Skip to content

Мадрид Куатро Вентос:
авиационно-космический музей Испании

Museo de Aeronáutica y Astronáutica или в сокращенном варианте – Museo del Aire – крупнейший в Испании авиамузей, расположенный на территории старейшего столичного аэропорта (и одноименной военной базы) Cuatro Vientos. На территории более 66 тыс. м2 разместились 6 ангаров с экспозициями, а коллекция музея насчитывает около 200 летательных аппаратов, значительная часть которых, несомненно, являются раритетами (сами сейчас все увидите). Плюс огромная коллекция авиадвигателей, воздушных винтов, тренажеров и многого другого, чем богата история  авиации вообще и испанской – в частности.
Заправляют там военные, т.к. музей относится к военной базе, и пройти на территорию можно только через КПП, где просят предъявить паспорт. Мой “бывший серпастый/молоткастый” почему-то произвел странное впечатление. Боец на КПП сначала кому-то звонил и долго что-то выяснял, а потом чуть ли не за ручку отвел к проходной музея. Предупредив к тому же, что по убытию я должен ему показаться. Спасибо, что хоть паспорт не отобрали… На проходной с меня не преминули содрать 3 евро, якобы за билет, хотя в описаниях фигурирует бесплатный вход. Как оказалось, это была какая-то благотворительность (добровольно-принудительная). С учетом ожидания на КПП и “обилечивания” полчаса – коту (или псу?) под хвост. И поскольку музей открыт всего-то с 10 до 14 часов, времени – в обрез. А экспозиция – огромная. Часть ее расположена под открытым небом, с нее и начнем. В основном, здесь представлена авиатехника, в разные годы находившаяся на вооружении ВВС Испании. Но не только. Итак…
Военно-транспортный CASA С-207 Azor национальной разработки и производства. Создан в середине 50-х гг., построено всего 22 машины. Эксплуатировался в ВВС страны до середины 80-х гг.


Огромный Boening KC-97L Stratotanker виден издалека. Несмотря на “зрелый” возраст, машина прекрасно сохранилась. Три таких заправщика (б/у из состава Национальной гвардии США) были приобретены в начале 70-х гг. для тренировок пилотов разведчиков “Фантом” по дозаправке в воздухе. В 1972 г. машины вошли в состав 123-го эскадрона и эксплуатировались там в течение 4-х лет. За время эксплуатации самолеты налетали в общей сложности более 1000 часов, перекачав в баки “Фантомов” миллион литров топлива.

Lockheed P-3A Orion еще ожидает своей очереди на реставрацию. В отличие от других авиамузеев, испанцы не стесняются выставлять такие машины на всеобщее обозрение. И правильно. Для многих энтузиастов частично препарированная машина представляет куда больший интерес, чем отлакированный экземпляр.
Свою патрульную службу в составе испанских ВВС “Орионы” несут с 1973 г., когда три первых P-3A заменили летающие лодки “Альбатрос”.

Легкий военно-транспортный CASA C-212 Aviocar – настоящий бестселлер испанского авиапрома. Машина выпускается с 1974 г. до сих пор (построено более 400 экземпляров) и эксплуатируется почти в трех десятках стран по всему миру.

В музее представлены несколько экземпляров этого легкого транспортника.

Так же, как и машины, на смену которым пришел С-212. Это еще один С-207 “Азор” в экспозиции.

Учебно-тренировочный Morane-Saulnier MS-733 Alcyon из состава авиации ВМС Франции. Прототип впервые поднялся в небо в 1949 г., а во французской морской авиации этот УТС прослужил с 1957 г. по 1975 г.

Противопожарная амфибия Canadair CL-215 состоит на вооружении подразделений ВВС Испании с 1971 г.

На сегодняшний день это самый распространенный самолет-амфибия в мире.

Единственная находившаяся в составе испанских ВВС американская амфибия Consolidated PBY Catalina. Попала на службу почти случайно. В 1943 г. “Каталина”, принадлежавшая тогда авиации армии США, совершила аварийную посадку в районе заморской территории Испании – Испанской Сахары. Впоследствии была продана метрополии и с 1949 г. 5 лет “оттрубила” в рядах ВВС Испании в качестве патрульного и противопожарного самолета.

Знаменитая “Дакота” – Douglas C-47A. Эти долгожители состояли на вооружении испанских ВВС до 1980 г.

