Skip to content

Чкаловская:
под флагом СССР

Один из ведущих российских историков авиации Николай Васильевич Якубович продолжает рассказывать об авиационных событиях прошлых лет.


В 1991 году перестройка и гласность сделали свое дело, и в День Воздушного флота в подмосковной Чкаловской впервые открыли для всех желающих ворота некогда режимного аэродрома. А посмотреть было на что, от ветерана Ту-104 до сверхтяжелого «Руслана». Мы еще жили в великой стране и не подозревали, что до распада державы оставались считанные месяцы.

Первый подобный праздник сотрудники НИИ ВВС устроили жителям поселка во второй половине 1950-х. Тогда на гарнизонном стадионе мы смогли прикоснуться к самолетам Як-18 и МиГ-15, вертолету Ми-1. Рядом были выставлены реактивный двигатель и катапультное кресло. Все это завораживало, и в дальнейшем для многих из нас стало путевкой в большую авиацию. Жаль только, что до сих пор не удалось обнаружить ни одного фотосвидетельства этого события.

Когда раскрылись главные ворота гарнизона, многочисленная толпа помчалась на стоянку, где грузовые самолеты гостеприимно распахнули свои двери для всех желающих. Дети и их мамы с восторгом рассматривали крылатые машины, на которых работали их отцы, мужья и братья. Но тогда мало кто обратил внимание на стоявший одиноко около ангара Ту-104АК. Это был один из трех самолетов, доработанных из пассажирских в летающие лаборатории для тренировки космонавтов в невесомости.

Летающая лаборатория Ту-104АК. 1991 г. Ныне самолет находится на последней стоянке в Звездном городке.

Помню первую такую машину с бортовым номером 46 весной 1967 года, когда нам, молодым сотрудникам НИИ ВВС, довелось впервые ознакомиться с ней. В кабине самолета на левом кресле расположился командир 70-го исследовательского полка Герой Советского Союза В.С. Серегин, готовившийся к полету. Будучи мальчишками, мы, жители Чкаловской, хорошо знали в лицо всех Героев, а тут представилась возможность поговорить с Владимиром Сергеевичем наедине. Тогда мы и предположить не могли, что менее чем через год его жизнь оборвется вместе с жизнью Юрия Гагарина.

В День Воздушного флота на стоянке аэродрома можно было увидеть самолеты Л-39 70-го авиаполка, взлетавший Ан-12Б, стоявшие поодаль воздушные командные пункты Ил-80, Ил-82 и Ил-22, пассажирские Ил-62М и Ту-154Б-2 из 8-й Краснознаменной дивизии особого назначения, а также прочие самолеты, находившиеся на вооружении ВВС СССР.

Запуск двигателя УТС Л-39 авиаполка им. Серегина. 1991 г.
Выруливание на исполнительный старт и взлет Ан-12Б. 1991 г.

Cтоянка самолетов Ил-80 и Ил-82. 1991 г.
Ан-124 «Руслан» с открытым передним грузовым люком. 1991 г.
Ил-62М Министра обороны СССР. 1991 г.
Ту-154Б-2. В декабре 2017 года эта машина потерпит катастрофу над Черным морем. Фото 1991 г.

Филиал НИИ ВВС в тот день представил для обозрения вертолет Ми-8МТВ.

Спустя год праздник повторили. На этот раз на аэродроме было свободнее, удалось с фотоаппаратом пройти на дальние стоянки, куда в молодости доводилось ездить лишь по служебной необходимости.

На стоянке прилетающих можно было увидеть самолет дальней радиолокационной разведки и управления А-50, а на стоянке НИИ ВВС – Ан-72, Л-410, Ан-26, разведчик Ил-20, вертолеты Ми-26 и грузовой Ан-12Б НИИ ПДС, на котором испытывали парашютно-десантные средства.

Разведчик Ил-20. 1992 г.
Вертолет Ми-26 из филиала НИИ ВВС 1992 г.
Воздушный пункт управления Ил-22. 1992 г.
Самолет Ил-76ТД с символикой ООН и его командир А.А. Шестеркин (на фото ниже). 1992 г.

Самолет ДЛОиУ А-50. 1992 г.
Радиационный разведчик Ан-30 с фильтргондолами ФУКА. 1992 г.
Ан-12БК специального назначения, переоборудованный в грузовой. 1992 г.
Ан-124 «Руслан» с символикой НИИ ВВС, отметившего в 1990-м свое 70-летие, и Ил-62М 8-й акдон. 1992 г.
Ан-12Б НИИ ПДС был частым гостем в Чкаловской. 1992 г.
Л-410 и Ан-26 на стоянке филиала НИИ ВВС. 1992 г.

В дальнем углу аэродрома стояли Ан-12Б и вертолет Ми-6, а неподалеку – останки Ил-14 из 8-й акдон.

Останки последнего Ил-14 из 8-й акдон на «задворках» аэродрома. 1992 г.
Выработавшие свои ресурсы Ан-12Б и вертолет Ми-6, многие годы использовались для демонстрации возможности загрузки различной боевой техники. 1992 г.

Естественно, были и другие машины. Но сейчас полностью восстановить по негативам события почти 30-летней давности трудновато.

Николай ЯКУБОВИЧ


Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
14 − 5 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...