Skip to content

Radom AirShow 2018:
столетие ВВС Польши.

25-26 августа в польском городе Радом, на территории 42-й учебной авиабазы ВВС состоялось уже ставшее традиционным (16-е по счету) международное авиашоу. В этом году оно было приурочено к празднованию 100-летия образования военно-воздушных сил Республики Польша и обещало собрать рекордное количество участников и зрителей. Тем более, что в прошлом году авиашоу в Радоме первоначально было отменено именно для того, чтобы сконцентрировать все ресурсы в 2018 г.
И вправду, поздравить с юбилеем ВВС польских авиаторов, да и всех граждан страны, прибыли представители 22 стран, в показах было задействовано более сотни летательных аппаратов, а количество зрителей превысило 180 тысяч. Для обеспечения безопасности мероприятия привлечены более 4,5 тысяч сотрудников специальных служб. Однако, несмотря на столь знаменательную дату в истории страны, в этом году авиашоу лишилось, по утверждению организаторов, государственного финансирования и проводилось исключительно на спонсорские средства и доходы от продажи билетов и коммерческой деятельности. Довольно странное решение, как мне кажется… Более чем скромно выглядело участие в празднике и самих «виновников торжества». Июньская катастрофа польского МиГ-29 приковала к земле весь парк не только этих машин ВВС страны, но и ударных Су-22М4, оснащенных аналогичными катапультными креслами К-36. Сложнейшая погодная обстановка над Польшей в дни проведения авиашоу не позволила провести авиационный парад авиатехники. Не летали по каким-то причинам и польские вертолетчики – традиционные участники предыдущих авиашоу в Радоме. Но, к чести организаторов этого авиационного праздника, даже в таких неблагоприятных условиях они смогли организовать и провести авиашоу высочайшего уровня.

Итак, начнем. На авиашоу я пробыл оба дня его проведения. Первый день был посвящен съемке из-за забора (т.е., за территорией авиабазы), как места, наиболее подходящего для этого с точки зрения освещения. Во второй день снимал на аэродроме.
Предварительная рекогносцировка говорила о том, что единственное подходящее место для съемки за забором — это кучи какого-то строительного мусора и остатки бетонных блоков, находящиеся прямо у дороги вокруг аэродрома. Учитывая огромный интерес польских коллег-споттеров и к данному мероприятию, и к собственно этому месту, а также перекрытие дорог до начала шоу, мы решили выехать пораньше (ездили вдвоем с Алексеем Комрадом). Где-то к семи утра прибыли к аэродрому и уперлись в полицейских, уже перегородивших дорогу. На просьбу отпарковать машину около них ответили отрицательно, предложив ехать дальше по дороге, невзирая на запрещающий знак и шлагбаум. На вопрос «А как же запрет? Ничего?» только махнули рукой и поулыбались на прощанье…
Уже на подъезде к кучам стало ясно, что мы далеко не первые, а — скорее — одни из последних. Ибо народ тут, как оказалось, занимал места с вечера и ночевал в машинах. Германия, Великобритания, Нидерланды, Венгрия — каких номеров тут не было! А теперь еще и наш российский триколор. Худо-бедно, но пристроились и стали готовиться к съемке. А пока еще полеты не начались, замечу, что даже в этом месте «несанкциониованной съемки» устроители поставили туалетные кабины (бумага в кабинках присутствовала весь день 🙂 ), а местный бизнес подвез попкорн и еще какую-то снедь.
Серое-серое небо наводило на грустные мысли о качестве съемки. Солнышка явно не хватало. Зато при такой влажности легко увидеть и заснять срывы потока с крыла и концевые вихри, так что нет худа без бобра добра.

Программу открыла техника фонда «Бело-красные крылья», уже хорошо знакомые моим постоянным читателям Ан-2 и трио 3АТ3.

Уже снимая первых участников, я понял, какое «козырное» место для съемки мы заполучили. Самолеты проходят над головой, подставляя для съемки свои «спины». С традиционных мест такие снимки не сделать.


