Перейти к содержанию

«СТАРОЕ» МОНИНО:
избранное

Авиационный инженер, историк авиации Николай Васильевич Якубович открывает нашим читателям свои архивы, посвященные Музею ВВС в подмосковном Монино. В связи с инициативой Министерства обороны РФ о переносе экспозиции музея в парк “Патриот” ценность архива Николая Васильевича многократно возрастает. Ибо, вполне возможно, многие экспонаты после переноса на Кубинку и “доведения до летного состояния”, как декларирует задачу руководство МО, останутся только вот на таких фото. Очень хотелось бы ошибиться…


Мне повезло, я жил по соседству с одним из основателей Музея ВВС в подмосковном Монино, генерал-майором Михаилом Васильевичем Шишкиным. Благодаря его внимаю я оказался в начале 1960-х в хранилище старой авиационной техники и с этого момента начал собирать фото его экспонатов. А все цветные фото в начале 1970-х сделаны на пленке фирмы «Орво» (ГДР).

В 60-е годы перед главным входом на территорию жилого городка монинской академии установили на пьедестал МиГ-15бис, правда, простоял он там недолго и из-за расширения въезда на его территорию снесли, передав самолет в музей.

Самолет Ан-8, заводской № 9340504, поступил в музей в 1976 г.

Самолет Ан-10А, заводской № 0402406, поступил в музей в 1976 г.

Самолет Ан-12, заводской № 8900203, поступил в музей в 1973 г.

Артиллерийское орудие, ранее десантировавшееся с самолета Ан-12.

Самолет Ан-14А, заводской № 500303, поступил в музей в 1977 г.

Самолет-штурмовик Ил-10М поступил в музей в 1959 г.

Самолет Ил-12Т, заводской № 30218, поступил в музей в 1959 г.

Ил-12Т после первой «реставрации».

Самолет Ил-14 поступил в музей из Гражданской авиации, но в лихие 90-е бомжи его сожгли.

Бомбардировщик Ил-28, заводской № 5305771, поступил в музей в 1967 г.

Вертолет Ка-18.

Истребитель Ла-7.

Истребитель Ла-11. На заднем плане механики проводят регламентные работы на бомбардировщике Ту-2.

Истребитель Ла-11, проданный за рубеж, похоже, уже никогда не вернется на Родину.

Ла-15 – последний серийный истребитель С.А. Лавочкина.

Перехватчик Ла-250 в первозданном виде.

Ночной бомбардировщик Ли-2ВП. Этот самолет в годы войны доставлял грузы партизанам, выбрасывал диверсантов и бомбил неприятеля, но «благодарные» потомки посчитали, что его место на свалке. Я не стал кадрировать этот снимок, чтобы показать состояние этой реликвии, а также – ангара, переданного музею в середине 1960-х.

Транспортный Ли-2 послевоенного выпуска и его останки на задворках музея.

Этот Ли-2 из Аэрофлота еще жив.

Когда ВВС и Аэрофлот прекратили эксплуатацию Ли-2, то в музей поступили аж три машины.

Этот самолет в музее позиционируют как бомбардировщик, в действительности это учебно-штурманская машина Ли-2УШ, о чем свидетельствую ухваты для практических бомб под его центропланом.

Вертолет Ми-4, заводской № 1104, поступил в музей в 1965 г.

Вертолет Ми-10, заводской № 8680604, поступил в музей в 1974 г.

Вертолет В-12 поступил в музей в 1975 г.

Стратегический бомбардировщик М-50 поступил в музей в разобранном виде с аэродрома ЛИИ в 1968 г.

Чтобы сделать этот снимок  М-50, пришлось забраться по боковому подкосу ангара почти под его крышу.

Легкий ночной бомбардировщик По-2ЛНБ, заводской № 642749, поступил в музей в 1958 г.

Истребитель МиГ-9, заводской № 114010, поступил в музей в 1960 г. В такой окраске он снимался в фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо».

Истребитель-штурмовик МиГ-15бис ИШ, заводской № 2115368, поступил в музей в 1961 г.

Учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-15, заводской № 22013, поступил в музей в 1973 г.

Первый прототип истребителя МиГ-23 с крылом изменяемой стреловидности поступил в музей в 1973 г.

Крылатая ракета КС-1.

Фронтовая крылатая ракета ФКР-1.

Аналог воздушно-космического самолета многоразовой системы «Спираль» на транспортной платформе.

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б, заводской № 1707, поступил в музей в 1968 г.

Самолет АНТ-2.

Фрагмент авиэтки Невдачина «Буревестник» на фоне АНТ-2 в старом (сгоревшем) ангаре.

Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2С поступил в музей в 1958 г. Стратегический бомбардировщик Ту-4 поступил в музей в 1958 г.

Первый серийный стратегический бомбардировщик Ту-95, заводской № 5800101, переоборудованный в носитель самолета РС. Поступил в музей в 1972 г.

Пассажирский самолет Ту-114 поступил в музей в 1972 г.

Фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2 поступил в музей в 1959 г.

Учебно-тренировочный истребитель Як-11, заводской № 60217, поступил в музей в 1965 г.

Самолет Як-12Р, заводской № 14410, поступил в музей в 1962 г.

Реактивный истребитель Як-17, заводской № 1402001 поступил в музей в 1961 г. Самолет готовили для съемок фильма «Им покоряется небо».

Учебно-тренировочный самолет Як-18 с мотором М-11, заводской № 1163320, поступил в музей в 1958 г.

Учебно-тренировочный самолет Як-18У с мотором М-11, заводской № 1161029, поступил в музей в 1962 г.

Вертолет Як-24. В начале 1970-х машину реставрировали, заменив полотняную обшивку. Лопасти несущих винтов трапециевидной формы заменили прямоугольными от Ми-4.

Истребитель-перехватчик Як-25М, заводской № 0718, поступил в музей в 1972 г.

Почти одновременно с Як-25М в 1972 г. в музей поступил разведчик Як-27Р, заводской № 0703.

В 1975 г. в музей поступил фронтовой бомбардировщик Як-28Л, заводской № 2920902.

Як-28Л, заводской № 2920902, на фоне истребителя-бомбардировщика Су-7БКЛ (заводской № 5812), поступившего в музей в 1975 г.

Турбовинтовой двигатель КБ Кузнецова НК-12 (до сих пор эксплуатируется на Ан-22 и Ту-95), поступил в музей в 1961 г.

Турбореактивный двигатель КБ Микулина АМ-3 поступил в музей в 1961 г.

Ракета Х-23 класса “воздуx-поверхность”.

Триплан «Сопвич» поступил в музей в 1959 г.

Биплан «Вуазен» LAS поступил в музей в 1959 г.

Линейка раритетов монинского музея ВВС во время съемки художественного фильма по мотивам книги «Шаги по облакам».

Вертолет продольной схемы «Вертол-44» компании «Пясецкий» поступил в музей в 1975 г.

Гондола стратостата «СССР-3» (иногда ошибочно ее относят к «СССР-1») поступила в музей в 1960 г.

Гондола стратостата «Волга» поступила в музей в 1964 г.


Продолжение следует…


2 комментария

  1. Алексей

    Спасибо! Очень интересно!

    • Игорь Евгеньевич

      И Вам спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
18 + 24 =