Предшественниками канадских амфибий CL-215 в рядах ВВС страны были такие вот американские амфибии Grumman HU-16 Albatross. Машина в свое время очень популярная: выпущено более 450 экз., 22 страны-эксплуатанта. Использовались в качестве поисково-спасательных, противолодочных и пожарных. В испанских ВВС несли свою службу с 1954 г. по 1979 г.

Еще один “канадец” (помимо CL-215) в коллекции музея – средний военно-транспортный самолет de Havilland Canada DHC-4 Caribou, впервые взлетевший в 1958 г. Благодаря уникальным взлетно-посадочным характеристикам (длина разбега / пробега не более 300 м) в свое время был довольно популярной машиной и долгое время находился на вооружении более двух десятков стран, включая США. Активный “участник” вьетнамской войны. ВВС Испании оперировали дюжиной новых “Карибу”, позже дополненных 24-мя б/у машинами С-7А из состава ВВС США. Эти “рабочие лошадки” были выведены из состава испанских ВВС в 1991 г.

Легкий связной Dornier Do-27. Интересен тем, что немецкий авиаконструктор Клод Дорнье разрабатывал этот самолет в Испании под требования испанских ВВС и в тесной кооперации с инженерами фирмы CASA. Первоначально машина имела обозначение Do-25, и ее несколько доработанный вариант CASA выпустила под обозначением С-127 или Do-27A. Затем уже серийный выпуск наладили в ФРГ.

Военно-транспортный Douglas DC-4 (военное обозначение – C-54 Skymaster). В составе испанских ВВС в период с 1959 г. по 1976 г. находились 17 таких лайнеров. За время эксплуатации они налетали 80 тыс. часов. Эта машина была списана в 1976 г., и в следующем пополнила коллекцию музея.

Лицензионный CASA-352L – точная копия знаменитого Юнкерс Ю-52/3m, выпускавшаяся в Испании в 50-х гг. Самолет эксплуатировался военными вплоть до 70-х гг.


Первый прототип учебно-тренировочного СASA C-101 Aviojet, разработанного испанским авиапромом по заказу национальных ВВС в 1975 г. Эта машина имеет имя собственное, обозначенное на табличке рядом с экспонатом, – “Mirlo” (“Черный дрозд”).

Под крышей музея нашли свое пристанище и легкие связные, тренировочные машины, такие как вот этот Piper PA-30-160 Twin Comanche

или этот Piper PA-31P Navajo, до 1991 года использовавшийся, как УТС и самолет обеспечения.

Ну, очень редкая на европейских просторах машина – австралийский Transavia PL-12 Airtruk для сельхозработ. В 1977 г. совершил перелет протяженностью 22 тыс. км из австралийского Сиднея в испанский Сабадель, а в 1991 г. был подарен музею заводом-изготовителем.

Единственный в составе испанских ВВС американский бомбардировщик North American B-25 Mitchell (с/н 41-30338) является трофейным. Он эксплуатировался испанскими военными в период с 1948 г. по 1956 г.

Первый испанский реактивный самолет – HA-200 Saeta. Точнее, его модификация HA-220 Super Saeta. История этой машины интересна тем, что, как и поршневой ее предшественник HA.100 Triana, “Саета” была спроектирована Вилли Мессершмиттом. После разгрома гитлеровской Германии он перебрался в Испанию и трудоустроился в авиастроительную компанию HASA. В основе упомянутого HA.100 лежал его проект военного времени Me.106G, а HA-200 фактически стал развитием HA-100 с парой турбореактивных двигателей Турбомека “Марборе” вместо поршневого.  Первоначально HA-200 даже имел обозначение HA-100 R-1 SAETA.

Самолет оказался довольно удачным, и на основе УТС создали ударную модификацию HA-220 Super Saeta (на обоих фото), способную нести бомбы, контейнеры с пушкой или НАР.
HA-200 в модификации “В” строились по лицензии в Египте (собрано 90 машин), HASA в Испании построила для ВВС своей страны 110 машин (еще 10 – на экспорт), состоявших на вооружении до начала 80-х гг. Несколько экземпляров этого самолета до сих пор находятся в летном состоянии и периодически участвуют в различных авиасалонах и авиашоу.