Программу продолжила пара «НАТОвских» вертолетов ВВС Чехии — Ми-171Ш и Ми-24.

Аппараты эффектно проходили над нами на малой высоте,

Но программы свою крутили довольно далеко, перед трибунами. Тем не менее, удалось запечатлеть, как «восьмерка» сначала высадила, а потом эвакуировала какого-то мужичка,

а «двадцатьчетверка» прикрывала операцию сверху.

Затем они сделали несколько проходов в паре.

Следующие участники — трио Cellfast Flying Team из аэроклуба г. Кросно — дебютанты радомского авиашоу. Они выступали на французских самолетах «Ралли» (причем, довольно «возрастных», выпускавшихся еще фирмой «Моран Солнье», а она влилась в компанию SOCATA в 1979 г.).


Несмотря на то, что «Ралли» скорее самолет учебный и туристический, нежели спортивный, пилоты продемонстрировали замечательную групповую слетанность и эффектное маневрирование на горизонталях.

Интервал и дистанции, конечно, достойны всяческих похвал.


После спортсменов-любителей выступил австрийский солист из знаменитой команды Flying Bulls на вертолете Bo-105. Выкладывать его умопомрачительные кульбиты я не буду: высоко, далеко и на фоне серого неба — блекло. А вблизи мы на него с удовольствием посмотрим в воскресном блоке, благо находились от него в непосредственной близости.
«Австрийскую тему» продолжил военный летчик на учебном SAAB-105Oe.

В силу небольших размеров самолета, низкой облачности и пр., выступление австрийского пилота эффектным назвать не поворачивается язык. Ну, что есть…

А вот пилотаж польского пилота Артура Килака был более выразительным. Правда, проходил он вблизи гостевых трибун, и с нашего места его спортивный ХА-41 выглядел очень маленьким.

Ожидаемого воздушного парада не случилось, хотя первоначальными планами он предусматривался, и даже американские F-22 «Раптор» планировали пролететь вместе с польскими F-16. Но, увы… То ли погода помешала, то ли все то же отсутствие господдержки мероприятия, то ли приземленная из-за катастрофы авиатехника. Но факт остается фактом — парада не было. Вместо этого над Радомом прошло звено новеньких Leonardo М-346 Master, этих «итальянских Як-130». По контракту 2014 г. Польша приобрела 8 таких самолетов, получивших здесь «имя собственное» “Bielik” («Белоголовый орлан»).

Они начали поступать на вооружение 41-й учебной базы в Деблине еще в конце 2016 г., а их эксплуатация началась весной 2017 г. С Деблина они и прилетели для прохода.

Следом за «бельками» в сопровождении шестерки «Бяло-червоных Искр» красиво проследовал новейший пассажирский Boeing-737 MAX — первый такой лайнер, поставленный национальной а/к LOT.

К слову, это тренд последних лет в Европе: лайнер с эскортом самолетов пилотажных групп. Даешь МС-21 с «Русскими Витязями» на МАКСе-2019!!!

Затем «Искры» отвалили, а «Боинг» снизился до 15-20 м (полагаю, не больше) и, покачивая крылом в приветствии зрителей, красиво прошел над полосой.

Гости авиашоу в полной мере ощутили, насколько тих этот аэроплан в полете. Фантастика какая-то!


Тем временем в небо поднялась сборная группа, состоящая из трех самолетов PZL-130 Orlik одноименной пилотажной группы ВВС Польши и пары ярко-желтых «Гарвардов», которых мы с вами наблюдали совсем недавно на Мазурах.

Их пилотаж был спокойным и выдержанным. Красивым, один словом.

Сначала вместе, а потом — и порознь они продемонстрировали свое мастерство в выполнении маневров.

Далее в программе — The Royal Jordanian Falcons!

Отлетали они свою программы без сучка — без задоринки и явили публике качественную программу. На том спасибо!


«Иорданских соколов» в небе сменили «Крылья шторма». Так переводится название пилотажной группы «Krila Oluje» из Хорватии.

