовик, что и демонстрируется наглядно.
Транспортный вертолет Сикорский H-34G-II (S-58) "Чокто" эксплуатировался в люфтваффе долгое время.
Транспортный вертолет Сикорский H-34G-II (S-58) «Чокто» эксплуатировался в люфтваффе долгое время.
Белл UH-1 "Ирокез" - тоже. Любили американцы давать вертолетам имена индейских племен (хотя самих загоняли в резервации)...
Белл UH-1 «Ирокез» — тоже. Любили американцы давать вертолетам имена индейских племен (хотя самих загоняли в резервации)…
Бристоль 171 "Сикамор" (Bristol Type 171 Sycamore ). Полсотни таких вертолетов состояли на вооружении в ВВС и ВМС Западной Германии.
Бристоль 171 «Сикамор» (Bristol Type 171 Sycamore). Полсотни таких вертолетов состояли на вооружении ВВС и ВМС Западной Германии.
Учебно-тренировочный Т-6 "Тексан" (North American T-6 Texan) ввиду мегапопулярности в свое время ныне весьма распространен как музейный экспонат.
Учебно-тренировочный Т-6 «Тексан» (North American T-6 Texan), ввиду мегапопулярности в свое время, ныне весьма распространен как музейный экспонат.

Но, конечно же, основная часть экспозиции находится под открытым небом. Так что на очереди — прогулка на свежем воздухе.
Сразу за «Атлантиком», встречающим нас у входа, начинается линейка боевых машин, основу которой составляют истребители некогда противоборствующих в «холодной» войне сторон.

"Сейбр", точнее - его канадский клон Canadair CL-13B.
«Сейбр», точнее — его канадский лицензионный клон Canadair CL-13B.

DSC08298

МиГ-15 ВВС Чехословакии. Была когда-то такая хорошая страна...
МиГ-15 ВВС Чехословакии. Была когда-то такая хорошая страна…
А это оригинальный "Сейбр" американского производства. Перехватчик F-86K с РЛС.
А это оригинальный «Сейбр» американского производства. Перехватчик F-86K с РЛС.

DSC08319

Ну, "у нас такие тоже есть": МиГ-17ПФ с РЛС РП-1 "Изумруд".
Ну, «у нас такие тоже есть»: МиГ-17ПФ с РЛС РП-1 «Изумруд».
Один из бестселлеров фирмы "Локхид" - УТС Т-33 "Шутинг Стар" (T-33 Shooting Star). Было построено около 7000 машин этого типа.
Один из бестселлеров фирмы «Локхид» — УТС Т-33 «Шутинг Стар» (T-33 Shooting Star). Было построено около 7000 машин этого типа.
Дальше - два "Тандерстрика": собственно Рипаблик F-84F
Дальше — два «Тандерстрика»: собственно Рипаблик F-84F
и его разведывательная модификация RF-84F "Тандерфлэш". На фото - только носовая часть, ибо это и есть главное отличие от обычного "Тандерстрика". Эстетика этого детища фирмы "Рипаблик" весьма спорная...
и его разведывательная модификация RF-84F «Тандерфлэш». На фото — только носовая часть, ибо она и есть главное отличие от обычного «Тандерстрика». Эстетика этого детища фирмы «Рипаблик» весьма спорная…
Польская вариация на тему МиГ-17 - ударный PZL Lim 5P.
Польская вариация на тему МиГ-17 — ударный PZL Lim 5P.

09I17137-9

Французский Super Mystere 2B. Просматривается насквозь - двигателя нет
Французский Super Mystere 2B. Просматривается насквозь — двигателя нет

DSC08335

Английский Хаукер "Хантер" F6
Английский Хаукер «Хантер» F6

DSC08352

Из тех же краев - палубный "Си Хок".
Из тех же краев палубный «Си Хок».

Раз уж заговорили о палубной тематике, пожалуйста — противолодочный Фейри «Ганнет» (Fairey Gannet AS.4)