Двухместный учебно-боевой Dassault Mirage F.1B. Я всегда замираю у “Миражей”, восхищаясь изяществом детищ Дассо… И даже перемещающиеся по очень громкому сигналу сирены с места на место школьники (у них, видимо, какая-то обучающая игра проводилась в этот день – это еще один фактор, не добавлявший комфорта пребыванию в музее) не могли испортить впечатления от французской “спарки”.
Для ВВС Испании были закуплены 6 двухместных машин (с поставкой в 1976 г.). , которые эксплуатировались вплоть до 2013 г.

Следующие два экспоната родом из Швеции. Это самолет радиоэлектронного противодействия  SAAB J-32E

и многоцелевой истребитель-штурмовик SAAB AJS37 Viggen. Отреставрированный “Вигген” своим внешним видом, конечно, выгодно отличается от ожидающего своей очереди на это мероприятие старичка “Лансена”. 🙂

Приятно удивляет скурпулёзность, с которой реставраторы возвращают авиатехнике ее первоначальный внешний вид. И почему-то никто здесь не красит стойки шасси серой краской только потому, что серебрянка закончилась. Даже схему оригинального камуфляжа восстанавливают “один к одному”. Эх…

North American F-86F Sabre на протяжении почти двух десятков лет был основным тактическим истребителем ВВС Испании. Первые машины начали поступать на вооружение еще в 1955 г., а распрощались испанские пилоты с истребителем только в 1972 г. Пятерка “Сейбров” из состава 1-го истребительного крыла в 1956 г. образовали пилотажную группу Patrulla Ascua (“Патруль тлеющих углей”). Собственно, именно в окраске этой группы мы “Сейбр” в музее и видим. К слову, группа просуществовала относительно недолго, до начала 1965 г.

А это “сменщик” “Сейбра” в испанских ВВС – Northrop F-5A Freedom Fighter. В конце 60-х гг. в Испании было организовано лицензионное производство всех вариантов “Фридом Файтера” для нужд ВВС,

в т.ч., разведчика RF-5A. Лицензионные самолеты имели начальную букву S в наименованиях, так что это SRF-5A. Причем, конвертированный из истребителя: половина SF-5A были переделаны в разведчик, при этом пушки М39 (на верхней части носа) остались на месте. Замечу, что двухместные SF-5B (после неоднократных модернизаций они теперь именуются SF-5M) продолжают оставаться на вооружении (19 единиц), как минимум, до 2024 г.

Еще один представитель французской “школы изящных искусств” – Dassault Mirage IIIE.  Повторяться не буду. О службе этих самолетов в ВВС Испании читайте здесь.

Одноместные Dassault Mirage F.1С(E) и  F.1E(E) Испания приобрела несколько раньше “спарок” (см. выше), в 1975 г. А всего ВВС оперировали 91 машиной Mirage F.1, завершившими свою служебную карьеру в 2013 г.

Знаменитый “Фантом” –  McDonnell Douglas F-4C Phantom II. В 70-е гг. ВВС Испании получили, в общей сложности, 44 “Фантома”, ранее состоявших на вооружении ВВС США,

в том числе, четверку вот таких тактических разведчиков RF-4C. Истребители сошли с “испанской сцены” в 1989 г, разведчики прослужили гораздо дольше – вплоть до 2002 г.

В музее представлена и отечественная авиатехника, по всей видимости, из состава ВВС Восточной Германии. Машины пока в “дореставрационном” состоянии, но, учитывая, что на реставрации в это время находился МиГ-21СПС, не сомневаюсь, что очередь дойдет и до этих машин.

“Из наших” в музее не только Су-22М4 (вверху), МиГ-23МЛ (ниже) и МиГ-17Ф с опознавательными знаками ВВС Болгарии, отреставрированный, кстати (еще ниже). В ангарах можно увидеть реплики раритетных И-15 и И-16, бережно хранящиеся в экспозиции.


И вот теперь, после осмотра многочисленной наружной экспозиции (за исключением вертолетов) мы пройдемся по ангарам. Здесь сосредоточены, по большей части, настоящие раритеты. Причем, не только в виде летательных аппаратов, но и авиадвигатели, тренажеры, вооружение и прочее, прочее, прочее… Чтобы познакомиться со всеми ними подробно, не хватит и полного дня. Что уж говорить о тех несчастных 4 часах, в течение которых открыт музей… В общем, ускоряемся!