Признанные мастера пилотажа в перевернутом положении самолетов выступают вместе с 2005 г.

В распоряжении пилотов — швейцарские УТС Pilatus PC-9. В группе 6 таких машин.

Фирменными элементами программы «Ураганных крыльев» считается элемент «Зеркало».

Обычно программы их выступления длится до 20 минут, так что есть время насладиться их пилотажем.

А дальше в небе снова появился чешский Ми-24В, но уже один (без Ми-171) и с оранжевыми дымами.


После «двадцатьчетверки» на горизонте появился НАТОвский «АВАКС» E-3A, совершивший проход на малой скорости над полосой.

И вновь в воздухе — пилотажные группы. Программу продолжают польские пилотажники: «Орлики» и сменившие их «Бело-червоные «Искры».


«Искры» долетывают последние годы. Есть информация, что в течение двух следующих лет они будут списаны.

Но что-то подсказывает, что на металлолом их разделывать не будут, а продадут в частные руки. Которые будут заботиться о них и радовать зрителей различных авиашоу полетами «ретро-самолетов».

Затем настал черед «одиночников». Первым взвился в небо чешский «Грипен». Пока он взлетает, к сольному выступлению готовится следующий участник — «Тайфун» GR.4 Королевских ВВС Великобритании. Как видите, Еврофайтер продвигается к старту.

Здесь вам и концевые вихри,

и срывы с переднего горизонтального оперения, и отстрел тепловых ловушек.

А это он имитирует заход на посадку. С проходом

Вот какие «облака» формируются на верхних поверхностях крыла!

Все, отработал!

Лишь только «Грипен» освободил полосу, в воздух устремился «Тайфун».

Программа англичанина была довольно тривиальной. Впрочем, в таких погодных условиях рассчитывать на что-то неординарное было сложно

В основном, программы всех солистов состояли из набора виражей и бочек, а также прохода на минимальной скорости.

А, ну да, забыл… Еще они интенсивно эксплуатировали «тему» выпуска-уборки шасси 🙂

Далее в программе следовал украинский Су-27УБ. Не хотел злоупотреблять вашим вниманием, дорогие читатели, но не выложить хотя бы малую толику снимков этой прекрасной машины не мог 🙂 .

Из «одиночников» это был самый красивый пилотаж. И самый «фотогеничный».

Солидные размеры истребителя, лучшая аэродинамика из всех летавших одноклассников (хотя какие они «одноклассники» нашему «двадцать седьмому»?), яркая окраска (спорная, правда, на мой взгляд: камуфляж все-таки маскировать должен, а не выделять, как мне кажется) — все это сделало Су-27 непревзойденным объектом для фотосъемки.


И снова — пилотажные группы. В воздух двумя пятерками уходит итальянская ««Frecce Tricolori». В своих постах я «спел» уже не одну оду мастерству летчиков 313-й учебной акробатической эскадрильи из Риволто, что недалеко от Венеции, более известных как «Трехцветные стрелы» (так переводится «Frecce Tricolori»). Да простят меня все-все-все, но я их считаю лучшими в мире!

На мой субъективный взгляд, так красиво — именно красиво — не летает больше никто. Да, у каждой пилотажной группы есть свои «фишки», которые «выстреливают» снова и снова. Но у «Фречче Триколори» каждый раз, когда я их вижу, к старым, проверенным элементам, заставляющих зрителей восторгаться, добавляются новые. Вот такой вертикальный роспуск, например, я увидел только в этом году.

И десять самолетов в таком плотном строю, пусть и учебно-тренировочных… Это вам не звено из четырех машин.


Ну, если уж птицы пытаются подражать итальянским пилотам, о чем тогда говорить?.. 🙂


Обожаю! Смотрел бы на них и смотрел…

За итальяснкими асами последовали финские — четверка «Полуночных ястребов» на учебно-тренировочных самолетах «Хок» английского производства.

Особенностью группы является очень-очень плотный строй.

