Skip to content

Poznan Air Show 2018: день первый

Это событие следовало сразу за споттерским днем на НАТОвских учениях Tiger Meet, поэтому проигнорировать его было бы ошибкой. Организаторы обещали хорошую статическую экспозицию и насыщенный летный показ. Как отказаться?
Однако, учитывая, что спорттерская платформа («в лучших традициях как делать не надо») располагалась против солнца, первый день мы решили провести на «кучах» — насыпных холмах из песка и глины вдоль ограждения. Здесь солнце светило в спину, а близость рулежной дорожки обещала хорошие ракурсы. Мы — это питерские авиафотографы Максим Хусаинов, Александр Бабашов, Алексей Комрад, Лэйс Джобран из Чехии. Ну, и Саша Рыбальченко и я из Калининграда.
К нашему, совсем не позднему прибытию «на кучи», практически все они уже были оккупированы «коллегами по цеху». Тем не менее, мы кое-как втерлись в общие ряды (а потом — и в доверие 🙂 ). И очень своевременно, т.к. очень скоро стали прибывать гости — участники маневров, которых мы, не далее как вчера наблюдали, в Кшесинах. Сразу поясню: в Познани 2 аэродрома с бетонным покрытием — военный Кшесины и гражданский — Лавица. Именно здесь ежегодно и проводился «Аэрофестиваль», сменивший в этом году название на «Познань Эйр Шоу».
Покрасоваться на «статике» прибывали только стилизованные в соответствии с названием учений самолеты. Своеобразный такой парад «тигров», который мы «принимали» в хорошем ракурсе для съемки. Открыли его F-16; первым, по праву принимающей стороны, прорулил польский истребитель.

В голландском F-16B вторую кабину занимал игрушечный тигр. Без ЗШ летает, непорядок 🙂 Ну, правда, тут рядом, так что ничего страшного. Кстати, не об этом. Я заметил, что большинство участников были оборудованы подвесными контейнерами со многоканальной прицельной станцией AN/AAQ-33 Spiner. Служит для обнаружения и целеуказания, оптимизирован для противодействия системам ПВО.

Бельгийский «тигр».

Вот как выглядят фотографы, базирующиеся на так называемой «куче». Чуть позже туда, поближе к полосе, перебрались и мы с Алексеем.

Вслед за F-16 стали прибывать Еврофайтер «Тайфун». Это машина испанских ВВС.

Немецкий Еврофайтер — победитель Tiger Meet 2018 в номинации «Лучшая раскраска самолета».

У итальянского «Тайфуна» более лаконичная раскраска.

Как видите, очень много фотографов прилипли к забору. Съемка через сетку довольно популярна. Ну, и со стремянок люди снимают тоже. Замечу: рядом полицейская машина. Но, в отличие от наших реалий, никто не орет через матюгальник мегафон «Отойдите на 3 метра от забора», «Уходите! Нечего вам здесь делать» и коронное «Здесь снимать не положено»…

А в небе появилась очень колоритная группа с польским Су-22УМ3К, швейцарским F/A-18C, австрийским SAAB-105Oe и немецким «Tornado» ECR. Наиболее интересен здесь Су-22, ибо остальные машины мы видели на «Тайгермите» и еще увидим ниже.

А Су-22УМ3К блеснул, «аки ясное солнышко», крутанул эффектную бочку на форсаже и исчез за горизонтом.

Как видите, эта «спарка» тоже имеет «тайгермитовскую» окраску. И не случайно. 6-я истребительная эскадрилья ВВС Польши является продолжателем традиций и хранителем символики 6-го истребительно-бомбардировочного полка, эмблемой которого был тигр в прыжке. И еще в 2005 г. Су-22УМ3К этого полка была придана такая окраска, задолго до вступления подразделения польских ВВС в клуб «Тигров».

«Торнадо», с «убранным» крылом и на форсаже, как пущенная стрела, понесся на высокой скорости над полосой, выполнив эффектный проход перед посадкой.

А к нам подруливает приземлившийся ранее швейцарский «Тигр». Который вообще-то «Шершень» (фирменное обозначение F/A-18 — Hornet / «Шершень»/).

А следом за ним — и австрийский.

«Торнадо» приземлился. Обожаю этот самолет! И даже марево горячих газов от включенного реверса двигателей его не портят. Красавец, чего уж там… 🙂 Классика!

Пилот в шутку «пугает» нас тигриными когтями. Оператор более миролюбив: просто приветствует.

Последними прибыли венгерский и чешский «Грипены». Венгр тоже приветствует «диких» фотографов на холме.