Довоенный De Havilland DH.89 Dragon Rapide сверкает, как новый. В свое время этот небольшой пассажирский самолет был достаточно популярным (построено 727 машин). А экспонат интересен еще и тем, что в в нем в июле 1936 г. пара офицеров британской разведки вывезла будущего испанского диктатора Франко с Канарских о-вов, где он руководил военным мятежом, в Испанский Марокко. Следом в Испании разгорелась полноценная гражданская война…

“Широкораспространенная” музейная ценность – учебно-тренировочный North Аmerican T-6 “Texan”. В мадридском музее представлен сразу в двух экземплярах, оба раньше служили в ВМС США: вот этот SNJ-5

и более ранний SNJ-4. Обе машины отреставрированы и находятся в идеальном состоянии. Впрочем. как и все остальные экспонаты в ангарах. Поэтому данный момент принимаем как должное и больше на него не отвлекаемся 🙂

Еще одна “Супер Саета” с довольно внушительным арсеналом: 4 блока НАР и пара пушечных контейнеров. Солидно!

Первый американский реактивный учебно-тренировочный самолет Lockheed T-33A Shooting Star. Очень распространенная техника в свое время! Самолет эксплуатировался более, чем в 40 странах (построено более 6,5 тыс. единиц), в том числе – в Испании (60 машин).

А это двигатель Т-33 – General Electric (Allison) J33, первый реактивный мотор собственной разработки Дженерал Электрик. Очень мне нашего Буншу  климовский ВК-1 внешне напоминает. Хотя у того – другие корни, английские. Впрочем, как и у первых американских турбореактивных двигателей. Потому что дедушка у них один – английский инженер Франк Уиттл.

А вот тема автожира – исконно испанская. Создателем сей интересной конструкции летательного аппарата был изобретатель Хуан де ла Сиерва. А перед нами – реплика его шестой конструкции C-6 b, которую Сиерва построил в 1924 г. по заказу испанских военных. Автожир имел определенный успех не только на родине. В начале 1926 г. в Великобритании была основана “La Cierva Autogiro Company”, двумя годами позже даже открывшая филиал в США. В то же время, тема автожиров широкого распространения так и не получила, а с появлением вертолетной техники – почти сошла “на нет”.

С автожирами соседствует “вертолетная тематика”. Это американский Bell 47, в свое время очень распространенная винтокрылая машина (в период с 1946 по 1974 гг. выпущено более 5,5 тыс экз.).  Пожалуй, этой стрекозе фирма Белл была обязана своему послевоенному выживанию, т.к. ее успехи в других областях  в то время были весьма сомнительны.

Французский Aerospatiale SA.319 Alouette III был разработан во второй половине 60-х гг. Тем не менее, он до сих пор эксплуатируется, а в некоторых странах (Индия, например, где он строится по лицензии) состоит на вооружении.

Многоцелевой вертолет Westland Whirlwind – лицензионная версия  S-55 конструкции фирмы “Сикорский”. Использовался в ВВС Испании в качестве поисково-спасательного. Первые S-55 (военное обозначение – Н-19), еще американского производства, поступили испанским военным в 1948 г. В середине 60-х гг. их сменили английские лицензионные машины, прослужившие в войсках до 1998 г.

Двухместный вертолет Aerotecnica AC-12 Pepo национальной разработки и производства. Бестселлером, увы, не стал. Испанская фирма Aerotecnica планировала создать этой машиной конкуренцию американскому Белл 47, но заокеанский вертолет, благодаря крупносерийному производству (следствие войны в Корее), оказался втрое дешевле… Всего дюжина АС-12 покинула заводской цех Aerotecnica в Мадриде, после чего фирма переключилась

на более вместительный пятиместный АС-14 (внизу на фото) с газотурбинной силовой установкой. Но и эту машину постигла участь старшего брата. Десяток вертолетов был поставлен ВВС Испании в 1961 г,, но служба их у военных была недолгой. Интересной конструктивной особенностью этого вертолета является отсутствие хвостового винта. Компенсация реактивного момента и управление по курсу осуществляется за счет выдува горячих газов от двигателя из соплового аппарата на конце хвостовой балки.  Значительно позже (в 80-х гг.) эта схема в усовершенствованном виде стала использоваться в американских вертолетах Хьюз (т.н. система NOTAR).