Очень динамичный пилотаж и групповая посадка. Молодцы!

И снова — солисты. Пошла череда выступлений пилотов на истребителе F-16. Первым свое мастерство продемонстрировал турецкий пилот.


Следующим ушел в небо бельгиец. Мне его пилотаж понравился больше. Хотя, в целом, программы пилотажа на F-16 у всех однотипны: виражи, бочки и проход на эволютивной скорости.


Чуть позже летал на F-16 греческий солист. Я его сразу покажу, чтобы покончить с F-16 на сегодня. 🙂 К тому же, на мой испорченный вкус, его выступление было самым невнятным.


«Истребительную тему» подхватила единственная в Западной Европе пилотажная группа на боевых самолетах — швейцарская «Patrouille de Suisse», выступающая на легких истребителях F-5E Tiger.

Их программа новизной не отличалась, но смотреть их все рано приятно, хоть и по десятому разу. 🙂

А, кроме того, хоть и наблюдаю я за их творчеством с Радома-2011, хорошие (чего там скромничать 🙂 ) снимки с крупными самолетами мне удалось сделать впервые.

Чему был несказанно рад! 🙂

Нет, шикарное место для съемки, что ни говорите!

Этот элемент они ввели в программу, если не изменяет память, в 2014 г.


Пернатые не унимаются! То с «Фречче Триколори» потренируются, то со «Швейцарским патрулем»… 🙂

Этот военно-транспортный CASA295 в программе не участвовал. Просто хорошо получился… 🙂

Изюминкой авиашоу стало присутствие на нем пакистанской делегации. В летном показе впервые в Восточной Европе участвовал пакистанский истребитель JF-17 Thunder (он же — китайский Ченду FC-1 Сяолун) — совместная китайско-пакистанская разработка на базе МиГ-21Ф-13.

Двигатель — наш, российский РД-93 (аналогичный установленному на МиГ-29).

На сегодняшний день это — самый дешевый тактический истребитель в мире. И он определенно может заинтересовать некоторые небогатые восточно-европейские страны, до сих пор эксплуатирующие устаревшую советскую авиатехнику.

Полагаю, именно поэтому он здесь и появился.

Ну, а то, что пакистанский пилот продемонстрировал в ходе своего выступления, приятно удивило. Я не могу однозначно ответить, чем пилотаж этого самолета отличался от продемонстрированного «Грипеном» или F-16. Допускаю, что программа и была составлена именно таким образом, чтобы показать: мы ничуть не хуже! На мой взгляд, вполне удалось.

И опять — пилотажная группа. Да какая! «Patrulla Aguilla» из Испании!

Красиво, душевно, спокойно! Смотрим…


Испанцы, напомню, выступают на учебно-тренировочных CASA-101 Aviojet национальной разработки.

Группа в составе семи машин существует с 1985 г.


После испанцев выступили «Балтийские пчелы». Группа часто принимает участие в авиашоу и авиасалонах на континенте, и моим постоянным читателям, уверен, хорошо знакома. Поэтому — одним штрихом…


И завершали субботнюю программу «Летающие быки» из австрийского Зальцбурга. Которые не перестают удивлять (лично меня 🙂 ). В этот раз они явили публике одиночный пилотаж палубного УТС Т-28 «Троян» и групповой пилотаж бомбардировщика B-25J «Митчелл», палубного истребителя F4U «Корсар» (обе машины — времен Второй Мировой) и пары имеющихся в их распоряжении реактивных УТС «Альфа Джет». Совместное маневрирование поршневых и реактивных машин разных авиационных эпох — да уж!…

Вот взлетает «Троян». Его эффектные «выкрутасы»  🙂 чередовались с размеренным «наворачиванием кругов» группой во главе с «Митчеллом».

Воут F4U «Корсар».