Правое полукрыло в сложенном положении
Правое полукрыло в сложенном положении
"Спарка" G.91R3T
«Спарка» G.91R3T
Внимательно рассматривая хвостовую часть можно обнаружить, что она как две капли воды похожа на аналогичную часть американского истребителя "Сейбр". Вплоть до расположения турбулизаторов...
Внимательно рассматривая хвостовую часть можно обнаружить, что она как две капли воды похожа на аналогичную часть американского истребителя «Сейбр». Вплоть до расположения турбулизаторов…
Двухместный Локхид TF-104G "Старфайтер". Тридцатилетняя история эксплуатации этого типа в люфтваффе изобилует авариями и катастрофами, в которых погибли 116 пилотов.
Двухместный Локхид TF-104G «Старфайтер». Тридцатилетняя история эксплуатации этого типа в люфтваффе изобилует авариями и катастрофами, в которых погибли 116 пилотов.
Линейку этой группы самолетов завершал легкий транспортный Дорнье До-28 "Скайсевант" (Do-28 Skyservant).
Линейку этой группы самолетов завершал легкий транспортный Дорнье До-28 «Скайсевант» (Do-28 Skyservant).
Между прочим, свою "армейскую лямку" тянет до сих пор, хотя возраст - "далеко за 50".
Между прочим, свою «армейскую лямку» тянет до сих пор, хотя возраст — «далеко за 50».

Далее по рулежной дорожке мы двигается к продолжению экспозиции. Многие машины здесь расположены друг за другом, так, что их можно обойти с обоих бортов.
Открывает эту экспозицию английский самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Хаукер Сиддли «Харриер» (Hawker Siddeley Harrier GR.Mk.1). Первый в мире серийный СВВП и, пожалуй, самый успешный проект «вертикалки». Его «продолжение» — «Харриер» II — продолжает служить до сих пор. Даже «всемогущие» Штаты не смогли создать серийный СВВП и вынуждены были закупить 102 таких самолета для Корпуса морской пехоты ВМС США.

Знал, что самолет небольшой, но что от такой маленький, даже не подозревал.
Знал, что самолет небольшой, но что от такой маленький, даже не подозревал.
И, тем не менее, боевая нагрузка - более 2 тонн.
И, тем не менее, боевая нагрузка — более 2 тонн.
А вот и "родной" МиГ-23МЛ в конфигурации для перелета: 3 ПТБ емкостью по 800 л. Ох, и намучились мы в свое время с подкрыльевыми баками...
А вот и «родной» МиГ-23МЛ в конфигурации для перелета: 3 ПТБ емкостью по 800 л. Ох, и намучились мы в свое время с подкрыльевыми баками…
Более ранняя версия МиГ-23 - МФ.
Более ранняя версия МиГ-23 — МФ.
Еще один вариант "двадцать третьего" - ударный МиГ-23БН.
Еще один вариант «двадцать третьего» — ударный МиГ-23БН.
Ну и куда же без "спарки" МиГ-23УБ?
Ну и куда же без «спарки» МиГ-23УБ?

Семейство истребителей-бомбардировщиков ОКБ П.О.Сухого тоже представлено несколькими машинами.

Су-22М4. На подкрыльевом узле подвески - контейнер СППУ-22 с пушкой ГШ-23. Интересен тем, что стволы пушки отклоняются от горизонтальной оси на углы до 30°.
Су-22М4. На подкрыльевом узле подвески — контейнер СППУ-22 с пушкой ГШ-23. Интересен тем, что стволы пушки отклоняются от горизонтальной оси на углы до 30°.
Зачем так уродовать самолеты? Не понимаю...
Зачем так уродовать боевые самолеты? Не понимаю… Цирк, ей-богу
Су-20, на родине - Су-17М.
Су-20, на родине — Су-17М.
"Спарка" Су-22М3У
«Спарка» Су-22М3У

А это — разведчик-корректировщик и противопартизанский OV-10B «Бронко» (North American OV-10B Bronco). В люфтваффе использовался как буксировщик мишеней. Сейчас несколько машин имеются в частных коллекциях.

DSC08434
DSC08442

DSC08500
Есть в коллекции музея и чехословацкие УТС.

L-29 "Дельфин"
L-29 «Дельфин»
L-39 "Альбатрос"
L-39 «Альбатрос»
Тактический разведчик RF-4F "Фантом".
Тактический разведчик RF-4F «Фантом».

Легендарная «Канберра» — первый английский серийный реактивный бомбардировщик с богатой историей. Со временем обязательно выложу свою монографию по этой машине, опубликованную несколько лет назад в журнале «Авиация и время».

DSC08531

Три таких самолета служили в люфтваффе, последняя - до начала 90-х гг.
Три таких самолета служили в люфтваффе, последний — до начала 90-х гг.

Не менее легендарный Ил-28 — первый советский массовый реактивный бомбардировщик.

К слову, по совокупности параметров Ил-28 опережал своего английского "оппонента" - "Канберру".
К слову, по совокупности параметров Ил-28 опережал «Канберру».

А это, по-своему, уникальный самолет, хотя и малоизвестный. Западногерманский Ханза HFB320 Hansa Jet является единственным послевоенным серийным самолетом с крылом обратной стреловидности. На фото — его версия РЭБ.