Разведывательный автожир La Cierva С.19, создан в 1929 г., выпускался небольшими сериями по лицензии в Германии, Франции, Великобритании. Этот аппарат как раз построен в 1932 г. английской фирмой Авро.

Дальнейшее развитие С.19 – La Cierva C.30. Самое успешное детище Хуана де ла Сиервы: в Великобритании, Франции и Германии в 30-е гг. было построено 150 экземпляров этой машины.

Английский De Havilland DH-87A Hornet Moss, 1934 г. Не так популярен, как его старший брат – учебно-тренировочный DH-82 Tiger Moss, строившийся тысячами. 165 таких машин было всего построено. На сегодняшний день в мире сохранились всего три экземпляра этого биплана, а в Испании это единственная оставшаяся в живых машина.

Учебно-тренировочный Huarte Mendicoa HM-1, разработан в начале 40-х гг. в Национальном Институте авиационных технологий ( Instituto Nacional de Tecnología Aeronáutica (INTA)) для ВВС Испании. Первоначальный вариант оказался довольно “сырым” и долго доводился до ума. Лишь в начале 50-х была изготовлена серия из почти двух сотен машин. Но и серийные образцы были очень строги в управлении ( и это – самолет первоначальной летной подготовки!), за что получили у летного состава нелестное прозвище “La Monda” (“чистильщик”), а аббревиатура названия самолета расшифровывалась как  “H-ombre M-uerto” – “мертвец”.
А эта машина, наоборот, пользуется огромной любовью и уважением у нескольких поколений пилотов. Bücker Bü 131 Jungmann – один из самых распространенных учебных бипланов в мире. Созданный в начале 30-гг. в Германии, в предвоенное время он завоевал большую популярность не только в Европе: более тысячи таких бипланов были построены в Японии. А в Испании машина выпускалась фирмой CASA вплоть до начала 60-х гг. и служила в ВВС до 1968 г.  в качестве самолета для первоначальной подготовки. Значительное количество списанных с военной службы машин до сих пор эксплуатируются многими аэроклубами, историческими фондами  и частными лицами.

В облике следующего экспоната легко угадывается Мессершмитт Ме-109. Так и есть! HA-1112 Buchón – это дальнейшее развитие лицензионного Me-190G-2, выпуск которого испанский авиапром налаживал с 1945 г. под обозначением НА-1109. Правда, первые 24 машины до строевых частей не добрались. А вот последующие модификации – HA-1112-K1L “Tripala” с двигателем “Испано-Суиза” вместо немецкого “Даймлер” (1951 г., выпущено 65 штук)

и HA-1112-M1L Buchón с английским мотором “Мерлин” фирмы Роллс-Ройс (1954 г., выпущено 172 машины) до середины 60-х гг. находились в составе ВВС Испании.

Еще один “немец” в коллекции музея – легкий транспортный Dornier Do-28A-1. ВВС Испании оперировали этим самолетом в единственном экземпляре в Экваториальной Гвинее, когда она была заморской провинцией. После предоставления стране независимости машина до 1980 г. использовалась в испытательных подразделениях ВВС.

Легкий туристический и связной самолет AISA I-IIB Desentelado. Выпускался с 1953 г., было построено 200 машин для ВВС страны и аэроклубов.

Одноместный УТС Bücker Bü 133 Jungmeister – дальнейшее развитие ранее виденного Bücker Bü 131 Jungmann. Использовался для повышенной летной подготовки. В 1937 г. немцы передали франкистам 20 самолетов, еще 25 были построены по лицензии фирмой CASA. Экспонат эксплуатировался в период с 1946 г. по 1968 г., после чего в 1969 г. был отправлен в музей.

К героям гражданской войны – истребителям Поликарпова И-15 и И-16 у испанцев особое отношение, о чем я упоминал в рассказе о Каталонском авиафонде в Сабаделе.  Поэтому в главном авиамузее Испании присутствуют реплики обеих советских машин. И-15 строился по заказу музея в период с 1986 г. по 1988 г. в частной мастерской,

реплика же И-16 пополнила музейную коллекцию еще в 1958 г.  Честно говоря, ситуация немного непонятная, учитывая, что обе поликарповские машины эксплуатировались в испанских ВВС до начала 50-х гг. Почему не сохранились оригиналы – непонятно…

Американский Stinson C-108 Voyager использовался испанскими ВВС как учебно-тренировочный и связной в период 1950-1964 гг., всего были приобретены 42 машины. После “увольнения в запас” значительная их часть перекочевала в аэроклубы. Замечу, что в первые послевоенные годы самолет был мегапопулярным. За 3 года серийного производства (1945 – 1948 гг.) выпущено более 5 тыс. “Вояджеров”.