А вот и пара «Альфа Джет». Взлетели все! сейчас начнется… 🙂

Очень жаль, что эта колоритная группа оказалась замыкающей. В конце августа после шести вечера уже темновато (и кто придумал летать до семи?), плюс солнца не видать. Выжимал из фотика уже все, что возможно…


Инфо для фотографов: это ISO 1600…


Вот и завершился первый день. Без солнца, с небольшими осадками и большей частью серым небом. Но и без ливня, который обещали.
Из города мы выбрались на удивление легко и быстро, грамотно объехав значительные пробки. Впереди был еще один день…

В воскресенье мы продолжили присутствие на праздновании 100-летия ВВС Польши уже в качестве обычных посетителей. Помимо 40 злотых (~ 700 р.) за однодневный билет пришлось еще выложить 30 злотых за парковку недалеко от входа. При входе на аэродром у всех отбирали воду. Видимо, с таким расчетом, что ее будут покупать в многочисленных торговых точках на территории. Скажу сразу, что расчет в этом плане у организаторов не оправдался. Вода текла с неба совершенно бесплатно от начала летной программы до самого ее окончания 🙂 Ну, а если серьезно, дождливая и ветреная погода больше располагала к горячим чаю/кофе, нежели к прохладительным напиткам. На продавцов мороженного вообще было жалко смотреть… В общем, как вы уже поняли, с погодой было не ахти, мягко говоря. Тем не менее, авиатехника все же летала, пусть и не том же объеме, что в субботу.
Несмотря на все это безобразие со стороны небесной канцелярии, народа собралось достаточно много. Мы зашли на территорию в первых рядах и еле-еле успели занять места около ограждения. Поскольку практически вся летная программа была отснята вчера, мы решили сконцентрироваться на проруливании участников «вдоль забора» с традиционным приветствием зрителей.
Летная программа началась один в один как в субботу, и я решил проскочить по аэродрому и посмотреть статическую экспозицию. Забегая вперед, отмечу, что статика разочаровала меня полностью. И смотреть было особо не на что, если честно. В прошлые года Польша выставляла практически все, что у них было на вооружении. Не только ВВС, но и морская авиация. В этом году — F-16 + несколько вертолетов. Основу статики составляли военно-транспортные борта.  Присутствовала авиатехника из правительственного отряда, что-то выставили производители. Но все очень скромненько. Сразу оговорюсь, что по статической экспозиции мне пришлось пройтись дважды. «Утренний обход» ввиду огромного количества страждущих сделал фотосъемку практически невозможной. То ли дело вечером, когда 99% посетителей схлынули!.. Это я к тому, что вместе выкладываю и утренние, и вечерние снимки.

Вот свой «Орлик» во второй версии продемонстрировал варшавский завод PZL.

Итальянская группа Leonardo представила ударный вариант своего М-346 с полным комплектом вооружения.

Правительственный Ми-17.

«Из той же оперы» борт №1 🙂  То есть 0001. Gulfstream G550, как и Ми-17, состоит на вооружении польских ВВС.


Польский F-16C «Ястреб» был единственным боевым самолетом ВВС, представленным на статической экспозиции. Зато «вооружен до зубов», включая тактическую крылатую ракету AGM — 158 JASSM (под правым полукрылом).


Пакистан выставил свой «Супер Мушак» — модификацию шведского УТС SAAB MFI-17. «Супер» имеет более мощный двигатель, цифровую авионику и «стеклянную» кабину.

C-130H «Геркулес» из состава Национальной гвардии американского штата Вайоминг (ну да! Это ж по соседству с Польшей, только дорогу перейти 🙂 ). Не очень простой самолет, как показалось. С кучей сенсоров и дополнительных антенн.

Литовский военно-транспортный c-27J «Спартан». Вот интересно, зачем Литве, которую на машине за три часа можно пересечь, самолеты с системой дозаправке в воздухе? Чего-то я в этой жизни не понимаю все-таки 🙁

А этот красавец «Геркулес» из Бельгии. Очередь в него была с двух сторон. С этой — посмотреть внутренности,

а с этой — сделать селфи на фоне такого шикарного «вождя краснокожих». Я вот улучил момент, когда никого не было. Повезло!.. 🙂

Отреставрированный к юбилею польский довоенный истребитель PZL P.11c из Польского музея авиации в Кракове. Это, пожалуй, самая большая ценность музейной экспозиции: единственный Р.11, переживший начало Второй Мировой войны в 1939 г.