После прибытия всех «Тигров» устроители освободили «окно» для пассажирских самолетов, а уж потом началось собственно шоу. С красивого спуска парашютистов с дымами и национальными флагами.

Летный показ был разбит на три блока. В первом участвовали спортсмены, в том числе — вот на таких сверхлегких гирокоптерах. Несмотря на свои миниатюрные размеры, эти очень популярные в Польше летательные аппараты выполнили энергичное маневрирование и «нарисовали в небе» красивые фигуры. Пара «57-й команды» (так называется этот дуэт) хорошо слётана и производит приятное впечатление своим выступлением.

Далее — тоже очень красиво отлетал Ан-2 фонда «Бело-красные крылья» и трио 3АТ3. Постоянным читателям эти участники хорошо знакомы по моим репортажам с Mazury Air Show и авиашоу в Радоме.

Заметно, что групповая слетанность ультралайтов из 3АТ3 растет с каждым годом.


А это Як-3У, известный по выступлению на берлинском авиасалоне ILA.


Так же, как и в Берлине, здесь они выступают вместе с репликой австралийского истребителя СА-13 «Бумеранг». Правда,  карусель воздушного боя крутить не стали, ограничившись парными проходами.

Пилот «Яка» тоже почтил нас своим вниманием. Спасибо за то, что храните память о советской авиатехнике!

А «Бумеранг» нам на рулежке «не обломился»: сел, развернулся на полосе и и по ней же укатил на место стоянки.

Дальше вступал известный в Польше пилотажник Артур Киляк на спортивной машине XtremeAir XA 41. Сначала он продемонстрировал красивый одиночный пилотаж, а затем работал в паре с еще одним Як-3 (на фото можно разобрать, как последний взлетает). Над полосой такое марево, что лучше в той стороне снимать и не пытаться. Пустое…

Ну, по сути это Як-11, а не Як-3, причем, выпущенный, по некоторым данным, в Чехословакии по лицензии. Двигатель на нем американский звездообразный R-2000 «Твин Осп». Самолет долго эксплуатировался в США, а в 2009 г. был выкуплен нынешним владельцем и перевезен в Европу. Простим им некоторые неточности с обозначением авиатехники: ведь Як-11 первоначально имел обозначение Як-3УТИ. Да и, в целом, низкий поклон этим людям, что хранят НАШУ авиационную историю и демонстрируют красные звезды там, где нынешние российские самолеты не летают, увы… Одна надежда на Фонд «Крылатая память Победы» и их коллекцию летающих легенд.

Кто-то пытается подражать пилотам 🙂

Отслеживая пилотаж Як-3У, обнаружил  в дневном небе «кусочек» Луны. Давняя мечта — «зацепить» кого-нибудь на ее фоне, похоже, реализуется здесь.

Замыкали первый блок, пожалуй, самая престижная в Польше пилотажная группа «Желазны» («Железные»).

Вот она, «рыба моей мечты»! 🙂

Пилот валился в штопор как раз между моим объективом и Луной. Как заказывали!.. 🙂


Летают эти ребята очень красиво. Их программа была богата на вертикальные маневры и «рисование» дымами различных фигур. Некоторые из них так и остались загадкой для нас, что же они вычерчивали в небе.

Этот их сезон отличался для меня от ранее виденного. Отсутствовал планер, который они обычно буксировали на высоту, а затем — в конце их пилотажной программы — этот планер красиво, с дымами и звуковыми эффектами, крутил над аэродромом нисходящую спираль.  Зато групповой пилотаж стал более длительным.

А где же их единственная девушка в группе, Агата?

«Железные» завершили первый блок показа, начался перерыв для взлета-посадки пассажирской техники. Трафик в Познани довольно однообразный. В основном, лоукостеры + «Люфтганза». Не будем на них отвлекаться. Разве что на этот А340, идущий по трассе…

А этот шел вне плана, с проходом, и очень близко. Ну, как не снять?! Круче любых самолетов…

Во втором блоке летного показа была задействована военная техника, участвующая в учениях «Тайгермит». Открыл блок австрийский SAAB-105Oe. Как и подобает учебно-тренировочному самолету, маневрировал он достаточно эффектно.

Правда, большая часть выступлений (это касается всех машин) проходила правее места нашего нахождения, напротив зрительских мест с той стороны аэродрома. Поэтому заснять технику поближе получалось нечасто.

СААБа сменил чешский «Грипен».

Его пилотаж был довольно коротким и крутился он, в основном, напротив трибун.