“Французик затесался”… 🙂 И не простой, а Morane-Saulnier MS.181 – редчайший сегодня экземпляр учебного самолета, впервые поднявшегося в небо 90 лет назад! Музейная аннотация к аэроплану повествует только о двух “оставшихся в живых” летных образцах этого самолета, а получили ее испанские музейщики по обмену с французской авиационной ассоциацией “J.B.SALIS”.

Итальянский Fiat CR.32 – самый массовый истребитель, воевавший на стороне франкистов во время гражданской войны в Испании. И самый скоростной, по оценкам многих историков, биплан. На нем летал и самый результативный пилот мятежников Хоакин Гарсия Морато, одержавший 40 воздушных побед. 4 апреля 1939 г. он на таком же самолете и разбился.

Тренировочный AISA I-115 выпускался серийно в 50-е гг., построено две сотни машин, их них полторы – для собственных ВВС, где они заменили не слишком удачный НМ-1. Военную службы эти УТС покинули в 1976 г., продолжив летать в многочисленных аэроклубах. Этот самолет пополнил музейную коллекцию в 1969 г.

Интересной особенностью реплики поликарповского “Ишачка” (или Mosca, как его называли испанцы) является различная окраска правого и левого бортов.

Американский учебно-тренировочный Beechcraft T-34A “Mentor. 25 купленных в США машин эксплуатировались, в основном, в Академии ВВС довольно долго – с 1958 по 1990 гг. Общий налет составил 100 тыс. часов, причем, без летных происшествий.

Реплика триплана Fokker DR.1 в оригинальной окраске “красного барона” Манфреда Альбрехта фон Рихтгофена. Пожалуй, именно благодаря барону реплики этого аэроплана пользуются популярностью на Западе, т.к. сам по себе самолет (с точки зрения ЛТХ), мягко говоря, так себе…

Идем дальше. В следующем ангаре сосредоточено множество интересных артефактов, и если я начну подробно их описывать, читатель наверняка уснет 🙂 . Поэтому – кратенько, буквально – одной строкой.

Комплексный тренажер американского “Фантома”.

Различные типы тренажеров, которые использовались в ВВС Испании для подготовки пилотов.

Советский двигатель ВК-1 с удлинительной трубой. Полагаю, c того МиГ-17 с наружной экспозиции.

Один из первых серийных (если точно – второй) турбореактивный двигатель – De Havilland Goblin, “сердце” многих первых реактивных истребителей.

Двигатель “Миража” IIIC – Snecma Atar 09C.

А это самый современный европейский военный двигатель – Eurojet EJ200, устанавливается на истребителях “Тайфун”.

Кабина тренажера лайнера “Боинг-727” внутри (за стеклом)

и снаружи.

Представлены и космические аппараты национального производства, а в экспозиции на улице – небольшие ракеты.

Далее мы попадаем в ангар, где, в большинстве своем, представлен период развития авиационной техники от самолета братьев Райт (в виде реплики, конечно) до 30-х годов. Здесь собрана богатейшая коллекция, которыми музей по праву гордится. Давайте смотреть!
Реплика летающей лодки Dornier WAL в варианте Plus Ultra, специально подготовленном для перелета из Испании в Южную Америку в январе 1926 г. Менее, чем за 60 часов гидросамолет преодолел расстояние в 10270 км с шестью промежуточными посадками.

Оригинальный (в смысле – не реплика) разведчик-бомбардировщик CASA-Breguet XIX (по лицензии в Испании построено более 200 машин), на котором были совершены два перелета на дальность: в 1928 г. из Севилью в Насирию (Ирак) – 4600 км и в 1929 г. из Севильи в бразильскую Баию (6550 км).

Легкий спортивный British Aircraft Eagle середины 30-х гг. особой популярностью похвастать не может: англичане построили чуть больше 40 таких самолетов. Но в музее этот экземпляр совсем не случайно: в 1935 г. молодой (всего 21 год!) испанский пилот Хуан Алонсо-Пескьера (Juan Ignacio Pombo Alonso-Pesquera) совершил на этом самолете трансатлантический перелет из Испании (г. Сантандер) в Мексику (Мехико). За 76 часов летного времени он преодолел 15 970 км, из них более 3 000 км – над океаном.