Возвращаемся к забору. Несмотря на дождик, летная программа продолжалась. Вот слетал польский пилот на F-16C. Я как раз вернулся со статики к его посадке.

Оговорюсь сразу: в воздухе машины в это день я почти не снимал, сконцентрировавшись на съемке вблизи.


Немецкий пилот тоже вчера не летал, а вот сегодня отметился.


Чешский солист добросовестно отработал и в субботу, и в воскресенье.

Похоже, устал парень… Еще бы! В такую погоду работать …

Отлетал и Артур Килак.

«Иорданские соколы» тоже отработали, несмотря на дождь.


Снова прошел «АВАКС», причем — дважды, выпустив шасси на втором круге.


Bo-105 базировался почти напротив нас, поэтому его запуск, убытие на исполнительный и прибытие на место были как на ладони. Но… не его выступление. На сей раз оно проходило еще дальше от нас, чем вчера. Так что — только крупные планы.


Похоже, Летающие быки» сегодня отдыхают. Возле самолетов никакого шевеления.

В связи в крайне неблагоприятными погодными условиями воскресная программа была сильно (практически наполовину) сокращена, ближе к обеду полеты и вовсе были приостановлены. Народ смёл в палатках все имевшиеся плащи и слонялся по раскисшему от воды полю, рассматривая танк «Леопард», какую-то самоходную установку и другую военную технику. Но никто не расходился, все ожидали продолжения летной программы.
Чтоб уже совсем тоскливо не было, попросили пройти вдоль полосы полицейский W-3 «Сокол», патрулировавший окрестности авиабазы.

Ну, все какое-то развлечение… 🙂

Дважды взлетали разведчики погоды.


Видимо, зная дальнейший прогноз, взлетел и улетел домой бельгийский F-16.

Часа через два полеты возобновились. Летали пилотажные группы.
Снова отработала тройка «Орликов» вместе с парой желтых «Гарвардов».


Далее отработали хорватские пилоты.



И снова — «Орлики», теперь уже в полном составе.


Чешский Ми-24В эффектно смотрелся на фоне дождливого неба. И эти срывы с лопастей…


Финны в этот раз садиться вместе не рискнули, но программу отработали красиво.


Итальянским пилотам плохая погода — не помеха. Они прекрасно отработали свою программу! Так же, как если бы светило яркое солнце и безоблачным было небо. Смотрим!


Командир 313-й учебной акробатической эскадрильи полковник Мирко Каффелли. Спасибо Вам и Вашим подопечным за прекрасную программу!


Хочу заметить, что эскадрилья работает в довольно напряженном ритме, от трех до шести показов в месяц. Отрабатывают деньги налогоплательщиков по полной…
Завершали воскресную программу Baltic Bees.

Аккурат, пока они летали, запустился и порулил на старт «рэдбулловский» «Митчел».


Его руление перед нами совпало с проходом и роспуском «Балтийских пчел», благодаря чему удалось получить серию вот таких замечательных кадров, как этот.

«Пчелки» сели. Мимо нас они не рулили, т.к. базировались за полосой. Ну и ладно, зато потренировался в съемке с проводкой.


Взлет «Митчелла» стал заключительным аккордом двухдневного летного показа. Авиашоу завершилось.

Мы еще немного побродили по опустевшей статической экспозиции (см. фото выше), а в качестве бонуса нам выкатили (и в прямом, и в переносном смыслах)  «Белика», экспонировавшегося на статике. Благодарим!


В целом, несмотря на суровые погодные условия, праздник все же удался. И надо отдать должное и устроителям, и участникам, что они смогли и в такой обстановке подарить людям радость и положительные эмоции.Спасибо им всем!


Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
13 × 19 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...