DSC08461

Военно-транспортная авиатехника представлена Ан-26 и «Норатласом».

09I17242-14

Странно, что в коллекции отсутствовал С-160 «Трансалл» — основной ВТС ФРГ.

Оригинальный Норд 5601 "Норатлас" (Nord N-5601 Noratlas) французского производства. Оригинальный - в плане аэродинамической схемы. Хотя в 50-е гг. она была довольно широко распространена. Да и впоследствии конструкторы прибегали к ней.
Оригинальный Норд 5601 «Норатлас» (Nord N-5601 Noratlas) французского производства. Оригинальный — в плане аэродинамической схемы. Хотя в 50-е гг. она была довольно широко распространена. Да и впоследствии конструкторы прибегали к ней.

DSC08588

Отдельная площадка отведена под вертолетную технику, где экспонируются Ми-2, Ми-8/Ми-9, Ми-24, Белл UH-1 «Хью» и раритетный Пясецкий Н-21. В ангарах можно найти также и другие довольно редкие образцы вертолетной техники, в частности, легкий Сандерс Ро «Скитер».

Бестселлер фирмы "Белл" - многоцелевой вертолет UH-1D "Ирокез" (Bell UH-1 Iroquois). в ФРГ по лицензии были выпущены 352 машины (производитель - Дорнье).
Бестселлер фирмы «Белл» — многоцелевой вертолет UH-1D «Ирокез» (Bell UH-1 Iroquois). в ФРГ по лицензии были выпущены 352 машины (производитель — Дорнье).
Воздушный командный пункт (ВКП) Ми-9 (Mil Mi-9).
Воздушный командный пункт (ВКП) Ми-9 (Mil Mi-9).
09I17195-11
Знаменитый Ми-24 (Mil Mi-24).
"Восьмерка" в пассажирском исполнении. Подозреваю, машина Министра обороны ГДР.
«Восьмерка» в пассажирском исполнении. Подозреваю, изначально — машина Министра обороны ГДР.
Раритетный Ми-4 (Mil Mi-4). Очень хорошо сохранился.
Раритетный Ми-4А (Mil Mi-4А). Очень хорошо сохранился.
Не менее раритетный Пясецкий Н-21 "Шауни" (Piasecki H-21 Work Horse/Shawnee).
Не менее раритетный Пясецкий Н-21 «Шауни» (Piasecki H-21 Work Horse/Shawnee).
МВВ Во-105.
МВВ Во-105.

Интересные экспонаты размещены также непосредственно перед входами в ангары.

Элегантный "Мираж" IIIE. По нему тоже етсь монография - со временем выложу.
Элегантный «Мираж» IIIE. По нему тоже есть монография, со временем выложу.

А это меня "за работой" сфотографировал гражданин ФРГ Готтфрид Ауэр. Так и познакомились :) К слову, частично в этом посте представлены и его фотографии, права на которые он передал мне. Спасибо, Готтфрид!

"От создателей "Канберры"... Первый английский сверхзвуковой истребитель-перехватчик Инглиш Электрик "Лайтнинг" (English Electric Lightning F.2). Оригинальности у английских машин послевоенной поры не отнять...
«От создателей «Канберры»… Первый английский сверхзвуковой истребитель-перехватчик Инглиш Электрик «Лайтнинг» (English Electric Lightning F.2). Оригинальности у английских машин послевоенной поры не отнять…
Еще один "Старфайтер".
Еще один «Старфайтер».
"Ханза Джет" в пассажирском варианте.
«Ханза Джет» в пассажирском варианте.

Немало места уделено ракетному оружию, а также различным системам управления и т.д. В музее представлены системы ПВО, а также оперативно-тактические ракетные комплексы. Несколько примеров вышесказанного:

ЗРК средней дальности MIM-23 "Хок" (Hawk). как будто развернут на позиции...
ЗРК средней дальности MIM-23 «Хок» (Hawk). Как будто развернут на позиции…
ЗРК большой дальности MIM-14 "Найк Геркулес" ("Nike-Hercules"). Экспонируется там и наш С-200, но его фото я у себя не обнаружил.
ЗРК большой дальности MIM-14 «Найк Геркулес» («Nike-Hercules»). Экспонируется там и наш С-200, но его фото я у себя не обнаружил.
Оперативно-тактический ракетный комплекс "Першинг" 1А (MGM-31A Pershing IA).
Оперативно-тактический ракетный комплекс «Першинг» 1А (MGM-31A Pershing IA).
В основе - двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета с дальностью пуска 740 км. Серьезное оружие, если учесть, что "голова" - только ядерная, мощностью от 60 до 400 кт (4 - 26 Хиросим).
В основе — двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета с дальностью пуска 740 км. Серьезное оружие, если учесть, что «голова» — только ядерная, мощностью от 60 до 400 кт (4 — 26 Хиросим).
Оперативно-тактический самолет-снаряд (так раньше именовались крылатые ракеты) MGM-1 "Матадор" (Matador). Дальность пуска - до 1000 км, боевая часть - на выбор: ядерная, химическая, бактериологическая или обычная (фугасная).
Оперативно-тактический самолет-снаряд (так раньше именовались крылатые ракеты) MGM-1 «Матадор» (Matador). Дальность пуска — до 1000 км, боевая часть — на выбор: ядерная, химическая, бактериологическая или обычная (фугасная).
Вот такой музей.
Вот такой музей.

Общее впечатление от посещения музея – исключительно положительное. Чисто, ухожено, доброжелательные сотрудники, замечательные условия для фотосъемки. Музей работает ежедневно с 10 до 18 часов, вход свободный. Знакомясь с отзывами о музее в Интернете, натолкнулся на формулировку «многие самолеты в плохом состоянии». Я бы этого не сказал. Выцветшая краска еще не означает плохого технического состояния. Пневматики шасси накачаны, амортизаторы заряжены, каких-то особых дефектов конструкций не замечено. Видно, что за авиатехникой ухаживают и содержат ее в надлежащем виде. Как это и подобает странам, чтящим свою историю и авиацию, как часть этой истории.

6 комментариев

  1. Геннадий Лапшаков

    Замечательный репортаж. Спасибо, Игорь.
    Прикоснуться к экспонатам можно? Уж больно хотелось бы потрогать некоторые из них. Заглянуть в нишу шасси? Или везде установлена дистанция для просмотра??

    • Игорь Евгеньевич

      Спасибо за оценку, Геннадий!
      Официально, конечно, нет. Что на улице, что в ангарах — ограничительные линии. Исключение — в помещениях, посвященных отдельным типам. Там можно и в кабину заглянуть (через фонарь, разумеется).
      Но… я был в рабочий день, посетители практически отсутствовали, и контроль за «редкими экземплярами» типа меня не осуществлялся. Поэтому ближе к обеду я осмелел и стал «заплывать за буйки». «В те далекие времена» я увлекался т.н. walkaround (детальной съемкой частей, узлов и агрегатов, ниш шасси и пр.), поэтому значительную часть экспонатов удалось отснять именно так. Рекомендация: посещайте музей в рабочий день и будет Вам счастье! 🙂

  2. online-map

    Здравствуйте. Спасибо за фотографии. Как добраться в музей авиации в Гатове общественным транспортом?

    • Игорь Евгеньевич

      И Вам спасибо! Добраться туда достаточно просто. Со станции подземного и надземного метро (U+S Banh) «Ратуша Шпандау» (Rathaus Spandau/S+U) ходит автобус №135 в направлении Альт-Кладо (Alt-Kladow). Садитесь на него и едете до остановки Зеекорсо (Seekorso). Вышли из автобуса, перешли на противоположную сторону улицы. Если повезет, увидите небольшой указатель «К музею». Ну а нет — идите по одноименной с остановкой улице Зеекорсо, вдоль коттеджей (там небольшой коттеджный поселок, довольно симпатичный). Вы как раз напротив этой улицы и выходите из автобуса. Улица сворачивает налево — и Вы туда же. Упретесь взглядом в школу. Обратите внимание на школьный стадион: полагаю, у нас далеко не в каждом городе есть что-то похожее в качестве главного городского стадиона… Перед школой поворачиваете направо и идете по улице уже непосредственно ко входу музея.
      Автобусы ходят строго по расписанию, интервал — где-то 10-15 минут утром-вечером, днем — минут 20. На остановке «Шпандау» электронное табло, показывающее время до автобуса, на обратном пути — на остановке Зеекорсо была обычная табличка. Но по автобусам можно сверять часы. Удачи!

  3. Сергей Иванович

    Спасибо! Очень содержательный рассказ, как будто сам побывал там. Это всегда там так пусто или в какой-то определенный день?

    • IgorMig

      Ну, я там был лишь однажды, поэтому за «всегда» не отвечу. Но, судя по фото из музея моего немецкого товарища, которые он мне присылал, в рабочие дни там реально немноголюдно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
13 + 10 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 Пока оценок нет. Станьте первым
Загрузка...