Morane-Saulnier MS.230. В 30-х гг. Испания приобрела 6 таких учебных самолетов для летной школы в Сантьяго-де-Рибейра, но ни один из них не уцелел во время гражданской войны. А выставленный в музее экземпляр (с/н 1066) поступил в музей в 1995 г. путем обмена, после чего перекрашен в цвета авиации республиканцев.

Этот английский учебный Miles Hawk MkIII 1938 г. выпуска тоже попал в музей “по обмену” с французской ассоциацией “J.B.Salis”. А дорог испанцам он тем, что также участвовал в гражданской войне на стороне республиканцев.

Farman 402 французского производства принимал участие в гражданской войне в Испании с обеих противоборствующих сторон и использовался для связи. Это единственный оставшийся самолет этого типа в мире.

Немецкий тренировочный самолет Klemm L-25 серийно выпускался в 1928 г., построено 600 таких машин в нескольких вариантах. В Испании эксплуатировалось всего 5 машин, которые страна купила в 1929-1932 гг. Этот экземпляр был выпущен в 1931 г. и знаменит тем, что на нем летал известный ас I Мировой войны Эрнст Удет. Раритет интересен еще и тем, что эксплуатировался аж до середины 90-х гг., после чего в 1997 г. пополнил музейную коллекцию.

Реплика британского разведчика Bristol F-2B. 64 таких биплана состояли на вооружении испанских ВВС до 1931 г.

Еще одна реплика, на сей раз –  знаменитого английского биплана Avro 504, с 1919 г. состоявшего на вооружении испанских ВВС (51 самолет).

А это реплика английского бомбардировщика De Havilland DH-4 – одной из самых удачных конструкций этого назначения. Пожалуй, это лучший бомбардировщик I Мировой войны, по своим характеристикам практически не уступавший истребителям того времени. В Испании эти самолеты эксплуатировались с 1921 г. К слову, лицензионный выпуск DH-4 налаживался еще в царской России перед самой Октябрьской революцией. В 1921 г. в Советской России все-таки началось производство этого аэроплана, а чуть позже на его основе Н.Н. Поликарпов создал первый отечественный разведчик Р-1.

Самолет строился по лицензии и в США (причем, в наибольшем относительно других количестве), а в 1924 г. на нем американцы испытали первую систему дозаправки топливом в воздухе.

Реконструкция французского спортивного моноплана Morane-Saulnier MS.6 1912 г. Самолет был спроектирован специально для воздушных гонок. В период с 1913 по 1919 гг. три таких самолета эксплуатировались в Испании.

Реплика двухместного разведывательного биплана Fokker C.III голландского производства (1922 г.).

А начинается экспозиция с того, как зарождалась авиация. Здесь реплики самолета братьев Райт, первые “Блерио” и т.д. На детальном обзоре этой части я решил сэкономить время, т.к. до закрытия музея оставалось всего ничего, а меня ждали еще вертолеты на открытой стоянке. Осмотреть их сразу не представлялась возможным из-за квеста школьников, который они там разыгрывали.

На осмотр вертолетов оставалось минут 10-15, т.к. посетителей уже начинали потихоньку приглашать на выход.
Ничего выдающегося “по вертолетной теме” здесь не было, все модели хорошо известны широкому кругу. Вот, к примеру, как этот легкий транспортный Bell UH-1H Iroquois

или полицейский (а рядом – и военный) MBB Bo-105.

Еще один “Алуэтт III” службы контроля дорог МВД Испании. Над тамошними дорогами вертолеты этой “испанской ГАИ” можно видеть постоянно.

Поисково-спасательный Bell-47JB-1 Ranger. Три таких вертолета в 1965 г. были приобретены Испанией для поисково-спасательной эскадрильи авиабазы в Хетафе. Выведены из эксплуатации в 1983 г.

Совершенно замечательный советский Ми-2. Надпись на борту говорит сама за себя… Надеюсь, что они эту икону со временем вымоют хотя бы.

Ну вот, наш марафон по главному испанскому авиамузею завершен. Надеюсь, вы дочитали до конца и получили удовольствие. Благодарю за внимание и терпение 🙂
Удачи!


Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
21 − 6 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...