А вот испанский пилот на «Тайфуне» был, пожалуй, лучшим. И в этот день, и в воскресенье. Он летал красиво «до одури»!

Петли, горки, боевые развороты — все это шло непрерывным каскадом, с минимальными радиусами и, как мне показалось, пониже, чем летали остальные. Настоящий испанский мачо! Лучше всех!


В конце своего выступления прошел на минимальной скорости с выпущенным шасси и помахал всем крыльями. Спасибо за шикарный пилотаж!

Не успели мы опомниться после головокружительного выступления испанского летчика, слева на минимальной скорости подкралась пара корабельных «Рафалей» с выпущенными шасси и тормозными гаками.

Французы продемонстрировали одиночный и парный пилотаж. Их маневрирование было по-французски изящным.


Но, признаться, после испанца пилотаж французских летчиков у меня уже никакого особого восторга не вызвал. На четверочку…

Замыкал второй блок чешский Ми-24В. В основном,его показ проходил перед зрителями, нам достались лишь «крохи». Но я работу чешских вертолетчиков наблюдал уже неоднократно, поэтому сильно не расстроился. К тому же, увиденное на этом авиашоу особого впечатления не произвело.

Третий блок начался с одиночного пилотажа польского пилота на истребителе F-16. Он то и дело отстреливал тепловые ловушки,

благодаря чему удалось поймать вот такой момент поджига пиропатрона. Красивая подсветка «живота» обеспечена!

О маневренных возможностях (по крайней мере, в ходе демонстраций) этого американского «Сокола» я уже высказывался неоднократно, повторяться не буду. А вот ракеты на торцевых пилонах — AIM-120C AMRAAM — заслуживают всяческой похвалы. При стартовой массе в 150 кг иметь дальность пуска до 180 км (в зависимости от модификации) и скорость в 4 Маха — это надо очень постараться.  Серьезное оружие, похоже…

А, вот и Агата! Она теперь выступает соло. Красиво девушка летала!

Этот «Спитфайр» — основной истребитель Королевских ВВС Великобритании времен II Мировой войны — прибыл на авиашоу из туманного Альбиона.

Полное наименование машины — Supermarine 361 Spitfire LF.XVIe, построен в 1945 г.

Познаньское авиашоу было весьма богато на летающие легенды, надо заметить.

Пилот «Спитфайра» тоже не доставил нам еще одного (кроме своего пилотирования) удовольствия близким проруливанием, и убыл на стоянку по полосе.

Следующая легенда — из Чехии. Учебно-тренировочный УТИ МиГ-15, принадлежащий фонду «Летающие легенды Чехии».

Несмотря на возраст (выпущен в 1947 г.), самолет очень энергично маневрирует в ходе показательного выступления.


Интересно, сколько десятков (а, может, и сотен) тысяч пилотов в мире обязаны этой «летающей парте» тем, что обрели крылья?

Польский самолет аналогичного назначения TS-11 Iskra, хоть официально и состоит до сих пор  на вооружении польских ВВС, по праву тоже может носить «гордое звание» летающей легенды, ведь ему уже под 60!..

Дымка над полосой после взлета «Искры» стала прекрасным бэкграундом для МиГа.

Никакими высокими пилотажными характеристиками этот самолет не обладает, поэтому зрителям пришлось довольствоваться его пассами с дымом над полосой «туда-обратно».

И завершала летный лень в субботу совершенно потрясающая группа из Чехии «Птеродактиль Флайт» («Pterodactyl Flight»). В составе группы, в том числе, реплики самолетов времен Первой Мировой войны — Fokker E-III, S.E,5a, Sopwith 1½ Strutter Fokker D-VII.

Они не просто летали, а имитировали воздушные поединки и атаку наземных войск.

И все это — со звуковой имитацией. Стрельба, взрывпакеты… Красота, одним словом! 🙂 Жалко только, что все это происходило достаточно далеко от нас.

Имитация не только в воздухе, но и на земле: какие-то допотопные, соответствующие времени, палатки, грузовик, реконструкторы в форме того времени.

Всё! Подбили»Фоккер». Задымил…

На этом программа первого дня завершилась. Мы еще поспотили с часок-полтора регулярные рейсы, «для души», т.к. вечернее солнце к тому располагало. На следующий день мы с Алексеем запланировали посещение статической экспозиции, а потом — снова сюда, только встать хотели ближе к началу полосы. Но, попав «на ту сторону», так и не смогли оторваться от открывшейся там картины. А почему — читайте в окончании этого репортажа.
Удачи!


Комментариев еще нет. Станьте первым.


Все комментарии модерируются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
3 + 10 =


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...